г. Краснодар |
|
04 мая 2018 г. |
Дело N А63-8220/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Лазебного А.Ю. (доверенность от 27.12.2017), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Азизова З.К., администрации Степновского муниципального района Ставропольского края, прокурора Степновского района Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Азизова З.К. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2017 (судья Аксенов В.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-8220/2017, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Азизов З.К. (далее - предприниматель) обратился с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 28.04.2017.
Решением от 03.10.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.01.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты, ссылаясь на отсутствие оснований для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
В отзыве управление просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления повторил доводы отзыва.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения поступивших от администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) сведений о включении информации о предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр) управление приняло решение от 28.04.2017, которым включило сведения о предпринимателе в реестр, поскольку предприниматель, признанный победителем аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:28:000000:271, уклонился от заключения договора.
Предприниматель, не согласившись с указанным решением, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Как установили суды, 13.12.2016 администрация разместила извещение о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:28:000000:271. Согласно протоколу от 20.01.2017 победителем аукциона признан предприниматель, предложивший цену (размер ежегодной арендной платы) 3 011 761 рубль 64 копейки. Победитель аукциона подписал указанный протокол.
27 января 2017 года администрация направила предпринимателю три экземпляра проекта договора. Как установили суды и не оспаривают участвующие в деле лица, проект договора предприниматель получил 22.02.2017; организатор торгов 27.04.2017 составил протокол, которым признал предпринимателя уклонившимся от заключения договора, и направил соответствующую информацию в антимонопольный орган; подписанные экземпляры договора предприниматель направил администрации 29.03.2017.
Согласно пункту 15 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В силу пункта 17 названной статьи победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
В соответствии с пунктом 20 статьи 39.12 Кодекса уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. Согласно пункту 25 названной статьи, если договор аренды земельного участка в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проекта указанного договора не был подписан и представлен в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанный договор иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.
В соответствии с пунктом 27 статьи 39.12 Кодекса сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона. Согласно пункту 28 названной статьи ведение реестра недобросовестных участников аукциона осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 30 статьи 39.12 Кодекса в случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 названной статьи, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора, а в случае, предусмотренном пунктом 24 данной статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 29 указанной статьи, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.
Приказом ФАС России от 14.04.2015 N 247/15 утвержден Порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка сведения, предусмотренные пунктом 29 статьи 39.12 Кодекса направляются органом местного самоуправления в соответствующий территориальный орган Федеральной антимонопольной службы. Согласно пункту 5 Порядка орган местного самоуправления помимо сведений направляет в территориальный орган документы, подтверждающие факты недобросовестности участника аукциона: копию протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе; копию протокола о результатах аукциона; копию документа, подтверждающего передачу (направление) победителю аукциона проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для его подписания; документы, свидетельствующие об уклонении победителя аукциона или иного лица, указанного в пунктах 13, 14 или 20 статьи 39.12 Кодекса, от заключения договора купли-продажи либо договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также договора о комплексном освоении территории в случае предоставления земельного участка в аренду для указанной цели (например, составленный организатором аукциона протокол об уклонении победителя аукциона от заключения договора, в котором содержатся сведения о месте, дате и времени его составления).
В силу пункта 10 Порядка уполномоченный орган или лицо, сведения о котором направлены уполномоченным органом для включения в реестр, вправе направить дополнения, возражения, пояснения не позднее чем за 2 рабочих дня до дня рассмотрения обращения. Согласно пункту 12 Порядка по результатам рассмотрения обращения комиссия выносит решение о включении в реестр сведений или об отказе во включении в реестр сведений.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии у управления оснований для включения сведений о предпринимателе в реестр, поскольку предприниматель, признанный победителем аукциона, в установленный Кодексом срок не представил администрации подписанный проект договора.
Суды исследовали довод предпринимателя о том, что 24.03.2017 он представлял подписанный договор администрации, и отклонили его, как не подтвержденный документально: доказательства, свидетельствующие о том, что предприниматель в названный день прибыл в администрацию для передачи договора нарочным либо направил документы иным способом, в материалах дела отсутствуют.
Довод о том, что в связи с приостановлением процедуры торгов срок для подписания договора продлен и последним днем направления подписанного проекта договора является 29.04.2017, отклоняется.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что со дня направления уведомления о приостановлении торгов, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. Процедура проведения торгов приостановлена 02.03.2017, жалоба по существу рассмотрена 03.03.2017. Таким образом, с даты, когда отпали основания для приостановления процедуры торгов, течение срока для заключения договора продолжено, и последним днем срока для подписания договора является 27.03.2017 (с учетом того, что последний день 30-дневного срока выпал на 26.03.2017 - выходной день).
Как установили суды и не оспаривают участвующие в деле лица, подписанный проект договора предприниматель направил администрации 29.03.2017. Доказательства, свидетельствующие о том, что подписание договора за пределами установленного срока произошло по не зависящим от него причинам, предвидеть и своевременно предотвратить которые он не имел возможности, предприниматель не представил. В данном случае суды пришли к выводу, что включение сведений о предпринимателе в реестр является необходимой мерой ответственности, соразмерной характеру допущенного нарушения.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2018 по делу N А63-8220/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.