г. Краснодар |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А32-33882/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Костюк О.А.(доверенность от 19.01.2018 N 333-238/18-01-06), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Кубаньтранс" (ИНН 2311109741, ОГРН 1082311004764), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2017 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 (судьи Еремина О.А., Величко М.Г., Новик В.Л.) по делу N А32-33882/2017, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Кубаньтранс" (далее - общество) о взыскании 1 194 323 рублей субсидии.
Решением суда первой инстанции от 02.11.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.01.2018, в удовлетворении заявленных департаментом требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для осуществления обществом возврата департаменту выделенной ему суммы субсидии.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт. При этом департамент ссылается на наличие правовых оснований для осуществления возврата спорной суммы, связанных с просрочкой предоставления обществом подтверждающих документов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2014 по 31.12.2015 осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" (далее - подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"".
Общество заключило с ООО "ВЭБ-лизинг" договор финансовой аренды (лизинга), в связи с чем обратилось в Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - министерство), функции которого впоследствии переданы департаменту, с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, являющимся приложением N 2 к подпрограмме (далее - Порядок субсидирования).
Приказом министерства от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" принято решение об утверждении списков субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий. Общество также признано прошедшим указанный отбор.
В дальнейшем между министерством и обществом заключен договор от 23.12.2014 N 184/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных в рамках указанных договоров финансовой аренды (лизинга) (далее - договор субсидирования).
В силу пункта 4.3 договора субсидирования общество по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), указанного в пункте 2.1 договора, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договоры финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 2.1 договора, не расторгались, не были признаны недействительными, не изменялись условия договоров. Информация, предусмотренная в настоящем пункте должна быть заверена субъектом предпринимательства и организацией-лизингодателем.
Согласно пункту 4.6 договора субсидирования отчетность, указанная в пунктах 4.3, 4.4 договора предоставляется в министерство субъектом предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 6.1 договора субсидирования, если информация, указанная в пунктах 4.3 и 4.4 указанного договора, не представляется субъектом, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления министерством субъекта предпринимательства подлежат возврату в краевой бюджет.
Факт непредоставления обществом в установленный срок отчетности по договору финансовой аренды (лизинга) послужил основанием для направления департаментом в адрес указанного субъекта предпринимательства уведомления от 12.05.2017 N 333-2956/17-03-03-12 о необходимости возврата субсидии.
В связи с неосуществлением обществом возврата спорных денежных средств в добровольном порядке департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 3 статьи 306.4 Кодекса нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими.
Пунктом 1.2 приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и Порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" (далее - Приказ N 167) определено, что субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" Порядка субсидирования из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, действовавшего в спорный период.
Согласно пункту 1.3 Приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в министерство.
В силу пункта 1.4 Приказа N 167 отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 данного приказа, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом.
Суды установили, что обязательства по предоставлению спорной отчетной документации обществом, в том числе ее состав, сроки и порядок предоставления предусмотрены в пунктах 4.3 - 4.4, 4.6 - 4.7 договора субсидирования.
Платежным поручением от 29.12.2014 N 390758 департамент перечислил обществу денежные средства в размере 1 194 323 рублей.
Информационное письмо, заверенное организацией-лизингодателем, представлено обществом в департамент 16.05.2017. Указанное обстоятельство фактически сторонами не оспаривается.
В данном случае суды пришли к обоснованному выводу о том, что независимо от просрочки предоставления обществом подтверждающих документов, цель, на которую предоставлена спорная субсидия, - компенсация части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договоров лизинга, достигнута.
Таким образом, бюджетные средства использованы по целевому назначению.
Доказательства наличия обстоятельств, свидетельствующих о нецелевом использовании субсидии, а также о ее выдаче лицу, не имеющему права на ее получение, в материалы дела не представлены.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае безусловные основания для истребования у общества суммы предоставленной субсидии отсутствуют.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2017 N 308-ЭС17-10954 и от 16.10.2017 N 308-ЭС17-14238.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу N А32-33882/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.