г. Краснодар |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А20-3630/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кунейко А.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи - Хацукова Л.Б. (доверенность от 10.01.2018), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике - Казокова И.А. (доверенность от 03.04.2018), Кясовой А.Б. (доверенность от 21.07.2017), в отсутствие третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Скорпион", общества с ограниченной ответственностью "Союз-Авто", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев с использованием видеоконференц-связи Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Союз-Авто" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 ноября 2017 года (судья Браева Э.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 года (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А20-3630/2017, установил следующее.
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи (далее - комитет) обратился в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление, антимонопольный орган) с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 29 августа 2017 года по делу N А305-35/17ж.
Решением суда от 22 ноября 2017 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24 января 2018 года, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что комитет правомерно требовал у участников конкурса сведения о количествах ДТП.
В кассационной жалобе ООО "Союз-Авто" просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) содержит исчерпывающий список требований к участнику конкурса. Отсутствие документов, необходимых только для сопоставления заявок участников, не может являться основанием для непринятия заявки. Информация о количестве ДТП является одним из критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а не обязательным условием допуска к участию. Отсутствие таких сведений должно вести к присвоению 0 баллов в данной части.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Закон N 220-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень для участника конкурса. Аналогичный перечень содержится в пункте 2.2 конкурсной документации. Требование пункта 2.5 документации о предоставлении сведений о ДТП не может являться основанием для недопуска к участию в конкурсе. Данные сведения используются только для сравнения заявок. Суды не оценили данный довод, который положен в основу решения управления. Очевидно, что в случае не предоставления документа участник должен получить 0 баллов.
В отзыве комитет просит жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы жалоб. Представитель комитета просил жалобы оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на жалобы, выслушав пояснения представителей управления и комитета, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с учетом предложений администраций муниципальных образований приказом комитета от 22.11.2016 N 192-п утверждена конкурсная документация на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам; приказом от 11.11.2016 N 190-п утверждена шкала оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов N 1 от 03.08.2017 на участие в открытом конкурсе поступило 18 заявок; протоколом N 2 допуска к открытому конкурсу от 09.08.2017 конкурсной комиссией допущены к участию в конкурсе 13 участников из 18 подавших заявки на участие в открытом конкурсе; пятерым участникам, в том числе, ООО "Союз-Авто" и ООО "Скорпион", отказано в допуске к участию в открытом конкурсе.
Основанием для отказа в допуске, послужило несоответствие конкурсных заявок требованиям пункта 2.5 конкурсной документации, а именно: отсутствие информации о количестве дорожно-транспортных происшествий (ДТП), повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, произошедших по вине участника конкурса или их работника, произошедших в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (подпункт 1 пункта 7.2 протокола N 2).
В управление поступили жалобы ООО "Союз-Авто" и ООО "Скорпион" на действия организатора конкурса - комитета при проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Кабардино-Балкарской Республики по нерегулируемым тарифам.
29.08.2017 комиссия управления по рассмотрению жалоб на нарушение торгов и порядка заключения договоров по результатам рассмотрения жалобы ООО "Союз-Авто" вынесла решение по делу N А305-34/17ж о признании в действиях комитета, выразившихся в отказе в допуске к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Кабардино-Балкарской Республики, нарушений части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В предписании от 29 августа 2017 года управление обязало комитет в срок до 30 сентября 2017 года прекратить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а именно: отменить протокол допуска к открытому конкурсу от 9 августа 2017 года N 2; повторно рассмотреть заявки, поданные участниками открытого конкурса в соответствии с Законом N 220-ФЗ; не позднее 5 дней со дня выполнения предписания сообщить в управление о его выполнении.
Не согласившись с решением и предписанием, комитет обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались статьями 17 и 18.1 Закона о защите конкуренции, главой 3 Закона N 220-ФЗ, пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики принято постановление от 19 сентября 2016 года N 173-1111 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам в Кабардино-Балкарской Республике".
В силу полномочий, предоставленных пунктом 4.29 Положения о Государственном комитете Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12 ноября 2014 года N 262-ПП (далее - Положение), комитет утвердил порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, ведет реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, устанавливает, изменяет и отменяет межмуниципальные маршруты регулярных перевозок.
В соответствии с пунктами 4.60 - 4.64 Положения комитет выполняет функции организатора открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, устанавливает шкалу для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе, выдает перевозчикам свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок, осуществляет контроль за их деятельностью. В силу пункта 4.33 Положения заявитель формирует конкурсную комиссию, организует и проводит конкурсы на право организации и обслуживания маршрутов регулярных пассажирских перевозок с определением для каждого маршрута (лота) количественных и качественных показателей транспортных услуг, в том числе критериев отбора перевозчиков, утверждения количества квот на маршрутах, категории привлекаемых транспортных средств.
Статьей 23 Закона N 220-ФЗ установлены требования к участникам конкурса, а статьей 24 - критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
Одним из критериев оценки заявок участников открытого конкурса является - количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (пункт 1 части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ).
Поскольку конкурсная документация спорного открытого конкурса в разделе "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе" (приложение N 1 к конкурсной документации) полностью воспроизводит предусмотренный Законом N 220-ФЗ критерий, то и требование к предоставлению участником конкурса соответствующей справки - пункта 2.5 раздела 2 конкурсной документации не противоречит Федеральному закону.
Доводы управления и ООО "Союз-Авто", изложенные в жалобах, о необоснованности требования конкурсной комиссии о предоставлении информации о количестве дорожно-транспортных происшествий (ДТП), повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, произошедших по вине участника конкурса или их работника, произошедших в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, правомерно отклонен судами, поскольку перечень документов, подлежащих обязательному представлению, указан в пункте 2.5 раздела 2 конкурсной документации и является исчерпывающим, соответствует требованиям федерального законодательства, дополнительные обязанности на участников открытого конкурса не возлагает, их прав не нарушает.
Доводы кассационных жалоб были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы апелляционных жалоб, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они не принимаются кассационным судом.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 ноября 2017 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 года по делу N А20-3630/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.