г. Краснодар |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А32-8414/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Коржинек Е.Л. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Гах Т.В. (доверенность от 23.01.2018), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Видясовой Е.В. (доверенность от 15.12.2017), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2017 (судья Ермолова Н.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-8414/2017, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 11.01.2017 N 23/17-896 и обязании осуществить кадастровый учет в отношении следующих объектов:
- "пути Новороссийской перевалочной нефтебазы ст. Грушевская" протяженностью 525 м;
- "пути Новороссийской перевалочной нефтебазы ст. Грушевская" протяженностью 1054 м (уточненные требования на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 25.10.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.01.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит решение от 25.10.2017 и постановление от 15.01.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требованиях. В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что объекты капитального строительства, в частности сооружения не могут быть образованы в результате раздела такого объекта без проведения его реконструкции. Заявителем не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Расходы за проведение судебной экспертизы подлежат взысканию с общества, а не с государственного органа (ходатайство о проведении экспертизы заявляло общество).
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность оспариваемых судебных актов.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Из материалов дела видно и судами установлено, что обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - подъездные пути Новороссийской перевалочной нефтебазы ст. Грушевская, общей протяженностью 1,805 км по адресу: Краснодарский край, Крымский район, станция Грушевая, кадастровый номер 23:45:0000000:0002:03:225:001:002663490, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.03.2004 серии 23-АБ N 320797.
В связи с принятым обществом решением о разделе спорного сооружения, а также выявленной внесенной ранее ошибочной информации в определении начала путей в местах стрелочных переводов, обществом осуществлены кадастровые работы по разделу объекта недвижимости с кадастровым номером 23:45:0000000:0002:03:225:001:002663490 и подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет образуемых в результате раздела сооружений.
По результатам правового анализа представленных для осуществления государственного кадастрового учета образованных в результате раздела объектов, управление приняло решение о необходимости приостановления осуществления государственного кадастрового учета от 03.10.2016 N 2343/5/16-338398, поскольку спорные сооружения не могут быть образованы без проведения работ по реконструкции; должно быть подготовлено разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта недвижимости.
По истечении установленного срока для устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета спорных объектов, и в связи с не представлением обществом необходимых документов, управление решением от 11.01.2017 N 23/17-896 отказало заявителю в осуществлении кадастрового учета спорных объектов.
Не согласившись с принятым решением управления, общество обратилось с заявлением в суд.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В силу статьи 198 Кодекса и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества часть 7 указанной статьи Закона о государственной регистрации понимает внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи.
В период принятия управлением решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 03.10.2016 N 2343/5/16-338398 отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Частью 1 статьи 7 Закона о кадастре, в редакции, действовавшей до 01.01.2017, предусматривалось, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
- кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
- кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
- площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Кадастровый учет согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре, в редакции, действовавшей до 01.01.2017, осуществлялся в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Статьей 21 Закона о кадастре предусматривался порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета, статьей 22 Закона о кадастре - состав необходимых для кадастрового учета документов.
При этом частью 4 статьи 21 Закона о кадастре было прямо предусмотрено, что орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представления документов, не установленных настоящим Федеральным законом, а также документов, которые в соответствии со статьей 22 запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Из положений части 1 статьи 22 Закона о кадастре следовало, что одним из необходимых для кадастрового учета документов являлся технический план сооружения, который согласно статье 37 Закона о кадастре является результатом кадастровых работ.
Согласно решению о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 03.10.2016 N 2343/5/16-338398 основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета явился вывод управления о невозможности раздела единого объекта сооружения - подъездного пути на несколько объектов без реконструкции такого объекта, что влечет за собой необходимость получения разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществом производился раздел подъездных путей перевалочной нефтебазы.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) и абзаца 6 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров и выполнения работ для собственных нужд, относятся к железнодорожным путям необщего пользования.
В соответствии с пунктом 1.1 инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной Распоряжением общества от 14.11.2016 N 2288р, железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов с установленными скоростями, подсистему инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающую в себя верхнее строение (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма), земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения. Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном и разных уровнях, а для прохода пешеходов - пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.
Аналогичное определение содержалось в инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением общества от 29.12.2012 N 2791р, и действующей до 01.03.2017.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
Строительство и реконструкция железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 1 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте).
Из приведенных норм следует, что железнодорожные пути представляют собой сооружение, прочно связанное с землей, по которому присущи и иные характерные признаки, а именно: примыкание к железнодорожным путям общего пользования, что служит целям удовлетворения потребностей пользователей в услугах железнодорожного транспорта, осуществления перевозок, подачи вагонов, освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории, необходимость соблюдения владельцем путей в процессе их эксплуатации требований действующего законодательства, предусматривающего специальный режим содержания и использования путей, а также ответственности.
В соответствии со статьей 134 Гражданского кодекса Российской Федерации объект недвижимости подъездные пути и входящие в него объекты являются сложной вещью. Составные части сложной вещи могут использоваться в отдельности, следовательно, быть предметом гражданско-правовых сделок в отдельности.
Согласно представленному в материалы дела техническому плану по состоянию на 09.01.2004, спорные сооружения образованы путем раздела сооружения с кадастровым номером 23:45:0101219:280, при этом:
- сооружение А представляет собой пути Новороссийской перевалочной нефтебазы ст. Грушевая, протяженностью 525 м, расположено по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Крымский район, станция Грушевая, в границах кадастрового квартала 23:47:0106045;
- сооружение Б представляет собой пути Новороссийской перевалочной нефтебазы ст. Грушевая, протяженностью 1054 м, расположено по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Крымский район, станция Грушевая, в границах кадастрового квартала 23:47:0106045.
Судебной строительно-технической экспертизой, проведение которой поручено эксперту ООО "Экспертное Учреждение ЭкспертЪ" Алиханову В.Г.
(заключение от 25.09.2017 N 680/16.1) подтвержден факт того, что подъездные железнодорожные пути Новороссийской перевалочной нефтебазы ст. Грушевая с кадастровым номером 23:45:0101219:280 (КN 23:45:0000000:0002:03:225:001:002663490 по свидетельству о государственной регистрации права от 25.03.2004 серия 23-АБ N 320797), расположенные вблизи ориентира Краснодарский край, Крымский р-н, ж/д станция Грушевая, общей протяженностью 1,579 км (в том числе, сооружение "А" протяженностью 0,525 км и сооружение "Б" протяженностью 1,054 км), реконструкции не подвергались.
Из заключения кадастрового инженера к техническому плану спорных сооружений от 19.09.2016, следует, что преобразование принадлежащего заявителю объекта недвижимости не связано с реконструкцией сооружения, а связано с необходимостью передачи части сооружения иному правообладателю по распоряжению от 16.11.2016 N СКАВ-769/р.
Суды верно указали, что с учетом особенностей сложной вещи - подъездных путей ввиду их технологических характеристик, предназначения и выполняемой функции, в рассматриваемом конкретном случае отсутствовал какой-либо фактический раздел сооружения. Такой раздел пути путем выдела из общего пути определенной ветки не нарушает процесса пути сообщения между ними и транспортной инфраструктуры, а также параметров классификации, категорирования и функционирования путей.
Раздел обусловлен необходимостью передачи одного из вновь образованных путей на баланс иному лицу, что обеспечено определением места примыкания таких путей, являющейся с юридической точки зрения местом разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности правообладателей.
Такое изменение объекта недвижимости не связано с его реконструкцией в понятии, придаваемом Градостроительным кодексом Российской Федерации, поскольку параметры объектов не изменились.
Оба объекта являлись собственностью общества и располагались на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации и в аренде общества, в связи с чем, решение общества о выделении из единого объекта двух самостоятельных для постановки на кадастровый учет принято в соответствии с теми правомочиями, которыми обладает общество как их собственник и владелец земельного участка.
Характеристики формируемых объектов приведены в технических планах сооружения, подготовленных кадастровым инженером.
В силу части 1 статьи 24 Закона о кадастре, действовавшей в спорный период, в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы.
Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
При этом Закон о государственной регистрации в редакции, применимой к правоотношениям сторон, не предусматривал обязанности собственника недвижимого имущества повторно регистрировать свое право на отдельные части объекта недвижимого имущества, имеющего единый кадастровый номер.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, руководствуясь Законом о государственной регистрации, Законом о кадастре, Законом о железнодорожном транспорте и Уставом железнодорожного транспорта, установив, что представлять правоустанавливающие документы на образованные сооружения по этим заявлениям обществу не требовалось, суды пришли к верному выводу о том, что у управления отсутствовали правовые основания для приостановления осуществления кадастрового учета спорных объектов и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод управления о том, что расходы за проведение судебной экспертизы подлежат взысканию с общества, а не с государственного органа (ходатайство о проведении экспертизы заявляло общество) подлежит отклонению.
Судебные расходы, в том числе, расходы на оплату судебной экспертизы, распределены правомерно с учетом положений статьи 110 Кодекса.
Если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), все судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, подлежат возмещению с другого лица, участвующего в деле, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный орган.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 по делу N А32-8414/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Улько |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.