В Генеральной прокуратуре Российской Федерации проанализированы докладные записки прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур о результатах работы по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2016 году.
Результаты анализа позволили сделать вывод об определенных недостатках в организации надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
По итогам 2016 года, в Российской Федерации к административной ответственности по постановлению прокурора привлечено более 9 тыс. лиц.
К административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ привлечено 427 юридических лиц (2015 год - 356) с наложением штрафа на общую сумму 654 млн рублей (2015 год - 610,6 млн рублей).
При этом прокуратурами Республики Ингушетия, Забайкальского и Камчатского краев, Амурской, Астраханской, Калининградской, Тульской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа в прошлом году не возбуждено ни одного дела об административном правонарушении по указанной статье.
Несмотря на практически двукратное увеличение доли (с 13 до 22 %) и общей суммы (с 80,8 до 143 млн рублей) взысканных штрафов, ситуация с фактическим исполнением назначенных наказаний по статье 19.28 КоАП РФ является неудовлетворительной и требует принятия прокурорами дополнительных организационных и надзорных мер.
Наибольшее число неисполненных постановлений о взыскании штрафов по указанной статье в 2016 году имелось в прокуратурах Приволжского, Центрального и Южного федеральных округов.
Как показывает практика, одним из эффективных средств повышения уровня взыскиваемости штрафов является сотрудничество органов прокуратуры с иными государственными органами (управления ФССП России, МВД России, следственные управления СК России и др.).
Положительным примером служит издание совместных приказов и соглашений, определяющих порядок взаимодействия при исполнении решений судов о взыскании штрафов и ущерба, причиненного актами коррупции (Приморский и Хабаровский края, Мурманская область и др.).
В прошлом году в поле зрения прокуроров оставались вопросы исполнения работниками обязанности представлять сведения о расходах, установленной статьей 3 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции (в 2016 году в суды направлено 29 исковых заявлений об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы), прокурорами Центрального федерального округа в течение года в суды не направлено ни одного искового заявления данной категории.
Согласно данным статистики, в 2016 году зарегистрировано 32 924 коррупционных преступления, что на 1,4% выше показателя 2015 года (32 455).
В отдельных регионах сохраняется практика регистрации коррупционных преступлений, выявление которых не представляет особой сложности, наблюдается дисбаланс в соотношении количества поставленных на учет случаев дачи и получения взятки.
Так, в Приволжском федеральном округе число выявленных случаев получения взятки значительно ниже количества фактов ее дачи как в целом по округу (696 и 850 соответственно), так и в отдельных его субъектах (республики Башкортостан, Мордовия, Пермский край, Кировская, Самарская области).
При этом в Кировской области количество случаев дачи "мелкой" взятки значительно превышает число случаев ее получения: 119 и 11 соответственно. Напротив, в Пермском крае зарегистрировано 47 случаев получения "мелкой" взятки и всего 9 - ее дачи.
Введение в действие новой нормы уголовного права, выделяющей в отдельный состав мелкое взяточничество, позволяет продемонстрировать работу правоохранительных органов по противодействию взяточничеству, в том числе практику выявления коррупционных преступлений, обнаружение которых не представляет особой сложности.
За менее чем полугодовой период действия новой нормы доля противоправных деяний, квалифицируемых по статье 291 2 УК РФ, в структуре взяточничества составила 26,1%.
Вместе с тем на основании пункта 3.1 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 25.11.2015 N 3 необходимо ориентировать правоохранительные органы на сосредоточение усилий по выявлению преступлений рассматриваемой категории в крупном и особо крупном размерах, а также по выявлению указанных деяний, совершенных в составе организованной группы.
Проведенная работа дала положительные результаты.
За прошедший год выявлено 720 (+ 16,3%) преступлений обозначенной категории, совершенных организованными группами или преступными сообществами, 4 415 (+15,9%, 3 810) противоправных фактов - в крупном и особо крупном размерах.
При этом необходимо отметить следующее.
В 2016 году в Северо-Кавказском федеральном округе доля коррупционных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, составила 12% (203), в 2015 году - 16% (302). Меньше всего таких фактов установлено в Республике Ингушетия (6, - 25%), Республике Северная Осетия - Алания и Чеченской Республике - по 5 (- 28,3% и - 77,3% соответственно).
Однако в Северо-Кавказском федеральном округе значительно (- 80%) снизилось число выявленных преступлений рассматриваемой категории, совершенных организованными группами и преступными сообществами (с 50 до 10). Результаты деятельности правоохранительных органов на данном направлении имеются только в Ставропольском крае (9) и Карачаево-Черкесской Республике (1).
В условиях высокой латентности коррупционных преступлений особое значение приобретают меры, принятые органами прокуратуры с целью их выявления. Однако в минувшем году прокурорами снижена активность при реализации полномочий, предоставленных пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ (- 5,5%). Число уголовных дел, возбужденных по постановлениям о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, существенно уменьшилось в прокуратурах Воронежской области (- 87,5%), г. Санкт-Петербурга (- 67,7%), Мурманской (- 65%) Волгоградской (- 58,5 %) областей, Ямало-Ненецкого автономного округа (- 57,1%), Амурской (- 55,6%) области, г. Севастополя (- 51,9%), Камчатского края, Республики Калмыкия и Новгородской области (- 50%), Ярославской области (- 48,1%).
В целом по стране на 11,6% (с 467 до 521) возросло количество уголовных дел, возвращенных прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ. При этом в Кабардино-Балкарской Республике данный показатель возрос в 7 раз, в Курской и Орловской областях в 4 раза, в Удмуртской Республике, Ивановской и Ленинградской областях в 3 раза. Однако информации о причинах сложившейся ситуации докладные записки прокуратур Курской и Орловской областей не содержат.
Большинством прокуратур уделяется значительное внимание вопросам профилактики коррупции и антикоррупционного просвещения.
Основными формами такой работы являются проведение круглых столов, лекций и семинарских занятий в трудовых коллективах органов и организаций, изготовление памяток, буклетов, социальной рекламы, установка баннеров на антикоррупционную тематику, работа органов прокуратуры освещается в средствах массовой информации.
Указанная работа должна быть воспринята и расширена прокуратурами всех субъектов Российской Федерации и усовершенствована с использованием современных технологий и подходов.
В целом прокурорами соблюдаются требования, предъявляемые к докладным запискам приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" и письмом первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 14.10.2016 N 86/3-44-2016/ИП10569-16.
Вместе с тем имеются некоторые нарекания к качеству докладных записок.
Так, наиболее распространенным недостатком является неотражение показателей работы органов прокуратуры за аналогичный период прошлого года (прокуратуры республик Бурятия и Марий Эл, Удмуртской Республики, Кемеровской области), а также ярких примеров работы.
Докладные записки прокуратур Чувашской Республики, Кировской, Нижегородской областей перегружены общими фразами, излишними статистическими данными и повторяющимися примерами из практики прокурорского надзора.
В докладной записке прокуратуры Республики Алтай отсутствует информация о деятельности прокуратуры по возврату из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений (раздел 9).
Рядом прокуроров Южного федерального округа при описании структуры коррупционной преступности не приводятся данные с разбивкой по конкретным составам преступлений, в ряде случаев отсутствуют анализ негативных тенденций и предложения по их изменению.
Сообщая об изложенном, предлагаю проанализировать отмеченные недостатки, принять результативные меры к их устранению, обеспечив действенный и эффективный надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Первый заместитель |
А.Э. Буксман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 11 апреля 2017 г. N 86-13-2017/Ип3633-17 "О результатах анализа докладных записок по итогам работы органов прокуратуры в области противодействия коррупции за 2016 год"
Опубликование:
-