г. Краснодар |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А32-5196/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В. в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Федерального агентства морского и речного транспорта (ИНН 7707516988, ОГРН 1047796291950), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-5196/2017, установил следующее.
Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) о признании незаконным выраженного в письме от 30.12.2016 N 23/044/803/2016-3433 решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 31 313 кв. м с кадастровым номером: 23:30:0401003:43, расположенный по адресу (местоположение): Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, порт Темрюк (далее - земельный участок), о понуждении к осуществлению соответствующих регистрационных действий.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2017 отменено, оспариваемое решение управления Росреестра признано незаконным, в удовлетворении остальной части заявления отказано. Судебный акт мотивирован следующим. Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории морских портов. Нахождением земельного участка в границах морского порта Темрюк обусловлено разграничение права государственной собственности на него в пользу Российской Федерации. У управления Росреестра отсутствовали основания для истребования правоустанавливающего документа на земельный участок. Наличие зарегистрированного договора аренды земельного участка не препятствует государственной регистрации права федеральной собственности на него. Осуществление такой регистрации после обращения Росморречфлота в арбитражный суд не исключает возможность признания оспариваемого решения незаконным.
Управление обжаловало постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебного акта суда апелляционной инстанции. Росморречфлотом не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок. В представленных им документах не приведены правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок. Земельный участок является объектом аренды по зарегистрированному договору аренды. Государственная регистрация прав собственности Российской Федерации на земельный участок произведена 16.02.2017. Оспариваемым решением управления Росреестра не нарушены права и законные интересы Росморречфлота.
В отзыве на кассационную жалобу Росморречфлот выразил мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанций установлено, что земельный участок находится в границах морского порта Темрюк, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 925-р на основании согласованной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю документации об утверждении границ территории и акватории морского порта Темрюк. Нахождение участка в границах морского порта Темрюк подтверждено справкой капитана морского порта Темрюк от 12.12.2016 N 1755/23.
Росморречфлот обратился в управление Росреестра с заявлением от 22.11.2016 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок. Письмом от 30.12.2016 N 23/044/803/2016-343 управление Росреестра известило заявителя о принятом решении об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на него.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения Росморречфлота в арбитражный суд. Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. При вынесении обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Пунктом 1 статьи 2 действовавшего в рассматриваемый период Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определялась как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения, в том числе актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В государственной регистрации может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Отказ в государственной регистрации либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены (статьи 2, 9, 13, 16, 17, 20 Закона N 122-ФЗ). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (статья 16 и пункт 2 статьи 17 Закон N 122-ФЗ).
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (пункт 1).
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью (пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса).
Согласно статье 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) под территорией морского порта понимается земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, устанавливаемых и изменяемых Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 4, часть 1 статьи 5). Земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта (часть 2 статьи 32).
Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, Росморречфлот как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, в том числе земельных участков, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в вышеназванной сфере деятельности (пункт 5.2).
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил о следующем. Расположение земельного участка в границах морского порта определяет его принадлежность к собственности Российской Федерации. Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории морских портов. Росморречфлот представил в управление Росреестра пакет документов, необходимый для государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок.
У управления Росреестра отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого решения. Последующая регистрация права федеральной собственности на земельный участок не влияет на выводы о незаконности оспариваемого решения и нарушении им прав и законных интересов Российской Федерации.
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 по делу N А32-5196/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.