г. Краснодар |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А32-27936/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от истца - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Шашковой Ю.С. (доверенность от 19.01.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис" (ОГРН 1122365001956, ИНН 2365020521) - Гаспарян С.В. (доверенность от 01.12.2017), рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2017 (судья Дуб С.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 (судьи Галов В.В., Малыхина М.Н., Попов А.А.) по делу N А32-27936/2017, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Коммунсервис" (далее - общество) о взыскании 224 291 рубля субсидии в доход краевого бюджета.
Решением суда от 09.11.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.01.2018, департаменту отказано в удовлетворении иска.
Судебные акты мотивированы тем, что субсидия для возмещения затрат субъекта предпринимательства на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) направлена по целевому назначению. Не установлены обстоятельства, подтверждающие нецелевое использование субсидии, а также выдачу субсидии лицу, не имеющему права на ее получение. При условии доказанности целевого использования субсидии нарушение обществом срока предоставления отчетности не является достаточным основанием для истребования у него суммы предоставленной субсидии.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в рамках рассматриваемого дела департамент привлекает общество к гражданской ответственности, вытекающей из договорных отношений. Между департаментом и обществом по договору субсидирования бюджетные правоотношения не возникли. Общество не представило доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение условий договора субсидирования. Считает ошибочным вывод суда о том, что полученные денежные средства израсходованы обществом в соответствии с их целевым назначением; предоставление отчетности не является условием предоставление субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на отзыв на кассационную жалобу департамент указывает на необоснованность доводов общества. Департамент просит уточнить просительную часть кассационной жалобы ввиду ошибочного указания в жалобе дат и номера дела оспариваемых судебных актов.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в сентябре 2014 года общество обратилось в департамент с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме), регламентированным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" (далее - Порядок субсидирования), и предоставило документы по договорам финансовой аренды (лизинга).
Приказом министерства от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" принято решение об утверждении списков субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий. Общество прошло указанный отбор.
Департамент заключил с обществом договор от 23.12.2014 N 138/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования).
Субсидия в размере 224 291 рубля перечислена обществу 29.12.2014 (платежное поручение от 29.12.2014 N 389456).
Факт непредставления обществом в установленный срок информационного письма (отчетных документов) по договору финансовой аренды (лизинга) от 04.07.2014 N АХ_ЭЛ/Соч-51530/ДЛ послужил основанием для направления департаментом обществу уведомления от 17.04.2017 N 333-2436/17-03-03 о необходимости возврата субсидии (л. д. 30, 31 т. 1).
Общество в письме от 23.05.2017 N 171 сообщило о полном досрочном исполнении договора финансовой аренды (лизинга) от 04.07.2014 N АХ_ЭЛ/Соч-51530/ДЛ, заключенного с ООО "Элемент-лизинг", приложив копии документов (л. д. 34 т. 1).
Отказывая департаменту в удовлетворении заявленного требования, судебные инстанции, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений договора субсидирования, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 16, 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", положениями Порядка субсидирования, приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы"" (далее - приказ N 167), обоснованно исходили из отсутствия оснований для возврата обществом полученных денежных средств (субсидии).
Судебные инстанции учли, что подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено представление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказом N 167 и приказом Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" Государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" (далее - приказ N 168).
Согласно пункту 1.1 приказа N 167, подпунктам 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования, субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в данном подпункте, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Информация, предусмотренная в настоящем подпункте, должна быть заверена субъектом малого и среднего предпринимательства и организацией-лизингодателем (пункт 1.2 приказа N 167).
Субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в уполномоченный орган. Информационное письмо должно быть подписано субъектом малого и среднего предпринимательства и заверено печатью (при наличии) (пункт 1.3 приказа N 167).
Отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 пункта 1.4 пункта 1 приказа N 167, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 1.4 приказа N 167).
Отчетная документация, указанная в пункте 1, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте (пункт 1.5 приказа N 167).
Аналогичные сведения содержатся и в пунктах 4.3 4.4, 4.6, 4.7 договора от 23.12.2014 N 138/14С.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции учли, что договор финансовой аренды (лизинга) от 04.07.2014 N АХ_ЭЛ/Соч-51530/ДЛ исполнен в полном объеме, вся сумма договора выплачена полностью, что подтверждается договором купли-продажи транспортного средства от 21.09.2016 N АХ_ЭЛ/Соч-51530/ДВ-ДЗ, актом приема-передачи имущества от 21.09.2016 и иными документами, свидетельствующими о переходе права собственности на предмет лизинга к обществу.
Таким образом, общество представило документальные доказательства, подтверждающие целевое расходование спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга), подтверждающему переход права собственности на транспортное средство. Доказательства наличия обстоятельств, свидетельствующих о нецелевом использовании субсидии, а также выдачи лицу, не имеющему права на ее получение, в материалы дела не представлены.
Суд отметил, что 23.05.2017 общество представило в департамент письмо о возникновении форс-мажорных обстоятельств, выражающихся в кадровых перестановках руководства предприятия. Общество досрочно исполнило требования договора, что подтверждается реестром и копиями платежных поручений (л. д. 61 т. 1).
Судебные инстанции учли, что требования департамента о предоставлении отчетности не относятся к условиям предоставления субсидий, а относятся к порядку их предоставления, следовательно, нарушение указанных требований не может служить основанием для предъявления требований о возврате субсидии на основании пункта 1.11 Порядка субсидирования.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2017 N 308-ЭС17-10954, 16.10.2017 N 308-ЭС17-14238, 19.12.2017 N 308-ЭС17-19018, 26.12.2017 N 308-ЭС17-19888, 11.01.2018 N 308-ЭС17-20352, 26.02.2018 N 308-ЭС17-23496.
Общество представило документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга).
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно отказали департаменту в удовлетворении исковых требований о возврате в краевой бюджет 224 291 рубля субсидии.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 по делу N А32-27936/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.