г. Краснодар |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А53-34782/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "РСУ-58"" (ИНН 6165171626, ОГРН 1116165006363) - Трухловой И.А. (директор), в отсутствие заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) и третьего лица - акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "РСУ-58"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2018 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А53-34782/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "РСУ-58"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 11.10.2017 N 2730.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - Ростовводоканал).
Решением суда от 19.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2018, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), соответствует критерию исполнимости и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином судебном составе. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку из его текста не представляется возможным установить, какие конкретно действия надлежит принять обществу в целях устранения выявленных нарушений.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и Ростовводоканал просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является управляющей организацией жилого многоквартирного дома N 18 по улице Таганрогской города Ростова-на-Дону (далее - спорный МКД).
На основании обращения жителя спорного МКД инспекция провела внеплановую документарную проверку общества на предмет правильности расчета платы за услугу по холодному водоснабжению и водоотведению, в ходе которой установила, что в нарушение пункта 14 Правил N 354 общество предоставляло коммунальную услугу по холодному водоснабжению и водоотведению, рассчитывало и взимало плату за предоставленную услугу в отсутствие соответствующего договора с Ростовводоканалом.
По результатам проверки инспекция составила акт 16.06.2017 N 4851 и выдала обществу предписание от 14.07.2017 N 2014 о необходимости в срок до 10.09.2017 устранить допущенные нарушения, прекратить незаконные начисления платы за услугу по холодному водоснабжению и водоотведению, выполнить перерасчет платы за услугу по холодному водоснабжению и водоотведению с декабря 2016 года.
На основании распоряжения от 14.09.2017 N 7140 инспекция провела внеплановую документарную проверку общества на предмет исполнения раннее выданного предписания от 14.07.2017 N 2014, в ходе которой установила, что общество не исполнило предписание от 14.07.2017 N 2014, в связи с чем инспекция выдала обществу повторное предписание от 11.10.2017 N 2730 об устранении выявленных нарушений в срок до 30.11.2017.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало предписание инспекции от 11.10.2017 N 2730 в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований, исходя из следующего.
Как установлено пунктами 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Кодекса.
В качестве такого основания статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации определено существенное нарушение договора в смысле, придаваемом этому понятию абзацем 4 пункта 2 статьи 450 Кодекса.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в качестве существенного нарушения условий договора энергоснабжения предусмотрено неисполнение или ненадлежащее исполнение абонентом обязательств по оплате поставляемого ресурса. При этом в случае если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание, организованное в порядке, установленном разделом II названных Основных положений.
Таким образом, неисполнение или ненадлежащее исполнение абонентом обязательств по оплате поставляемого ресурса является существенным нарушением условий договора энергоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Пунктом 30 Правил N 124 предусмотрено право ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от исполнения договора при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца).
Суды установили, что в целях предоставления собственникам спорного МКД услуг по холодному водоснабжению и водоотведению общество заключило с Ростовводоканалом договор от 01.01.2014 N 15779.
Письмом от 07.12.2016 N 18338 (получено обществом 07.12.2016) Ростовводоканал уведомил общество об одностороннем отказе с 01.12.2016 от договора от 01.01.2014 N 15779 в связи с наличием у общества 5 117 523 рублей 48 копеек кредиторской задолженности, образовавшейся более чем за 3 расчетных периода и подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами по делам N А53-34969/2015, А53-4357/2016, А53-7064/2016, А53-11240/2016, А53-19994/2016, А53-23690/2016.
В целях недопущения нарушения прав собственников помещений в спорном МКД, своевременного и корректного начисления платы за коммунальные услуги Ростовводоканал запросил у общества электронную базу данных, в которой производится начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению собственникам помещений спорного МКД, и с 01.12.2016 услугу по холодному водоснабжению и водоотведению собственникам помещений спорного МКД оказывал непосредственно Ростовводоканал.
Общество не представило доказательства заключения нового договора холодного водоснабжения и водоотведения с Ростовводоканалом либо с иной ресурсоснабжающей организацией, однако продолжало начислять собственникам помещений спорного МКД плату за предоставление услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.
Суды сделали основанный на совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам вывод о том, что действия общества по начислению платы за предоставление услуг по холодному водоснабжению и водоотведению собственникам спорного МКД после 01.12.2016 незаконны, и мотивированно отказали обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания инспекции от 11.10.2017 N 2730.
Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку из его текста без дополнительных пояснений не представляется возможным установить, какие конкретно действия надлежит принять обществу в целях устранения выявленных нарушений, свидетельствует о несогласии с требованием инспекции о необходимости соблюдения закона и в частности пункта 14 Правил N 354, направлен на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежит отклонению. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество обращалось в инспекцию с заявлением о разъяснении порядка исполнения оспариваемого предписания, и обществу отказано в даче соответствующих разъяснений.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 по делу N А53-34782/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.