г. Краснодар |
|
20 апреля 2018 г. |
Дело N А32-40364/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Таракановской Н.С. (доверенность от 29.12.2017), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Сафроновой О.А. (доверенность от 04.10.2017), Пивень В.С. (доверенность от 17.04.2017), от третьих лиц - краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края" - Старосвета С.Н. (доверенность от 03.07.2017), Бобнева Рома Федоровича - Коптевой Т.Н. (доверенность от 16.10.2017),, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2017 (судьи Ильина М.В., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-40364/2017, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения от 04.08.2017 N 19012/9 по делу N 137/2017.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены КГКСУ "Фонд государственного имущества Краснодарского края" (далее - фонд), Бобнев Р.Ф.
Решением суда от 20.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.12.2017, в удовлетворении ходатайства заявителя о приостановлении производства по делу отказано; в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что установление запрета для граждан на участие в указанных торгах препятствует развитию конкуренции и созданию новых крестьянских фермерских хозяйств. Решение антимонопольного органа соответствует действующему законодательству.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы указывает, ссылаясь на статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации, что Бобнев Р.Ф. не имел права на участие в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков, поскольку не являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Законодатель ограничил субъектный состав лиц, которые могут быть участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить оспариваемые акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо "Фонд государственного имущества Краснодарского края" кассационную жалобу поддержал.
Представители ответчика и Бобнева Р.Ф. возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 25.05.2016 Бобнев Р.Ф. обратился с заявлением в администрацию муниципального образования Отрадненский район о предоставлении в аренду земельных участков из земель фонда перераспределения земель Краснодарского края, расположенных в границах АОЗТ "Бесстрашненское", с кадастровыми номерами 23:23:0701000:149, 23:23:0701000:193, 23:23:0701000:187, 23:23:0701000:189.
30 мая 2016 года администрация муниципального образования Отрадненский район сообщила Бобневу Р.Ф., что указанные участки будут выставлены на аукцион.
14 июня 2016 года в адрес Бобнева Р.В. направлено еще одно письмо, в котором отдел земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Отрадненский район сообщил следующее. В связи с подписанием 25.05.2016 департаментом акта приема-передачи рассматриваемых земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, расположенных в границах АОЗТ "Бесстрашненское", полномочия по распоряжению администрацией муниципального образования Отрадненский район прекращены. Вся аукционная документация передана в департамент имущественных отношений Краснодарского края.
5 октября 2016 года на сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении торгов на право заключения договоров аренды указанных земельных участков.
8 ноября 2016 года фонд провел аукцион на право заключения договоров аренды земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с кадастровыми номерами 23:23:0701000:149, 23:23:0701000:193, 23:23:0701000:187, 23:23:0701000:189.
Целевое назначение участков: для развития отрасли животноводства, для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров, либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; для производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод с поддержанием способности почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур не менее указанных в статье 7 Закона Краснодарского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края"; для создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян.
В извещении указано, что участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка могут быть только граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями главами крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся юридическими лицами.
Уполномоченным органом на проведение указанных торгов является департамент. Фонд являлся организатором торгов, действующим на основании приказов департамента и заключенных с департаментом договоров поручения.
Победителем признан участник с билетом N 1 - индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Корнеев Иван Николаевич.
Управление рассмотрело обращение Бобнева Р.Ф. (направленное Прокуратурой Краснодарского края) на действия департамента и фонда при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 23:23:0701000:149, 23:23:0701000:193; 23:23:0701000:187; 23:23:0701000:189, расположенных в границах АОЗТ "Бесстрашненское".
Приказом антимонопольного органа от 14.04.2017 N 140 возбуждено дело N 137/2017 по признакам нарушения департаментом части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения антимонопольный орган вынес решение 04.08.2017 N 19012/9 по делу N 137/2017.
Департамент, не согласившись с решением управления, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении указываются, в том числе информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Из указанных положений в их совокупности следует, что лицами, которые заинтересованы в получении земельного участка в собственность или в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, при этом законодателем не установлено такого требования к гражданину как его регистрация в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не указывает, что заявления могут быть поданы только гражданами, создавшими крестьянские (фермерские) хозяйства, а наоборот предусматривает право граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в равной мере претендовать на предоставление земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Установление запрета для граждан на участие в указанных торгах препятствует развитию конкуренции и созданию новых крестьянских фермерских хозяйств, что прямо противоречит части 1 статьи 2 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которой Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
Ссылка на статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельной, так как на момент участия в аукционе регистрации гражданина в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в силу положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 2 статьи 17 Закона наряду с установленными частью 1 данной статьи запретами при проведении торгов, если организаторами торгов или заказчиками являются органы местного самоуправления, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что антимонопольный орган правомерно установил в действиях департамента при организации аукционов на право заключения договоров аренды спорных земельных участков факт нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах, путем ограничения прав граждан (не имеющих на момент подачи заявок статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица), на участие в аукционе на право заключения договоров аренды указанных земельных участков.
Доводы заявителя отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права в их системной взаимосвязи с нормами Закона о банкротстве.
Основания для отмены или изменения определения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2017 по делу N А32-40364/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.М. Денека |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.