г. Краснодар |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А22-2635/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Технопроект" (ИНН 0805003420, ОГРН 1090816005092), ответчика - муниципального бюджетного образовательного учреждения "Малодербетовская гимназия им. Б.Б. Бадмаева" Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ИНН 085003420, ОГРН 1020800597157), третьих лиц: администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Министерства образования и науки Республики Калмыкия, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технопроект" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 23.11.2017 (судья Садваев Б.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А22-2635/2017, установил следующее.
ООО "Технопроект" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к МБОУ "Малодербетовская гимназия им. Б.Б. Бадмаева" Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - гимназия) о признании решения от 15.06.2017 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 13.06.2017 N 30 незаконным и недействительным.
Решением суда от 23.11.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.02.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Заявитель указывает, что действующее законодательство не предусматривает одностороннего отказа от контракта по причинам отсутствия финансирования. Ответчик и третье лицо злоупотребляют правом.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
19 апреля 2018 года в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 50 минут 24.04.2018, после перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили и из материалов дела следует, что 13.06.2017 по результатам открытого конкурса от 26.05.2017 истец (подрядчик) и ответчик (заказчик) заключили муниципальный контракт N 30 (далее - контракт), на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации по объекту "Пристройка блока начальных классов к МБОУ "Малодербетовская гимназия им. Б.Б. Бадмаева" по адресу:
Республика Калмыкия, Малодербетовский район, с. Малые Дербеты, ул. Советская, 9".
По условиям контракта срок выполнения работ определен в течение 35 календарных дней с даты заключения контракта.
Стоимость работ составляет 2 189 тыс. рублей. Оплата производится в рублях по безналичному расчету из средств бюджета Малодербеговского РМО РК (далее - администрация) согласно лимитам бюджетных обязательств 2017 года.
Главой 3 контракта предусмотрена обязанность подрядчика в течение 7 дней с момента заключения контракта предоставить проектно-сметную документацию заказчику для ее приемки и согласования. После приемки и согласования заказчиком направить проектно-сметную документацию на прохождение государственной экспертизы.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (пункт 9.2 контракта).
В целях исполнения принятых на себя обязательств ответчик обратился к главе администрации с заявкой от 13.06.2017 исх. N 212 о финансировании оплаты стоимости работ по контракту в сумме 2 189 тыс. рублей.
Администрация письмом от 14.06.2016 исх. N ОЧ-03-717 уведомила ответчика об отсутствии возможности финансирования оплаты стоимости работ по контракту, по причине отсутствия лимитов бюджетных обязательств на 2017 год.
Администрация в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предложила гимназии в одностороннем порядке отказаться от исполнения муниципального контракта.
Гимназия письмом от 15.06.2017 исх. N 215 уведомила общество об одностороннем отказе от исполнения контракта. К письму приложены документы, подтверждающие невозможность выделения денежных средств для исполнения муниципального контракта. Полагая, что данный отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке противоречит закону, истец обратился в суд с иском.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в абзаце 4 преамбулы "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор судебной практики от 28.06.2014), поскольку в силу части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона N 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758 данного Кодекса), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 2 статьи 310 указанного Кодекса).
Стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства (пункт 3 статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предоставленное Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1 статьи 450.1 Кодекса).
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданским кодексом Российской Федерации).
В силу пункта 8 статьи 95 Закон N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (пункт 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В пункте 9.2 контракта определено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Таким образом, односторонний отказ заказчика от исполнения договора в данном случае не противоречит действующему законодательству и условиям контракта.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды, пришли к верному выводу, что при таких условиях действия заказчика по одностороннему расторжению контракта соответствуют закону и условиям контракта. Суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании одностороннего отказа от контракта недействительным.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств и исследованию новых доказательств. Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 23.11.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 по делу N А22-2635/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.