г. Краснодар |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А32-11339/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Кореновскрыба" (ИНН 2335000260, ОГРН 1022304011058) - представителя Москалевой В.В. (доверенность от 01.02.2017), Трифонова А.В. (доверенность от 01.01.2018) и Першина А.В. (директор), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кореновскрыба" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2017 (судья Григорьева Ю.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-11339/2017, установил следующее.
ЗАО "Кореновскрыба" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа от 30.12.2016 N 23/002/803/2016-4564 в государственной регистрации права собственности общества на недвижимое имущество - рыбопитомника, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, станица Новокорсунская, секция 10, контур 15; возложении на управление обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности общества на указанный объект.
Решением от 11.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.11.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает на то, что заинтересованное лицо в оспариваемом отказе не указало, какие именно документы не представлены заявителем, в чем несоответствие содержания документов требованиям действующего законодательства. Рыбопитомник является комплексом гидротехнических и иных сооружений, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначении, а не на водных объектах. На участке отсутствуют природные водные объекты. В состав рыбопитомника входят здания, сооружения, искусственные водоемы, водопропускные трубы и т.д. Пруды рыбопитомника не имеют гидравлической связи (сообщения) с поверхностными природными водными объектами. Вода в пруды рыбопитомника закачивается насосами механически и распределяется по прудам системой трубопроводов, каналов и водовыпусков. Сброс воды с прудов рыбопитомника осуществляется через сбросной капал самотеком. Рыбопитомник является комплексом сооружений для вспомогательных целей разведения в рыбном производстве, а именно для разведения мальков. Рыбопитомник размещен на земельном участке сельскохозяйственного назначения в полном соответствии с разрешенным использованием. Получение разрешения па строительство вспомогательных сооружений для осуществления основной производственной деятельности не требовалось. Прудовые комплексы - рыбопитомники являются объектами недвижимого имущества сооружениями, тесно связанными с землей, перемещение их без причинения ущерба их назначению невозможно.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.04.2018 объявлялся перерыв до 14 часов 15 минут 12.04.2018, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru.
После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представители общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - рыбопитомник, КН/УН 23-23/005-000000006155645-4564, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст-ца Новокорсунская, секция 10, контур 15 в упрощенном порядке, представив для проведения следующие документы: заявление о регистрации от 28.12.2016, платежное поручение об уплате государственной пошлины и декларацию об объекте недвижимого имущества от 28.12.2016.
Сообщением от 30.12.2016 управление отказало обществу в государственной регистрации права собственности на рыбопитомник в упрощенном порядке (запись N 23/002/803/2016-4654).
Полагая, что решение регистрирующего органа не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права (интересы) общества, заявитель обратился в арбитражный суд.
В силу норм части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее - Закон N 122-ФЗ). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 названной статьи).
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН).
В силу пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отказывая обществу в государственной регистрации права собственности на рыбопитомник, управление указало на то, что согласно представленной заявителем декларации спорный объект не является вспомогательным сооружением, а представляет собой комплекс строений и гидротехнических сооружений на водном объекте, государственная регистрация прав на которые осуществляется в порядке статьи 22.1 Закона N 122-ФЗ. Право собственности на рыбопитомник не может быть зарегистрировано в упрощенном порядке.
Как установили суды и следует из представленных обществом в материалы дела документов, в том числе технического заключения от 13.09.2017, рыбопитомник состоит из строений (служебно-бытовых и складских зданий) и семи прудов с системой подачи, пропуска и сброса воды. Каждый пруд оборудован шлюзами и системой закачки, пропуска и сброса воды насосом по трубопроводам с задвижками, которые регулируют подачу воды непосредственно в пруд.
Довод заявителя об отнесении такого имущества к объекту вспомогательного назначения, право собственности на которое осуществляется в упрощенном порядке на основании исключительно декларации о соответствующем объекте, основан на неправильном толковании норм материального права.
Под объектом вспомогательного назначения следует понимать строения, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. В данном случае рыбопитомник не может быть отнесен к объектам вспомогательного назначения, так как представляет собой единый технологически связанный комплекс строений и сооружений, используемых для выращивания рыбопосадочного материала, то есть соединенных таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь).
Таким образом, в сообщении от 30.12.2016 регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации права собственности в упрощенном порядке.
Довод о том, что сооружения, в отношении которых испрашивается государственная регистрации, расположены на земельном участке, относящемся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, а не на водном объекте, подлежит отклонению.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры).
Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений (пункт 2 статьи 22.1 Закона N 122-ФЗ), в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования, пояснительная записка к ним; сведения уполномоченного органа о наличии (отсутствие) гидравлической связи пруда с иными водными объектами, поскольку пруды, имеющие гидравлическую связь с иными водными объектами, водные объекты, расположенные на водотоках, образованных в результате создания гидротехнического сооружения, в составе которого имеются водосбросные и водопропускные сооружения, являются совокупным элементом гидрографической сети и относятся к федеральной собственности.
Общество указанные документы на регистрацию не представило и необоснованно просило провести регистрацию в упрощенном порядке, в связи с чем оспариваемый отказ не противоречит положениям Закона N 122-ФЗ.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 по делу N А32-11339/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений (пункт 2 статьи 22.1 Закона N 122-ФЗ), в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования, пояснительная записка к ним; сведения уполномоченного органа о наличии (отсутствие) гидравлической связи пруда с иными водными объектами, поскольку пруды, имеющие гидравлическую связь с иными водными объектами, водные объекты, расположенные на водотоках, образованных в результате создания гидротехнического сооружения, в составе которого имеются водосбросные и водопропускные сооружения, являются совокупным элементом гидрографической сети и относятся к федеральной собственности.
Общество указанные документы на регистрацию не представило и необоснованно просило провести регистрацию в упрощенном порядке, в связи с чем оспариваемый отказ не противоречит положениям Закона N 122-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 апреля 2018 г. N Ф08-886/18 по делу N А32-11339/2017