г. Краснодар |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А53-13981/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Улько Е.В. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тедеевой В.Ф., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "ФТ Транс Ойл" (ИНН 7701577374, ОГРН 1057746041682) - Силина М.С. (доверенность от 11.08.2015), Казначеевой С.И. (доверенность от 02.09.2015) и Фуга Н.Г. (директор), третьих лиц: открытого акционерного общества "Азовский завод Кузнечно-Прессовых Автоматов" - Корчагиной С.В. (доверенность от 16.10.2017), открытого акционерного общества "Российский железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" - Шабашовой И.С. (доверенность от 16.01.2018), в отсутствие заинтересованных лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области кассационную жалобу акционерного общества "ФТ Транс Ойл" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.10.2017 (судья Великородова И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2017 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-13981/2017, установил следующее.
АО "ФТ Транс Ойл" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области (далее - кадастровая палата), выразившиеся в отказе исключить из Государственного кадастра недвижимости сведений о железнодорожных путях N 3 и 4 с кадастровым номером 61:45:0000304:454, протяженность 182 м и с кадастровым номером 61:45:0000304:455, протяженность 976 м, расположенных по адресу: Ростовская область, город Азов, в границах города Азова (далее - сведения) и возложить обязанность на кадастровую палату исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об объектах (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Азовский завод Кузнечно-Прессовых Автоматов", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога".
Решением суда от 04.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.12.2017, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, в результате размещения объектов на земельном участке, принадлежащем обществу, оно утратило право владения и распоряжения земельным участком. Договор субаренды земельного участка, заключенный обществом и ОАО "РЖД", является действующим, что само по себе свидетельствует об отсутствии имущества и имущественных прав третьих лиц в отношении земельного участка.
В отзыве на жалобу ОАО "Азовский завод Кузнечно-Прессовых Автоматов" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участников процесса высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участников процесса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 28.03.2017 общество обратилось в кадастровую палату с заявлением об исключении сведений из государственного кадастра недвижимости, как внесенных с нарушением установленных норм и правил.
Наличие заинтересованности в снятии объектов с кадастрового учета общество обосновывает заключением 07.12.2010 договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:45:0000304:72/1 и строительством на указанном земельном участке железнодорожного пути необщего пользования (кадастровый номер 61:45:0000304:629).
Решением кадастровой палаты от 31.03.2017 N 17-исх/02411 отказано в снятии объектов с учета на основании части 6 статьи 72 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Основанием для отказа послужили сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельные участки с кадастровыми номерами 61:45:000304:72 и 61:45:000304:72/1 и сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 61:45:0000304:454 и 61:45:0000304:455. В результате проверки не выявлено нарушений или противозаконных действий при постановке на государственный кадастровый учет и при проведении учета изменений сведений на указанные объекты недвижимости. Судебным актом о снятии с учета или незаконности принятых решений об учете кадастровая палата не располагает.
Полагая, что решение об отказе в снятии объектов с кадастрового учета является незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2017, следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В силу части 3 статьи 1 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшего до 01.01.2017 (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
С заявлением о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование (пункт 6 статьи 20 Закона о кадастре).
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о кадастре для проведения государственного кадастрового учета в орган кадастрового учета представляются документы, в том числе копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объект недвижимости (пункт 6).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
Из приведенных норм права следует, что подача заявления о снятии объекта с учета относится к числу распорядительных актов собственников имущества.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как верно указали суды, изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр сведений, без извещения и согласия собственника такого объекта, нарушает положения статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей основания прекращения права собственности.
С 01.01.2017 государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Статья 15 Закона N 218-ФЗ также наделяет полномочиями по обращению с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав правообладателей объектов.
В ином случае предполагается наличие спора о праве, который не может быть разрешен посредством требований к органу кадастрового учета о снятии объекта с учета.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в дело доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды сделали правильный вывод о том, что при наличии в государственном реестре прав сведений о наличии у ОАО "Азовский завод Кузнечно-Прессовых Автоматов" права собственности на железнодорожные пути, общество является ненадлежащим заявителем, поскольку не является собственником этих объектов. Кадастровая палата не вправе удовлетворять заявление общества о снятии объектов с учета независимо от фактического существования объектов.
Наличие либо отсутствие факта существования объектов недвижимости на земельном участке с кадастровыми номерами 61:45:000304:72 и 61:45:000304:72/1 может быть установлено при разрешении спора о праве в отношении этих объектов (пункт 52 совместного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). В рамках рассмотрения спора в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства установлению не подлежат.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2017 по делу N А53-13981/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
Е.В. Улько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
...
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как верно указали суды, изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр сведений, без извещения и согласия собственника такого объекта, нарушает положения статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей основания прекращения права собственности.
С 01.01.2017 государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Статья 15 Закона N 218-ФЗ также наделяет полномочиями по обращению с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав правообладателей объектов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2018 г. N Ф08-2653/18 по делу N А53-13981/2017