г. Краснодар |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А20-1669/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" (ИНН 0726016152, ОГРН 1160726054521), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "АММИК-ГТГ" (ИНН 0721055292, ОГРН 1080721000084), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.09.2017 (судья Хатухов З.А.), и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2017 (судьи Годило Н.Н., Джамбулатов С.И., Жуков Е.В.) по делу N А20-1669/2017, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к ООО "АММИК-ГТГ" о взыскании 427 589 рублей 41 копейки долга по оплате поставленного в феврале 2017 года и начисленного по мощности газопотребляющего оборудования газа и 6079 рублей 98 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 25.03.2017 по 17.05.2017.
Ответчик заявил встречный иск о возложении обязанности на истца произвести перерасчет задолженности по договору поставки газа от 01.12.2016 N 15-2-07-4744/17, исключив из расчетов 427 586 рублей 41 копейку задолженности.
Решением от 13.09.2017, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 19.11.2017, в удовлетворении исков отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты и удовлетворить первоначальный иск. Заявитель ссылается на пункт 4.4 договора, в соответствии с которым в случае наличия неповеренного средства измерения объем поставленного газа рассчитывается по мощности газопотребляющего оборудования. Факт истечения срока поверки средств измерения установлен и ответчиком не опровергается. Доказательства исправности средств измерений в спорный период ответчик не представил.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.12.2016 стороны заключили договор поставки газа N 15-2-07-4744/17, по условиям которого истец (поставщик) обязался поставлять газ горючий природный, а ответчик (покупатель) - получать и оплачивать его (пункт 2.1). Согласно пункту 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя. При неисправности или отсутствии узлов учета газа поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по контрольно-измерительным приборам покупателя. При отсутствии либо неисправности контрольно-измерительных приборов, по которым производится определение количества газа, а также отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т. д.), а также при не допуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа, количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения.
Под неисправностью узла учета газа стороны понимают такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма. Покупатель обеспечивает сохранность установленных на узле учета газа пломб госповерителя поставщика. Пунктом 4.4 договора установлено, что период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя в соответствии с пунктом 4.1 договора исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается в случае наличия неповеренного средства измерения узла учета газа с момента окончания срока поверки прибора, входящего в состав узла учета;
Согласно пункту 4.8 договора покупатель обязан в любое время предоставлять представителям поставщика, в присутствии уполномоченных или назначенных приказом ответственных лиц покупателя, возможность проверки правильности работы средств измерения расхода и количества газа, ведение необходимой документации, осмотр газопотребляющего оборудования и документации на него. При проведении проверки узла учета газа, поставщик вправе провести калибровку средств измерений из состава узла учета газа покупателя, посредством эталонных средств измерений, в случае выявления неисправных средств измерений, владелец узла учета газа обязан обеспечить ремонт (замену) и внеочередную поверку указанных средств измерений за счет собственных средств.
В письме от 10.02.2017 ответчик просил истца направить представителя для снятия пломбы газового корректора и датчика температуры для проведения очередной поверки с последующей опломбировкой. Письмо получено поставщиком 13.02.2017, о чем свидетельствует отметка.
15 февраля 2017 года работником истца составлен акт проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа ответчика, согласно которому в узел учета входят шесть средств измерений и одно дополнительное устройств, межповерочный интервал корректора СПГ-742 N 00027 и датчика температуры ТПТ-15-2 N 4593 истек, поэтому необходимо вести расчет по проектной мощности.
17 февраля 2017 года работником поставщика составлен акт на снятие пломб, который подписан представителями сторон; в акте зафиксированы показания счетчика и корректора.
28 февраля 2017 года истец составил акт расчета по производительности газоиспользующего оборудования, согласно которому объем потребления ответчика за 20 дней февраля составил 61 440 куб. м. Акт не содержит подписи представителя потребителя, записи об отказе от подписания; акт отказа от подписи не представлен.
Поставщик выставил покупателю счет-фактуру от 28.02.2017 N 15-6807 на 528 977 рублей 01 копейку. В письме от 23.03.2017 ответчик выразил несогласие с названной суммой и просил внести корректировку в расчет.
Досудебный порядок урегулирования спора не привел к его разрешению, поэтому стороны обратились в суд.
Ответчик не оспаривал, что на момент составления акта от 15.02.2017 срок поверки приборов истек, однако представило суду письмо от 10.02.2017 N 182, в котором ответчик просил истца направить представителя для снятия пломбы газового корректора и датчика тмпературы для проведения очередной поверки с последующей опломбировкой. При этом ответчик заявил о несогласии с определением объема газа исходя из мощности установленного у него газопотребляющего оборудования.
Отказывая в первоначальном иске, суды исходили из того, что несмотря на истечение срока поверки средств измерений (корректора и датчика температуры) неисправность узла учета газа не доказана. 20 февраля 2017 года федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кабардино-Балкарской Республике" выдало ответчику свидетельства о поверке корректора СПГ-742 N 00027 и термометра сопротивления ТПТ-15-2 N 4593, согласно которым названные приборы признаны соответствующими установленным в описании типа метрологическим требованиям и пригодными к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Однако суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Таким образом, отношения, возникшие между сторонами, надлежит квалифицировать как отношения энергоснабжения, регулируемые параграфом 6 главы 30 Кодекса.
Из пункта 1 статьи 544 Кодекса следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
Согласно пункту 2.10 Правил учета газа при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.
При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями (пункт 3.9 Правил учета газа).
В пункте 21 Правил поставки газа установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Правила поставки газа определяют узел учета как комплект средств измерений и устройств, обеспечивающих учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
В соответствии с пунктами 22 и 23 Правил поставки газа учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
Из содержания пункта 4.1 договора следует, что количество газа определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя, либо по показаниям узла учета газа покупателя, либо в случае отсутствия узла учета или отсутствии действующего поверительного клейма - по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения.
Пунктом 4.8 договоров определено, что ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную поверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа.
Согласно пункту 1 статьи 543 Кодекса обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента.
Таким образом, при несоответствии узла учета газа покупателя нормативным документам объем потребленного в спорный период ответчиком газа необходимо рассчитывать по мощности газоиспользующего оборудования. Данный метод расчета соответствует Правилам поставки газа и Правилам учета газа. Иной порядок расчета потребленного газа в период неисправности узла учета (входящих в него средств измерений) действующим законодательством не предусмотрен.
Поскольку выводы судов в части отказа в первоначальном иске не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение и постановление надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение для исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом. В части отказа в удовлетворении встречного иска судебные акты не обжалуются, поэтому в указанной части не проверяются судом кассационной инстанции и подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.09.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2017 по делу N А20-1669/2017 в обжалуемой части отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.