Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава X. Банкротство гражданина
Положения главы посвящены регулированию отношений, связанных с банкротством гражданина. Подобные нормы существовали и в Законе 1998 г. (гл.IX). Введение в действие норм, касающихся потребительского банкротства, было отложено до внесения в Гражданский кодекс изменений и дополнений, связанных с возможностью банкротства гражданина, не являющегося предпринимателем. Эти изменения так и не были внесены; таким образом, потребительских банкротств на практике не случалось, хотя в ряде случаев они могли бы иметь положительные последствия, поскольку направлены на освобождение гражданина от долгов.
Потребительского банкротства нет в настоящее время и не будет еще долго, так как п.2 ст.231 Закона воспринял норму п.2 ст.185 Закона 1998 г.: положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы (Гражданский кодекс прямо не назван, что еще больше затрудняет введение в действие положений о потребительском банкротстве).
§ 1. Общие положения
Статья 202. Регулирование банкротства гражданина
Статья устанавливает порядок применения положений о банкротстве граждан.
Банкротство граждан - непредпринимателей регулируется § 1 гл.X; в субсидиарном порядке - гл.I-VIII. Общие положения Закона в случаях банкротства физических лиц будут применяться, только если какой-либо вопрос не урегулирован специальным параграфом.
Банкротство индивидуальных предпринимателей регулируется § 2 и 3 гл.X; в субсидиарном порядке - § 1 гл.X; далее - гл.I-VIII. В отношении банкротства индивидуальных предпринимателей сначала будут применяться специальные нормы о банкротстве этих субъектов, затем - нормы о банкротстве граждан - непредпринимателей и только после этого - общие положения Закона.
Обращает на себя внимание, что в отношениях, связанных с неисполнением обязательств крестьянским (фермерским) хозяйством, речь идет о банкротстве его главы - индивидуального предпринимателя, хотя по сути речь идет о банкротстве неправосубъектного образования крестьянского хозяйства.
Статья 203. Заявление о признании гражданина банкротом
Статья устанавливает правила заявления о банкротстве гражданина. В арбитражный суд с соответствующим требованием могут обратиться сам должник, некоторые из его кредиторов, уполномоченные органы.
Признаки банкротства гражданина § 1 гл.X не устанавливает; в соответствии со ст.3-6 Закона существует следующая система признаков:
срок неисполнения обязанностей перед кредиторами и обязательств перед публично-правовыми образованиями - три месяца;
сумма задолженности - 10 тыс. руб.;
превышение размером задолженности стоимости имущества должника.
Для физических лиц - непредпринимателей сохраняется критерий неоплатности - возбуждение конкурсного процесса невозможно при наличии доказательств того, что должник обладает имуществом, стоимость которого превышает размер задолженности (даже если должник не удовлетворяет требования кредиторов в течение длительного времени, а обращение взыскания на его имущество затруднено либо невозможно).
Заявителями, т.е. инициаторами производства по делу о несостоятельности (банкротстве) гражданина, могут быть только кредиторы, которые имеют требования, не являющиеся личными.
Кредиторы с личными требованиями (из причинения вреда жизни и здоровью; о выплате алиментов и др.) заявить о банкротстве должника не могут, однако они имеют право в рамках процедур конкурса заявлять свои требования. Кроме того, как указано в ч.2 п.3 комментируемой статьи, требования таких кредиторов, не заявленные ими при применении процедур банкротства, сохраняют силу после завершения конкурсного производства в отношении гражданина.
Представляется, что личные требования, которые заявлены в конкурсе, силу не сохраняют - при условии их неудовлетворения либо неполного удовлетворения кредиторы могут заявить их по окончании конкурсных мероприятий.
Статья 204. План погашения долгов
Особый документ, характерный только для банкротства гражданина (хотя определенные аналогии могут возникнуть относительно графика погашения долгов на стадии финансового оздоровления для юридических лиц), - план погашения долгов - составляется самим гражданином. Этот план может прилагаться к заявлению, подаваемому гражданином, о собственном банкротстве (при этом копии документа направляются лицам, участвующим в деле о банкротстве (они названы в ст.34 Закона), включая каждого из кредиторов).
Получив план погашения долгов, кредиторы могут направить свои возражения в арбитражный суд - какие-либо сроки Закон не устанавливает, следовательно, в этом случае надо исходить из разумных сроков.
Вопрос сроков для заявления кредиторами возражений имеет принципиальное значение, так как отсутствию возражений п.2 комментируемой статьи придает характер согласия.
При отсутствии возражений (т.е. при согласии) кредиторов суд утверждает план погашения долгов, что служит основанием для приостановления производства по делу о несостоятельности (банкротстве). При этом суд выносит соответствующее определение, которым рассмотрение дела приостанавливается не более чем на три месяца.
Пункт 3 определяет некоторые обязательные параметры плана погашения долгов: срок его осуществления (в течение этого срока должно предполагаться полное удовлетворение всех требований кредиторов); размеры сумм, которые будут ежемесячно оставляться должнику и членам его семьи для их жизнедеятельности; размеры сумм, которые будут ежемесячно направляться кредиторам в целях удовлетворения требований. Закон не содержит указаний на какие-либо минимальные или максимальные размеры указанных сумм.
План погашения долгов представляет собой по сути обещание должника в течение определенного (весьма непродолжительного) периода времени расплатиться со всеми кредиторами, чтобы избежать признания банкротом, распродажи имущества и применения других последствий банкротства. Тем не менее план погашения долгов может быть изменен судом (Закон не упоминает о необходимости согласия должника на это изменение, но, очевидно, такое согласие обязательно).
Изменения в план погашения долгов могут вноситься судом по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве. Эти изменения могут касаться срока осуществления удовлетворения требований кредиторов (который может быть как увеличен, так и уменьшен) и размера сумм, предоставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения жизнедеятельности. Обратим внимание на, что суд не компетентен изменить предложенный должником размер сумм, ежемесячно предоставляемых кредиторам в целях погашения их требований.
Полное удовлетворение всех требований кредиторов (вполне вероятно, что неполное удовлетворение план погашения долгов предполагать не может), т.е. исполнение плана, влечет за собой прекращение производства по делу о банкротстве - при названных обстоятельствах суд вынести такое определение обязан.
Статья 205. Имущество гражданина, не включаемое в конкурсную массу
Статья определяет состав конкурсной массы должника-гражданина путем указания на имущество, которое в нее не включается.
Прежде всего это имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
На исключении определенного имущества из конкурсной массы (помимо того, на которое не может быть обращено взыскание) может настаивать в силу п.2 комментируемой статьи как сам должник, так и любое лицо, участвующее в деле о банкротстве. Исключение такого имущества из конкурсной массы осуществляется арбитражным судом на основании мотивированного ходатайства одного из названных лиц. В этом ходатайстве обосновывается необходимость оставить должнику определенное имущество, которое либо является неликвидным, либо особой ценности не имеет, т.е. его реализация существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов.
Пункт 2 определяет общую стоимость имущества, исключаемого таким образом из конкурсной массы, - она не может быть более 100 МРОТ. И все же, несмотря на указание в Законе максимальной стоимости имущества, суд в каждом конкретном случае должен будет уточнять, не сможет ли существенно повлиять исключение имущества из конкурсной массы на удовлетворение требований кредиторов. Это необходимо, так как дело о банкротстве гражданина может быть возбуждено, если его задолженность составляет 10 тыс. руб. (п.2 ст.6 Закона), что может быть вполне сравнимо с суммой в 100 МРОТ.
Оправданно полагать, что основным аргументом для исключения имущества из конкурсной массы должны быть нематериальные соображения (например, определенная не очень ценная вещь дорога должнику как память о близком человеке). К сожалению, это не закреплено в Законе, следовательно, должник может настаивать на исключении имущества из конкурсной массы по любым причинам (например, использование имущества для добывания средств к существованию).
По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит определение, которым утверждает перечень имущества, исключаемого из конкурсной массы. Это определение может быть обжаловано как самим должником, так и его кредиторами.
Надо помнить, что из конкурсной массы гражданина производится изъятие имущества и по общим правилам - исключенного из оборота и не принадлежащего должнику на праве собственности. Такое имущество не требуется включать в утверждаемый судом перечень изъятий из конкурсной массы.
Статья 206. Недействительность сделок гражданина
Статья устанавливает особенности признания недействительными сделок должника.
Ничтожными являются сделки с заинтересованным лицом, совершенные за год до возбуждения судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. Заинтересованность, очевидно, определяется по нормам ст.19 Закона. Сделка с заинтересованным лицом будет ничтожной, если она была связана с отчуждением либо с иной передачей имущества гражданина заинтересованному лицу.
Последствия недействительности ничтожной сделки определяются судом по требованию кредитора и могут представлять собой либо возврат имущества - предмета сделки должнику, либо обращение взыскания на имущество, находящееся у заинтересованных лиц.
Заинтересованное лицо - контрагент должника - становится кредитором должника и получает удовлетворение в рамках третьей очереди.
В совершенно незащищенном положении оказываются добросовестные приобретатели имущества, переданного заинтересованному лицу должником по ничтожной сделке. У них имущество изымается, после чего они могут только что-либо требовать от своего контрагента по сделке.
В связи с недействительностью сделок должника возникает вопрос, на который Закон ответа не дает: подлежат ли применению в делах о банкротстве физических лиц нормы ст.103 Закона, регламентирующие недействительность сделок должника, находящегося в процедуре внешнего управления?
Аргументация отрицательного ответа будет состоять в следующем. Поскольку § 1 гл.X урегулировал вопрос о порядке и основаниях признания недействительными сделок должника, общие положения Закона (ст.103) не применяются; кроме того, ст.103 относится к процедуре внешнего управления, которая в отношении физических лиц не вводится. Следовательно, помимо сделок, недействительных в силу нарушения требований Гражданского кодекса и иных законов, в конкурсном процессе в отношении гражданина возможна недействительность только сделок с заинтересованностью.
Аргументация противоположного ответа может быть такой. Комментируемая статья урегулировала только одно из оснований признания сделок недействительными с целью определить их особенности: 1) годичный срок до возбуждения производства по делу о банкротстве, в течение которого должна быть заключена сделка с заинтересованностью, чтобы ее можно было признать недействительной, а также 2) отсутствие указания на убытки, причиненные сделкой кредиторам или должнику. Соответственно, п.2 ст.103, предусматривая возможность признания недействительными сделок должника с заинтересованным лицом, содержит указание на реальные или потенциальные убытки, но не определяет срок, из чего следует вывод, что возможно признание такой сделки недействительной независимо от того, как давно она была заключена (см. комментарий к ст.103). Поскольку комментируемая статья установила особенности только для одной категории недействительных сделок, для остальных применяются общие положения ст.103, точнее, только одно из них, так как остальные касаются должников - юридических лиц: п.3 этой статьи допускает недействительность сделки должника с кредитором либо иным лицом, повлекшей за собой предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими (если эта сделка совершена за шесть месяцев до подачи заявления о банкротстве в суд либо после принятия такого заявления). Что касается неприменения к гражданам процедуры внешнего управления, то поскольку процедура конкурсного производства применяется и конкурсный управляющий имеет право заявлять о недействительности сделок должника, следовательно, применение норм ст.103 вполне возможно в рамках конкурсного производства в отношении гражданина.
Вторая позиция более предпочтительна, так как не вполне целесообразно исключать для граждан (особенно для граждан-предпринимателей) основание недействительности сделок, установленное п.3 ст.103.
Статья 207. Рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве гражданина
Статья определяет особенности рассмотрения дел о несостоятельности граждан.
Из пункта 1 следует, что в отношении граждан вводится наблюдение (хотя п.2 ст.27 Закона не называет эту процедуру в числе применяемых к должнику-гражданину).
Арбитражный суд выносит определение о введении наблюдения, назначает временного управляющего, налагает арест на имущество гражданина (за исключением того, на которое взыскание не может быть обращено по нормам процессуального законодательства).
Арест имущества, как следует из п.1, является обязательной мерой. Хотя Закон не предусматривает каких-либо исключений, но в некоторых случаях они были бы необходимы, например при наличии у индивидуального предпринимателя в собственности предприятия имущественного комплекса, которое функционирует и платежеспособность которого могла бы быть восстановлена, если бы не вводился арест имущества (он, как правило, означает блокирование деятельности).
В силу ч.2 п.1 временный управляющий должен до рассмотрения судом дела о банкротстве обеспечить проведение независимой оценки имущества должника. Императивность этой нормы вызывает сомнения; вероятно, практика пойдет по пути ограничительного ее толкования, арбитражные суды не будут требовать независимой оценки имущества небольшой стоимости либо имущества, примерная стоимость которого общеизвестна.
Арестованное имущество (либо его часть) может быть освобождено арбитражным судом из-под ареста в случае, если третье лицо (сам должник этого сделать не может) предоставило обеспечение исполнения обязательств должника. Очевидно, может быть использован любой способ обеспечения исполнения обязательств (в частности, поручительство, залог), кроме задатка и удержания, которые не подходят в силу своей сущности, да еще, пожалуй, неустойки, на которую вряд ли согласится суд. Обращает на себя внимание, что кредиторы, в интересах которых предоставляется обеспечение, не имеют правомочий по рассмотрению вопроса о его принятии - это решает только суд.
Об обжаловании определения суда, которым имущество освобождается из-под ареста вследствие предоставления обеспечения, комментируемая статья не упоминает, а значит, оно обжалуется по нормам п.3 ст.61 Закона.
После принятия судом заявления о банкротстве гражданина по ходатайству последнего суд может отложить рассмотрение дела не более чем на месяц; ходатайство может быть мотивировано необходимостью осуществления расчетов с кредиторами (речь не идет о плане погашения долгов) либо целями разработки условий и заключения мирового соглашения. По окончании месячного срока гражданин должен представить доказательства исполнения всех требований кредиторов либо заключенное мировое соглашение. Если этого не произошло, на основании п.5 комментируемой статьи суд выносит решение о признании гражданина банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства.
Интересное основание приостановления рассмотрения дела о банкротстве гражданина предусмотрено п.4 - наличие информации об открытии наследства в пользу гражданина. Производство по делу о банкротстве гражданина приостанавливается на достаточно длительное время - до решения вопроса о судьбе наследства. Следует учесть, что ст.1141-1145 ГК РФ предусматривают восемь очередей наследников по закону, соответственно каждый из возможных наследников (даже далекой очереди) может настаивать на приостановлении рассмотрения дела о банкротстве, так как наследники предыдущих очередей могут не принять наследство либо отказаться от него.
Срок, по истечении которого будет решаться вопрос о возобновлении производства, составляет как минимум шесть месяцев (срок для принятия наследства наследниками как по завещанию, так и по закону); кроме того, в отношении наследников каждой последующей очереди предоставляется по три месяца для принятия наследства; такой же срок предоставляется подназначенному в завещании наследнику.
Гражданин, в отношении которого производство по делу отложено на основании открытия наследства, должен заявить в суд об известных ему фактах принятия наследства, исключающих передачу имущества ему. Эта обязанность не установлена Законом, вследствие чего выяснять такие обстоятельства придется самому суду, в частности путем обращения к нотариусу, ведущему наследственное дело.
Приостановление производства по делу о банкротстве, до того как будет решен вопрос о наследстве, - вполне разумное положение, так как в результате должник может получить имущество и употребить его на удовлетворение требований кредиторов.
Поскольку наследниками могут быть не только физические, но и юридические лица (ч.2 п.1 ст.1116 ГК РФ), целесообразно применять в необходимых случаях то же основание отложения рассмотрения дела и к должникам - юридическим лицам (это особо актуально для стадии конкурсного производства, так как по ее окончании юридическое лицо ликвидируется).
Статья 208. Последствия признания гражданина банкротом
Статья регламентирует последствия вынесения судом решения о признании должника-гражданина банкротом. Поскольку ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление в отношении физического лица не производится, суд, рассматривая дело, может либо утвердить мировое соглашение, либо признать должника банкротом и открыть конкурсное производство.
Признание должника банкротом влечет за собой следующие последствия:
- наступление срока исполнения всех обязательств должника;
- прекращение начисления всех финансовых санкций по обязательствам должника (речь идет о процентах, являющихся санкциями; проценты как плата за пользование чужими денежными средствами продолжают начисляться);
- прекращение исполнения по всем исполнительным документам, за исключением тех, которые касаются требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью и выплаты алиментов;
- установление арбитражным судом срока для предъявления кредиторами претензий должнику; этот срок не может быть менее двух месяцев (подробнее о проблемах, связанных с этим сроком, см. комментарий к ст.210).
Арбитражный суд извещает всех известных кредиторов об открытии конкурсного производства в отношении должника путем направления каждому из них извещения с указанием срока для предъявления требований. Рассылка осуществляется за счет должника.
Комментируемая статья не предполагает опубликования информации о банкротстве гражданина-должника, возможно, потому, что для него это не столь актуально, как для юридических лиц, конкурсное производство в отношении которых оканчивается ликвидацией (в отличие от конкурсного производства в отношении физических лиц) и соответственно невозможностью предъявления кредиторами каких-либо требований.
Статья 209. Исполнение решения арбитражного суда
Статья определяет особенности осуществления конкурсного производства в отношении гражданина. Прежде всего это касается субъекта, реализующего мероприятия конкурсного производства.
Конкурсный управляющий имуществом должника назначается только в особых случаях - если существует необходимость постоянного управления недвижимым имуществом должника либо ценными бумагами, принадлежащими ему. При наличии такого имущества у должника арбитражный суд выносит определение о назначении конкурсного управляющего (в котором устанавливается размер его вознаграждения).
По общему правилу конкурсный управляющий не назначается, а реализацию имущества должника осуществляет судебный пристав-исполнитель, которому арбитражный суд направляет решение о признании должника банкротом и исполнительный лист об обращении взыскания.
Пристав-исполнитель либо конкурсный управляющий осуществляют реализацию имущества должника, составляющего конкурсную массу (т.е. с изъятиями, произведенными в соответствии со ст.205 Закона). Вырученные в результате продажи имущества денежные средства наряду с уже имеющимися у должника должны вноситься в депозит арбитражного суда, принявшего решение о банкротстве должника. Представляется, что при необходимости из этих средств по определению суда осуществляются выплаты лицам с требованиями из причинения вреда жизни и здоровью, алиментов, а также выплаты средств к существованию должника.
Статья 210. Рассмотрение требований кредиторов
В пункте 2 ст.208 Закона установлено, что после признания должника банкротом кредиторам предоставляется не более двух месяцев для предъявления требований - это касается всех кредиторов, так как срок исполнения всех обязательств в силу ч.2 п.1 той же статьи считается наступившим.
Закон не определяет, с какого момента начинает течь двухмесячный срок, но, скорее всего, с даты получения кредитором уведомления о признания должника банкротом.
В течение этого срока кредиторы могут заявить свои требования, каждое из которых рассматривает арбитражный суд (конкурсный управляющий в их рассмотрении не участвует). По результатам рассмотрения выносится определение, где устанавливается размер удовлетворения требований и его порядок (очередь, в рамках которой будут осуществляться выплаты).
О возможности обжалования этих определений комментируемая статья не упоминает, но в соответствии с общим правилом п.2 ст.61 Закона обжалование определений, вынесенных по результатам рассмотрения требований, осуществляется в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Статья 211. Порядок удовлетворения требований кредиторов
Статья устанавливает порядок удовлетворения требований кредиторов должника-гражданина. Расчеты осуществляются за счет денежных средств, внесенных на депозит суда.
Статья не определяет субъекта, осуществляющего расчеты, но по логике это должен быть либо конкурсный управляющий (если он был назначен), либо пристав-исполнитель.
Согласно п.1 во внеочередном порядке покрываются расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения суда о признании гражданина банкротом, и надо полагать, в полном объеме исходя из дат их возникновения.
По окончании внеочередных выплат расчеты с очередными кредиторами осуществляются в такой последовательности:
1) требования граждан, перед которыми должник отвечает за причинение вреда жизни и здоровью (путем капитализации повременных платежей); требования о взыскании алиментов;
2) требования работников по выплате выходных пособий и заработной платы; требования по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3) все остальные требования.
Расчеты осуществляются в соответствии с общими правилами, установленными ст.135-138 (см. комментарий к ним), т.е. преимуществами обладают кредиторы-залогодержатели, а требования в части санкций и упущенной выгоды удовлетворяются в последнюю очередь.
Вызывает сомнение целесообразность нормы ч.2 п.2 комментируемой статьи, в соответствии с которой требования кредиторов из причинения вреда жизни и здоровью удовлетворяются путем капитализации повременных платежей. Это означает, что должник-гражданин обязан выплатить значительную сумму каждому из потерпевших, после чего вполне вероятно будет уже невозможно удовлетворить другие требования. Необоснованно ущемляются права кредиторов второй и третьей очереди, особенно если учесть, что не полностью удовлетворенные требования первой очереди по окончании конкурсного производства не погашаются, в то время как все остальные подлежат погашению.
Поскольку должник - физическое лицо, в отличие от должника - юридического лица, по окончании конкурсного производства не ликвидируется (а значит, можно осуществить повременные платежи), целесообразно было бы исключить из Закона положение об удовлетворении требований из причинения вреда жизни и здоровью путем капитализации повременных платежей.
Пункты 3 и 4 уточняют применение к расчетам с кредиторами должника-гражданина общих правил об очередности. К удовлетворению требований кредиторов последующей очереди переход осуществляется только после полного удовлетворения требований предыдущей (за исключением требований залогодержателей, так как те из них, кто заключил договор залога до возникновения требований первой и второй очередей, опережают при получении удовлетворения соответствующих кредиторов первой и второй очереди). При недостаточности в депозите суда средств для удовлетворения требований одной очереди производится пропорциональное распределение средств между кредиторами исходя из размера требований каждого кредитора.
Статья 212. Освобождение гражданина от обязательств
Статья регламентирует последствия завершения конкурсного производства. Его цель - освободить должника-гражданина от долгов (для юридических лиц такой цели нет). Эта цель применительно к потребительскому банкротству представляется более важной, чем удовлетворение требований кредиторов.
Окончание конкурсного производства завершением расчетов (т.е. распределением денежных средств, полученных от продажи имущества должника, составляющего конкурсную массу) означает погашение определенных обязательств, исполненных в полном объеме (полностью исполненные обязательства прекращаются), т.е. освобождение должника от долгов.
Прежде всего следует отметить, что должник освобождается от определенных заявленных требований. Это означает, что кредитор, не представивший в рамках конкурса свое требование (либо сделавший это с опозданием, если требование не было учтено), может потребовать исполнение обязательств и по окончании конкурсного производства. Единственный вопрос - в течение какого времени? Ведь, с одной стороны, существует срок исполнения должником данного обязательства, с другой - с момента признания должника банкротом сроки исполнения всех обязательств признаются наступившими. Поскольку последнее не связано с особенностью контрагента, представляется, что требование кредитора может быть заявлено сразу по окончании конкурса либо в течение срока исковой давности (который начнет течь с момента признания должника банкротом), а не в соответствии с датой исполнения, определенной договором. Аргументация противоположной точки зрения может быть основана на том, что кредитор мог не знать о признании должника банкротом (он и не должен был знать, так как такая информация не публикуется), а обратился с требованием исполнить обязательство по наступлении указанного в договоре срока (который, например, выходит за пределы исковой давности, исчисляемой с момента признания должника банкротом). Говорить об истечении сроков исковой давности в такой ситуации едва ли возможно.
Не подлежат погашению требования личного характера (неразрывно связанные с личностью кредитора), в частности из причинения вреда жизни и здоровью, о выплате алиментов. Эти требования могут быть предъявлены по окончании конкурсного производства независимо от того, заявлялись они или нет, были или не были удовлетворены полностью или частично. Указанные требования сохраняют силу до их полного удовлетворения.
Пункт 3 комментируемой статьи содержит правило, аналогичное установленному п.11 ст.142 (см. комментарий к ней). Если гражданин-должник скрывал свое имущество от кредиторов либо незаконно передал его третьим лицам, кредитор, чьи требования не были удовлетворены (либо удовлетворены не полностью), может потребовать обращение взыскания на указанное имущество. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что погашенное ранее требование восстанавливается с одновременным изменением обязанного лица (перевод долга по закону) в силу доказательства сокрытия либо незаконной передачи имущества должником.
Статья 213. Последствия повторного банкротства гражданина
Статья определяет понятие и последствия такого явления, как повторное банкротство гражданина. Ее положения направлены на то, чтобы никакие льготы, связанные с банкротством, не препятствовали должнику чаще чем один раз в пять лет. Так, в силу п.1 в течение пяти лет после признания гражданина банкротом суд не имеет права возбудить конкурсный процесс по его заявлению (т.е. должник не может воспользоваться нормами ст.204 Закона, представив план погашения долгов). Не имеет значения, кто был заявителем в первый раз - сам должник или кто-то еще.
Интересна норма п.2, которая допускает двойное толкование по принципу казнить нельзя помиловать: в случае повторного признания гражданина банкротом по заявлению кредитора, заявлению уполномоченного органа по требованиям об уплате обязательных платежей в течение пяти лет после завершения расчетов с кредиторами такой гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов. В отношении ее можно дать два варианты толкования.
Имеется в виду повторное в течение пяти лет после окончания расчетов признание банкротства, т.е. вынесение решения суда об открытии в отношении должника конкурсного производства. Если это произошло (а произойти это могло только по заявлению кредиторов и уполномоченных органов - сам должник не имеет права подать такое заявление), должник не освобождается от долгов вообще, т.е. до тех пор, пока полностью не удовлетворит требования. Удовлетворение части обязательств в рамках конкурса и окончание конкурсного производства не влекут за собой погашения оставшихся обязательств.
Имеется в виду, что в случае повторного банкротства должник не освобождается от долгов в течение пяти лет, т.е. в течение этого времени из любого вновь поступающего ему имущества он обязан удовлетворять исполненные не полностью либо неисполненные требования. Однако в этом случае приходим к выводу, что повторным будет банкротство любое, если ранее оно уже было, - независимо от времени. То есть даже если должник признавался банкротом 20 лет назад, признание его банкротом вновь не погасит в течение пяти лет его обязательств. Он сам сможет заявить о своем банкротстве (в течение последних 15 лет), но на последствия в виде непогашения требований это не повлияет.
Каждая из этих позиций представляется достаточно обоснованной, однако более соответствует буквальному толкованию первая, так как в п.2 речь идет о повторном банкротстве по заявлению кредитора и уполномоченного органа, тогда как по истечении пяти лет заявить о своем банкротстве может и сам должник.
В силу ч.2 п.2 неудовлетворенные требования кредиторов могут быть предъявлены в соответствии с гражданским законодательством. Это касается любых требований, которые не считаются погашенными по окончании конкурса.
§ 2. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
Статья 214. Основания для признания индивидуального предпринимателя банкротом
Статья определяет особенности банкротства лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, т.е. имеющих соответствующую регистрацию. К предпринимателям в гражданском праве предъявляются повышенные требования, ибо они являются профессиональными участниками оборота; в силу ст.401 ГК РФ индивидуальные предприниматели, как и коммерческие юридические лица, несут ответственность без учета вины.
Возникает вопрос: какой режим может быть применен к гражданину, занимающемуся деятельностью, подпадающей под признаки предпринимательской (самостоятельная, инициативная, предполагающая имущественный риск), но не имеющему регистрации в качестве предпринимателя? К сделкам такого гражданина будут применяться все положения о предпринимательских сделках - это установлено п.4 ст.23 ГК РФ, однако в этой норме речь идет только о сделках, к каковым банкротство не относится. Следовательно, пока невозможно применять нормы конкурсного производства к предпринимателю без регистрации; возможным это станет лишь после вступления в силу положений § 1 гл.X о непредпринимательском банкротстве.
Возникает вопрос и о последствиях ситуации, когда индивидуальный предприниматель ввиду угрозы банкротства отказался от данного статуса либо срок его регистрации истек. Результатом буквального толкования будет ответ о невозможности применения к такому субъекту Закона о банкротстве, так как в комментируемой статье речь идет о банкротстве индивидуального предпринимателя (а не субъекта, который раньше был предпринимателем либо сделки которого связаны с предпринимательской деятельностью).
К отношениям, связанным с несостоятельностью индивидуального предпринимателя, применяются нормы § 2 гл.X; в субсидиарном порядке - нормы § 1 гл.X; затем - общие положения Закона (гл.I-VIII). Такой порядок применения правовых норм установлен ст.202.
Банкротство индивидуального предпринимателя предусмотрено ст.25 ГК РФ, некоторые нормы которой противоречат положениям комментируемого Закона.
Комментируемая статья определяет важнейшую особенность банкротства индивидуальных предпринимателей по сравнению с банкротством обычных физических лиц. К предпринимателю применяется критерий неплатежеспособности - он может быть признан несостоятельным (банкротом), только если выявлена его неспособность удовлетворять требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей - превышения размера обязательств над стоимостью имущества не требуется.
Решение вопроса о критерии банкротства предпринимателей сомнений не вызывает, в отличие от вопроса о признаках, достаточных для принятия судом заявления о банкротстве должника - индивидуального предпринимателя.
Срок задолженности по обязательствам и обязательным платежам равен трем месяцам - это установлено ст.3 Закона как для граждан, так и для юридических лиц. Размер же задолженности для граждан составляет 10 тыс. руб., а для юридических лиц - 100 тыс. (ст.6 Закона). Поскольку § 1 гл.X не упоминает об этом, а Гражданский кодекс устанавливает, что к индивидуальным предпринимателям применяются правила о коммерческих юридических лицах, можно сделать вывод: минимальный размер задолженности равен 100 тыс. руб.
Статья 215. Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом
Статья определяет особенности инициирования конкурсного процесса в отношении индивидуальных предпринимателей. Заявить в суд о признании индивидуального предпринимателя банкротом могут:
- сам должник, если в течение предшествующих пяти лет он не признавался банкротом. Представляется необходимым применить нормы ст.213 Закона, в соответствии с которыми в течение 5 лет после признания должника банкротом он сам не может повторно подать заявление о собственном банкротстве (о проблемах, связанных с освобождением должника от долгов при повторном банкротстве, см. комментарий к ст.213);
- любой из кредиторов по предпринимательским обязательствам (требование которого связано с осуществлением должником предпринимательской деятельности);
- уполномоченные органы.
Остальные кредиторы заявителями быть не могут, однако имеют право предъявить свои требования в рамках конкурса. Речь идет о кредиторах, во-первых, с требованиями, неразрывно связанными с личностью должника (из причинения вреда жизни и здоровью, по выплате алиментов и др.); во-вторых, с требованиями из непредпринимательских отношений.
Статья 216. Последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом
Статья устанавливает последствия признания банкротства и открытия конкурсного производства в отношении индивидуального предпринимателя. Исходя из сути регулирования, можно сделать вывод, что это дополнительные последствия, помимо установленных ст.208. Однако из буквального толкования следует противоположный вывод: и ст.208, и комментируемая статья определяют последствия признания банкротом, следовательно, этот вопрос урегулирован § 2 гл.XI; нормы §1 гл.X Закона не применяются, т.е. к банкротству индивидуального предпринимателя будут применяться последствия признания банкротом юридического лица (ст.126).
В силу п.1 комментируемой статьи для индивидуального предпринимателя с момента принятия судом решения о его банкротстве наступают следующие последствия:
утрачивает силу государственная регистрация в качестве предпринимателя;
аннулируются все имевшиеся у должника лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
Эти последствия наступают автоматически, без принятия каких-либо специальных решений.
Обратим внимание, что п.3 обязывает суд направить копию решения о признании должника банкротом в орган, осуществивший регистрацию гражданина в качестве предпринимателя; при этом обязанность направлять копию решения в лицензирующие органы не предусмотрена.
Регистрирующий орган обязан учитывать предпринимателей, признанных банкротами, чтобы в течение года после вынесения такого решения не осуществлять его регистрацию в качестве предпринимателя. По сути, в норме п.2 речь идет об ограничении правоспособности должника.
§ 3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства
Статья 217. Основания для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом
Статья, как и другие нормы § 3 гл.X, регламентирует банкротство крестьянских (фермерских) хозяйств. Почти все нормы этого параграфа употребляют именно такую формулировку - банкротство хозяйства. Тем не менее § 3 помещен в главе "Банкротство гражданина", и законодатель тем самым дал понять, что в виду имеется банкротство индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
По сути, речь идет об отношениях, гораздо более сложных, нежели при банкротстве гражданина, в том числе предпринимателя. Поэтому применительно к банкротству крестьянских (фермерских) хозяйств можно говорить о несостоятельности неправосубъектного образования. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство, не будучи субъектом гражданского права (юридическим лицом), является субъектом конкурсного права.
Комментируемая статья устанавливает неплатежеспособность в виде критерия банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства, т.е. соотношение активов и пассивов (в частности, превышение активов над пассивами) не имеет значения. Поскольку статья не определяет признаки банкротства, то при определении минимального размера задолженности, достаточного для возбуждения производства по делу о банкротстве судом, возникнут проблемы, аналогичные тем, которые были обозначены в комментарий к ст.214.
Порядок применения правовых норм к крестьянскому (фермерскому) хозяйству определен ст.202: сначала § 3 гл.X, субсидиарно - § 2 гл.X, затем § 1 гл.X и наконец - гл.I-VIII Закона. Таким образом, ни при каких обстоятельствах не предусматривается применение § 3 гл.IX "Банкротство сельскохозяйственных организаций", хотя в некоторых случаях это было бы разумно.
Статья 218. Особенности порядка признания индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом
Статья устанавливает процессуальные особенности подачи заявления о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства.
В заявлении согласно нормам комментируемой статьи речь идет о несостоятельности самого заявителя-должника. В части 2 п.1 указано, что это заявление подписывает глава крестьянского (фермерского) хозяйства. В то же время ч.1 п.1 требует письменного согласия на подачу заявления о признании хозяйства несостоятельным всех членов этого хозяйства. Форма документа, в котором члены крестьянского (фермерского) хозяйства должны выразить свое согласие на подачу заявления, комментируемой статьей не установлена.
К заявлению помимо документов, указанных в ст.38 Закона, прилагаются те, которые названы в п.2 комментируемой статьи. Во-первых, это документы, подтверждающие состав и стоимость имущества хозяйства; необходимо указать, какое именно имущество является общей совместной (либо общей долевой) собственностью всех членов хозяйства, а какое принадлежит каждому из них (должны быть названы источники приобретения этого имущества, исключающие основания полагать, что оно является общим). Во-вторых, документ, подтверждающий размер возможных доходов хозяйства по окончании текущего периода сельскохозяйственных работ (очевидно, имеется в виду либо информация о доходах за прошедшие периоды, либо просто предположения об объеме и стоимости выращенной (произведенной) продукции). Этот документ необходим для решения вопроса о возможности оздоровления платежеспособности должника и сроках проведения соответствующих процедур.
Если заявление подается не самим главой хозяйства, то вопрос о заявителях решается по правилам ст.215 (см. комментарий к ней). Все названные в п.2 комментируемой статьи документы должны быть приложены к отзыву на заявление кредитора либо уполномоченного органа.
Статья 219. Особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством
Статья регламентирует особенности осуществления оздоровительных процедур (финансового оздоровления и внешнего управления) в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства.
Прежде всего обращает на себя внимание особый порядок введения финансового оздоровления. По сути, вопрос о данной процедуре решается не собранием кредиторов, а судом. Для этого в течение двух месяцев с момента вынесения определения суда о введении наблюдения глава хозяйства имеет право разработать и представить суду (а не временному управляющему, о статусе и полномочиях которого комментируемая статья не упоминает) план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
Если суд сочтет эти документы приемлемыми, т.е. придет к выводу, что реализация мероприятий плана позволит хозяйству полностью удовлетворить по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ все требования по обязательствам и обязательным платежам (при этом могут учитываться будущие предполагаемые доходы хозяйства), суд введет финансовое оздоровление. Более того, данная процедура будет введена на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации продукции, которая производится (либо производится и перерабатывается) хозяйством.
Определение о введении финансового оздоровления может быть обжаловано.
Еще одной льготой, предоставленной крестьянскому (фермерскому) хозяйству, является возможность продления срока финансового оздоровления, возникающая, если в ходе его произошли чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, эпизоотии и др.), ставшие причиной спада и ухудшения финансового состояния хозяйства. При указанных обстоятельствах срок финансового оздоровления может быть увеличен судом на 1 год, если будет соблюден установленный ст.85 Закона порядок изменения графика задолженности.
Внешнее управление вводится собранием кредиторов. Пункт 4 комментируемой статьи содержит неоднократно повторяющийся недостаток - невозможно ответить на вопрос: исчерпываются ли решением собрания кредиторов основания введения внешнего управления либо можно применить общие положения ст.75 и 92 Закона, в соответствии с которыми допускается введение внешнего управления по инициативе суда, иногда вопреки воле кредиторов? Из буквального толкования нормы п.4 следует вывод о невозможности применять общие положения, так как вопрос урегулирован специальной нормой. Однако наряду с этим можно дать иное толкование, в соответствии с которым указание на один из способов введения внешнего управления не исключает применения других способов.
Вопрос о сроке внешнего управления по общему правилу решается так же, как и о сроке финансового оздоровления, - оно вводится до окончания периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации продукции. Однако срок внешнего управления не может превышать двухгодичный, т.е. максимальный, срок, установленный п.2 ст.92 Закона более чем на три месяца.
Продление внешнего управления допускается не более чем на год, если во время его проведения чрезвычайные обстоятельства стали причиной спада и ухудшения финансового состояния должника.
Пункт 5 комментируемой статьи регламентирует основания досрочного прекращения внешнего управления, которое возможно вследствие заявления об этом в суд внешнего управляющего или любого из кредиторов (очевидно, имеются в виду кредиторы не только по предпринимательским обязательствам).
Внешнее управление прекращается до истечения срока по следующим основаниям:
- невыполнение плана внешнего управления (неосуществление конкретных мероприятий);
- возникновение обстоятельств, дающих основание сделать вывод о невозможности достичь цели внешнего управления, т.е. восстановить платежеспособность хозяйства (таким обстоятельством может быть, например, активность конкурентов, не позволяющая хозяйству реализовать товар по расчетным ценам).
Досрочное прекращение внешнего управления означает принятие судом решения о признании хозяйства банкротом и открытии в отношении его конкурсного производства.
Статья 220. Внешний управляющий
Статья определяет особенности статуса внешнего управляющего крестьянским (фермерским) хозяйством.
Внешний управляющий утверждается арбитражным судом; при этом кандидатура управляющего может не соответствовать требованиям ст.20-23 Закона.
Более того, применительно к крестьянскому (фермерскому) хозяйству допускается внутреннее управление - осуществление всех мероприятий на данной стадии самим должником - главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Назначение главы хозяйства арбитражным управляющим должно, очевидно, производиться определением суда.
Отсутствие каких-либо серьезных требований к внешнему управляющему продиктовано тем, что и глава, и участники хозяйства не нуждаются во внешнем контроле, так как, имея имущество хозяйства в общей собственности, более других заинтересованы в восстановлении платежеспособности.
Статья 221. Конкурсная масса крестьянского (фермерского) хозяйства
Статья определяет состав конкурсной массы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства может быть названо банкротством неправосубъектного образования, несмотря на то что несостоятельным признается индивидуальный предприниматель - глава хозяйства. Доказательством такой точки зрения служат нормы комментируемой статьи. В конкурсную массу, формируемую после признания индивидуального предпринимателя - главу хозяйства банкротом, входит не его (вернее, не только его) имущество, а имущество, находящееся в общей собственности членов хозяйства: недвижимость, в том числе насаждения (очевидно, имеются в виду многолетние); хозяйственные и иные постройки; мелиоративные и другие сооружения; племенной, рабочий и молочный скот; птица; сельскохозяйственные и иные техника и оборудование; транспортные средства; инвентарь; другое имущество, приобретенное на общие средства членов хозяйства (т.е. являющееся общим имуществом). В конкурсную массу входят такие имущественные права, как, например, право аренды принадлежащего хозяйству земельного участка (законодатель, очевидно, имел в виду земельный участок, на котором данное хозяйство осуществляет свою деятельность, между тем в конкурсную массу могут входить и права хозяйства как арендодателя). В конкурсную массу могут входить и иные имущественные права, в частности исключительные права, например, по лицензионным договорам, которые были заключены главой хозяйства как индивидуальным предпринимателем.
Земельный участок, принадлежащий участникам хозяйства на праве общей собственности, в конкурсную массу, скорее всего, включаться не будет, так как в силу п.2 комментируемой статьи земельные участки могут отчуждаться, переходить к другому лицу, Российской Федерации, к ее субъекту, муниципальному образованию в той мере и на тех условиях, которые определяются земельным законодательством.
Пункт 3 устанавливает, что из конкурсной массы исключается имущество, которое принадлежит каждому из членов хозяйства (включая главу) на праве собственности. Кроме того, из конкурсной массы исключается имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на иные доходы, нежели те, которые являлись общими средствами хозяйства.
Представляется, что из конкурсной массы должны исключаться вещи, изъятые из оборота, а также имущество, не принадлежащее членам хозяйства на праве собственности, включая право общей собственности.
Статья 222. Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства
Статья определяет особенности продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства.
Речь идет об арбитражном управляющем - субъекте, реализующем имущество хозяйства, при этом не уточняется, какой именно управляющий имеется в виду. Таким образом, положения комментируемой статьи будут применяться независимо от того, на какой стадии процесса осуществляется продажа имущества - внешнего управления или конкурсного производства.
Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства должно продаваться путем проведения торгов, форма которых не установлена. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи предоставляют определенным субъектам преимущественное право покупки имущества хозяйства и его имущественных прав. Обладают этим правом лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к участку, принадлежащему должнику. Статья не отвечает на вопрос, имеет ли значение характер владения, но главное, что делать управляющему, если соседей несколько и все они заявили о своем желании приобрести имущество должника?
Очевидно, что управляющий обязан каждому из названных субъектов предложить приобрести имущество и имущественные права должника по оценочной стоимости (исходя из выводов независимого оценщика). Этим лицам предоставляется месяц на раздумье; если в течение этого срока обладатели преимущественного права отказались от приобретения имущества либо промолчали, имущество реализуется на торгах, как это установлено Законом. А если они все согласились? Должен ли договор заключаться с первым согласившимся? Либо со всеми сразу? Либо по выбору арбитражного управляющего или суда? Ни на один из этих вопросов определенно ответить нельзя.
Статья 223. Последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом
Последствия признания банкротом главы крестьянского (фермерского) хозяйства практически не отличаются от последствий банкротства индивидуального предпринимателя. Копия решения о признании должника банкротом направляется в орган, осуществивший регистрацию главы хозяйства в качестве предпринимателя; государственная регистрация в качестве предпринимателя главы хозяйства теряет силу.
Комментируемая статья не упоминает, теряют ли силу лицензии, если крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляло лицензируемые виды деятельности, и, главное, возможна ли регистрация того же субъекта в качестве предпринимателя в течение года. Последнее запрещено п.2 ст.216 Закона, но, судя по всему, эта норма не подлежит применению, так как отношения урегулированы комментируемой статьей. Очевидно, Закон предоставляет главе хозяйства возможность сразу после банкротства осуществить новую регистрацию и продолжать деятельность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.