Законодательное Собрание Нижегородской области постановляет:
1. Принять обращение Законодательного Собрания Нижегородской области "К Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко по вопросу совершенствования порядка определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных лесных насаждений".
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания |
Е.Б. Люлин |
Обращение
Законодательного Собрания Нижегородской области к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко по вопросу совершенствования порядка определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных лесных насаждений
Уважаемая Виктория Валериевна!
Сохранение лесов страны в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации как один из показателей федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология", безусловно, способствует разумному расходованию исчерпаемых лесных ресурсов.
Однако ежегодно лесные насаждения подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов, в том числе незаконным рубкам, за которые в Российской Федерации предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и незаконной рубки лесных насаждений, за которую предусмотрена административная ответственность, является размер причиненного ущерба, рассчитываемый по методике определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - методика), на основании особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1730 (далее - постановление Правительства РФ N 1730).
Согласно методике объем уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан определяется путем их сплошного перечета по породам с распределением на срубленные, поврежденные до степени прекращения роста и поврежденные не до степени прекращения роста.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 методики диаметр ствола уничтоженного, поврежденного или срубленного дерева измеряется на высоте 1,3 метра от шейки корня, а в случае отсутствия ствола дерева для определения объема производится измерение диаметра пня в месте спила, которое принимается за диаметр ствола на высоте 1,3 метра.
В большинстве случаев факты незаконной рубки лесных насаждений выявляются при отсутствии ствола дерева на месте совершения правонарушения, в связи с чем расчет ущерба производится исходя из диаметров пней в местах спила лесных насаждений, которые согласно действующему законодательству не переводятся на высоту 1,3 метра, а принимаются за диаметры ствола на указанной высоте, что ведет к увеличению значения объема древесины, используемого для определения размера причиненного ущерба.
Однако в настоящее время отсутствуют единые коэффициенты перевода диаметра пня на высоту 1,3 метра, поэтому в целях выработки единой правоприменительной практики в данной сфере предлагаем рассмотреть вопрос разработки унифицированной методики перевода диаметра пня на высоту 1,3 метра в целях определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных лесных насаждений.
Вместе с тем действующая методика применяется не только в целях определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных лесных насаждений вследствие незаконных рубок, но и при проверках объемов рубок лесных насаждений в границах отведенных лесосек.
При применении методики при проверках объемов рубок лесных насаждений в границах отведенных лесосек объем заготовленной древесины также искусственно завышается в связи с тем, что согласно методике размер причиненного лесным насаждениям ущерба определяется исходя из общего объема полученной древесины по сортиментным таблицам, применяемым в субъекте Российской Федерации, по наивысшему разряду высот в коре, в то время как в лесной декларации лесопользователь обязан указывать только объем ликвидной древесины, определенной по результатам отвода и таксации лесосеки. При этом качественные и количественные характеристики лесосеки, по которым определяется разряд высот в коре, отражаются в таксационном описании лесосеки.
Таким образом, даже на отведенной в соответствии с действующим законодательством лесосеке при определении объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан согласно методике происходит завышение вырубленного объема древесины, что, в свою очередь, нередко приводит к возбуждению уголовных дел против добросовестно действующих лесопользователей.
Считаем, что разрешить обозначенную правовую коллизию можно посредством внесения изменений в постановление Правительства РФ N 1730 путем конкретизации порядка учета уничтоженных, поврежденных или срубленных лесных насаждений.
Предлагаем дополнить методику пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. Объем уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан в границах отведенной лесосеки определяется как разница между определенным в результате сплошного перечета объемом заготовленной древесины и объемом древесины, указанной в лесной декларации, с учетом допустимой погрешности, определенной действующим законодательством в сфере отвода и таксации лесосек.
Для определения объема заготовленной древесины применяется диаметр ствола дерева на высоте 1,3 метра от шейки корня. В случае отсутствия ствола дерева для определения объема производится измерение диаметра пня в месте спила, которое переводится на высоту 1,3 метра.
В результате измерения определяется объем ликвидной древесины с учетом разряда высот, указанного в разрешительных документах на лесосечные работы.
Объем древесины, который превышает данные, указанные в лесной декларации (с учетом допустимой погрешности), подлежит учету в соответствии с пунктом 2 настоящей методики.".
Кроме того, считаем верным при определении объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан применять единицы измерения, в которых производился перечет, с уточнением (например, запас указывать "общий м3" или "ликвидный м3", диаметр "см, на высоте 1,3 м" или "см, на уровне пня").
Учитывая изложенное и необходимость выработки единого подхода к определению объема уничтоженных, поврежденных или срубленных лесных насаждений, просим Вас, уважаемая Виктория Валериевна, рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в постановление Правительства РФ N 1730.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 июня 2023 г. N 704-VII "Об обращении Законодательного Собрания Нижегородской области "К Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко по вопросу совершенствования порядка определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных лесных насаждений"
Вступает в силу с 29 июня 2023 г.
Текст постановления опубликован не был