г. Краснодар |
|
4 мая 2018 г. |
Дело N А32-2607/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Прокофьевой Т.В.,
судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В.,
при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" (ИНН 2311140800, ОГРН 1022302390736) - Гущина С.В. (доверенность от 17.12.2015), от заинтересованного лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю - Плохого А.А. (доверенность от 15.01.2018), в отсутствие заинтересованных лиц - старшего инженера отделения государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Сучкова А.В., заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Новороссийска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Клинтуха Е.А., старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Новороссийска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Азарного И.А., инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Новороссийска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Плохого А.А., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2017 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-2607/2017,
установил следующее.
АО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным пунктов 3 - 12 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - управление) от 27.10.2016 N 15-ЧС по устранению нарушений требований по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - предписание N 15-ЧС) (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 27.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.02.2018, отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными пунктов 3 - 12 предписания N 15-ЧС, в остальной части - принят отказ от заявленных требований и производство по делу в указанной части прекращено.
Судебные акты мотивированы наличием у управления достаточных правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания по устранению нарушений требований по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также тем, что документальные доказательства, объективно препятствующие обществу исполнить названные требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 27.09.2017 и постановление апелляционной инстанции от 15.02.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что объекты общества не являются химически опасными, не используют и не накапливают радиационные и химические вещества и не попадают в зону возможного химического заражения, что подтверждается письмом от 21.11.2016 N 28-31/1650 МБУ "Управление по делам ГО и ЧС города Новороссийска", наличие на объектах общества средств радиационной и химической защиты не требуется, и отсутствует нарушение, указанное в пункте 3 предписания. Требования, перечисленные пункте 4 предписания, относятся к разработке проектной документации и безопасной эксплуатации зданий и сооружений, ни один из этих нормативных актов не содержит требований о разработке юридическими лицами частной формы собственности положений о СМИС (СКАДА), инструкций об обмене информацией между ДДС объектов, органами повседневного управления РСЧС и городскими ДДС, а также требований к форме и содержанию этих документов. Постановлением мирового судьи судебного участка N 145 от 17.01.2017 по делу N 5-7/17, прекращено производство по делу в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения. Таким образом, пункт 9 предписания является недействительным в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пункты 5, 10 предписания подлежат признанию недействительными, поскольку проектная документация общества получила положительное заключение государственной экспертизы в 2009 году, что подтверждается положительным заключением ФГУ "Главгосэкспертиза России" N 838-09/ГГЭ-6372/02. Следовательно, и специально уполномоченный в области госэкспертизы орган (ФГУ "Главгосэкспертиза России") также подтвердил факт соответствия существующей системы управления SCADA НПС "Кропоткин" требованиям ГОСТ Р 22.1.12-2005". Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю в отношении ТЭО (проекта) общества подтвердило, что действующая система SCADA полностью обеспечивает выполнение требуемых функций СМИС, что подтверждается письмом ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 30.03.2009 N 23/12.2-1740. Приложение Б ГОСТ Р22.1.12-2005, ссылка на который имеется в пунктах 6 и 7 предписания, не применимо к деятельности общества. В согласованный с ГУ МЧС России по Краснодарскому краю табель оснащения АСФ Морской терминал общества специальными техническими средствами и материалами пожарные латексные рукава диаметром 51 мм не включены, в связи с чем пункт 8 предписания подлежит признанию недействительным. Приказ МЧС России от 28.11.2016 N 632-дсп "Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 29.12.2016 N 45037) не подлежит применению к деятельности общества, поскольку он имеет гриф "Для служебного пользования". Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" указанный нормативный акт вступил в силу с момента регистрации в Минюсте Российской Федерации, 29.12.2016, то есть после вынесения оспариваемого предписания от 27.10.2016, и не имеет обратной силы, не может быть применен к спорным правоотношениям. Согласно пункту 7 Приложения к приказу "Показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне" организации по транспортировке нефти и нефтепродуктов могут быть отнесены к категорируемым по ГО организациям в случае сохранения ими работы в военное время. Выпиской из "Плана эвакуации населения г. Новороссийска" от 01.10.2016 N 694 МБУ "Управление по делам ГО и ЧС города Новороссийска" подтверждается, что с момента наступления события гражданской обороны объекты Морского терминала общества консервируются (осуществляется полная остановка производства) и передаются под охрану органам гражданской обороны г. Новороссийска, персонал эвакуируется. Пунктом 6 Примечаний к приказу устанавливает, что его положения не применяются к линейным объектам трубопроводного транспорта. Проверяемые объекты общества входят в состав нефтепроводной системы КТК, являющейся линейным объектом трубопроводного транспорта, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, в пункте 46 которой указано, что основной вид деятельности - транспортирование по трубопроводам нефти; извлечением из заключения от 06.11.1998 N 2-1/10-670 Главгосэкспертизы России по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) строительства "Нефтепроводная система общества (на территории Российской Федерации). В пункте 2 выводов, сделанных в данном заключении, указано, что намечаемый в ТЭО технический уровень системы... соответствует требованиям, предъявляемым к проектируемым объектам магистрального трубопроводного транспорта; извлечением из положительного заключениями государственной экспертизы N 838-09/ГГЭ-6372/02, утвержденной 24.12.2009, по объекту капитального строительства "Нефтепроводная система КТК. Корректировка (Астраханская область, республика Калмыкия, Ставропольский край, Краснодарский край).
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 26.09.2016 N 15-ЧС управлением проведена плановая выездная проверка общества на предмет соблюдения обязательных требований в области соблюдения требований Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), по результатам которой составлен акт проверки от 27.10.2016 N 15-ЧС, обществу выдано предписание N 15-ЧС по устранению нарушений, в соответствии с которым заявителю необходимо в срок до 06.04.2017 устранить выявленные нарушения требований по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Общество, не согласившись с пунктами 3 - 12 предписания N 15-ЧС обратилось в суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 48 и 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Закон N 116-ФЗ), статьями 1, 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), пунктами "в, д" статьи 14, статьей 18 Закона N 68-ФЗ, статьями 7, 8, 10 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N 151-ФЗ), статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - постановление N 87), постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (далее - постановление N 379), Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543 (далее - Приказ N 543), приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" (далее - Приказ N 285), приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее - Приказ N 687) и пунктами 4.1 - 4.7 ГОСТа Р 22.1.12-2005. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 22.1.12-2005), суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества.
Суды в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу материалы плановой выездной проверки и сделали правильный вывод о законности оспариваемых пунктов предписания, направленных на устранение нарушений требований законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество эксплуатирует опасные производственные объекты:
- Морской терминал, адрес: 353900, г. Новороссийск, Приморский округ, Морской терминал;
- нефтеперекачивающая станция "Кропоткинская", адрес: Краснодарский край, Кавказский район, НПС "Кропоткинская".
В отношении обоих объектов установлены следующие нарушения:
- не разработано положение о СМИС (СКАДА) и информационное сопряжение с органами повседневного управления РСЧС (ЕДДС города и/или район). Не разработаны инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, органами повседневного управления РСЧС и городскими ДДС. Не разработаны дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с органами повседневного управления РСЧС);
- созданная СМИС (СКАДА) не позволяет в автоматизированном режиме осуществлять мониторинг всех дестабилизирующих факторов природного и техногенного характера и обеспечивать передачу информации в органы повседневного управления РСЧС об угрозе и факте возникновения аварии, чрезвычайной ситуации, в том числе, вызванных террористическими актами;
- отсутствует распорядительный документ руководителя о создании специальной комиссии, предназначенной для проверки качества и полноты эксплуатационной документации и проведения автономного и комплексного испытания СМИС (СКАДА) объекта;
- решение комиссии по результатам комплексных испытаний о возможности приемки СМИС (СКАДА) объекта не принято, акт приемки СМИС (СКАДА) объекта в постоянную эксплуатацию, подписанный членами комиссии и утвержденный председателем комиссии по приемке объекта в эксплуатацию отсутствует.
Проверкой, проведенной в отношении Морского терминала, расположенного по адресу: 353900, г. Новороссийск, Приморский округ, Морской терминал установлены также следующие нарушения:
- распорядительный документ руководителя о создании нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ) и о зачислении граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований не согласован с территориальным органом МЧС по Краснодарскому краю;
- не согласован состав структуры и оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Краснодарскому краю;
- не назначено установленным порядком должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты (СИЗ), содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению в случае возможного химического загрязнения (заражения), установленного вокруг химически опасных объектов;
- нештатное аварийно-спасательное формирование не обеспечено запасом специальных технических средств в соответствии с табелем оснащения аварийно-спасательного формирования Морской терминал ЗАО "КТК-Р" (не в полном объеме создан резерв рукавов пожарных латексных диаметром 51 мм);
Проверив довод общества об отсутствии нарушений, указанных в пункте 3 предписания (не назначено установленным порядком должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты (СИЗ), содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению в случае возможного химического загрязнения (заражения), установленного вокруг химически опасных объектов, указан срок исполнения 06.04.2017), суды установили следующее.
В соответствии со статьей 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны, в том числе создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В пункте 2 Приказа N 543 определено, что обеспечение населения СИЗ осуществляется в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. СИЗ для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.
Пунктом 3 Приказа N 543 предусмотрено, что накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно не только федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.
Пунктом 11 Приказа N 543 предусмотрено, что организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают (накапливают) и содержат их в соответствии с постановлением N 379.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 N 804 "Об утверждении Правил отнесения к категории по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения" общество отнесено к организациям, представляющим высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Пунктом 5 указанного постановления установлено, что организации, деятельность которых связана с деятельность федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или которые находятся в их сфере ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложениями об установлении категории по гражданской обороне в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
С 19.09.1998 по 16.08.2016 отнесение организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения производилось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 N 1115 "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне" (далее - постановление N 1115).
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1115 отнесение к категориям по гражданской обороне подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации: имеющие мобилизационное задание (заказ) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.
Пунктом 5 постановления N 1115 предусмотрена обязанность организаций предоставлять в соответствующие органы сведения об их показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне.
Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской обороной в субъектах Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления N 1115 определен орган, устанавливающий показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.
Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам граждан гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне до 29.12.2016 утверждены Приказом МЧС России от 11.09.2012 N 536ДСП "Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения".
Объекты общества относятся к 1 классу опасности.
В соответствии с табелем оснащенности аварийно-спасательного формирования, согласованным 02.03.2017 с управлением, предусмотрены противогазы, фильтрующие ГП-7В в комплекте.
Приказом N 285 утверждены Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля.
Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов (резервов) СИЗ определены пунктом 13 Приказа N 285. При обеспечении соответствующих условий хранения разрешается хранить СИЗ на рабочих местах.
В силу пункта 1.2 Приказа N 285 исполнение требований Правил обязательно для организаций, использующих и содержащих СИЗ.
Пунктом 1.4 приказа N 285 определено, что в таких организациях назначаются в установленном порядке должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.
Таким образом, правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденные Приказом N 285, являются обязательными для исполнения обществом.
Общество не представило доказательств наличия в штате сотрудника по обеспечению учета, сохранности и готовности к применению СИЗ.
Доводы общества о том, что требования нормативных актов, перечисленных пунктах 4, 9 предписания, не содержат требований о разработке юридическими лицами частной формы собственности положений о СМИС (СКАДА), инструкций об обмене информацией между ДДС объектов, органами повседневного управления РСЧС и городскими ДДС, а также требований к форме и содержанию этих документов правомерно отклонены судами по следующим основаниям.
Пунктом 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов также должна содержать перечень мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуации природного н техногенного характера.
Пунктом 6.1 статьи 32 постановления N 87 предусмотрено, что иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами, должна содержать документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, в том числе перечень мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1044).
Согласно пункту 4.9 ГОСТа Р 22.1.12-2005 СМИС подлежат обязательной установке в том числе и на объектах, на которых имеются крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов.
Основными этапами создания СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС являются:
- организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы пост роения СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС;
- технический этап, в продолжение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС. а также осуществляется их информационное сопряжение с органами повседневного управления РСЧС.
Для создания СМИС и их информационном сопряжении с органами повседневного управления РСЧС на организационном этапе разрабатывают и утверждают следующие документы:
- положение о СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС;
- инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, органами повседневного управления РСЧС и городскими ДДС;
- дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с органами повседневного управления РСЧС) и др.
Как видно из материалов дела, на момент проведения проверки общество не предоставило документы, необходимость которых определена на организационном этапе формирования СМИС, поэтому судебные инстанции правомерно указали на нарушение обществом требований к порядку разработки СМИС.
Довод общества о недействительности пункта 9 предписания в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановлением мирового судьи судебного участка N 145 от 17.01.2017 по делу N 5-7/17 прекращено производство по делу в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения), правомерно отклонен судами, поскольку указанный судебный акт не содержит выводов о незаконности предписания управления.
Отклоняя довод общества о недействительности пунктов 5, 10 предписания, поскольку проектная документация общества получила положительное заключение государственной экспертизы в 2009 году (ФГУ "Главгосэкспертиза России" N 838-09/ГГЭ-6372/02), что подтверждает факт соответствия существующей системы управления SCADA НПС "Кропоткин" требованиям ГОСТа Р 22.1.12-2005", судебные инстанции правомерно указали, что согласно пункту 4 данного ГОСТа (в редакции от 01.06.2011) данный стандарт разработан в обеспечение реализации Законов N 68-ФЗ, 116-ФЗ, 151-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24.03.1997 N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера".
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТа Р 22.1.12-2005 СМИС создают для предупреждения ЧС в целях недопущения потерь, ущерба здоровью людей, материального ущерба в условиях действия дестабилизирующих факторов, а также информационной поддержки принятия решений органами повседневного управления РСЧС по предупреждению и ликвидации аварий.
Основными целями Закона N 68-ФЗ является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Таким образом, не правомерна ссылка общества на то, что ГОСТ Р 22.1.12-2005 не применим к деятельности общества.
В соответствии с пунктом 4.5 ГОСТа Р 22.1.12-2005 СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов: возникновения пожара; нарушения в системе теплоснабжения, отопления, подачи горячей и холодной воды; нарушения в подаче электроэнергии; нарушения в подаче газа; отказа в работе лифтового оборудования; несанкционированного проникновения в служебные помещения; повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей; затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков; утечки газа; отклонений от нормативных параметров технологических процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изменения состояния основания, строительных (инженерно-технических) конструкций зданий и сооружений; нарушение работоспособности систем противоаварийной защиты, безопасности и противопожарной защиты; сооружений инженерной защиты; изменения состояния участков возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта мониторинга.
В соответствии с пунктом 4.6 СМИС должны обеспечивать: прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных; непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов; формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в дежурные и диспетчерские службы объекта; формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в том числе вызванных террористическими актами, в органы повседневного управления РСЧС; автоматизированное оповещение о произошедшей аварии чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации; автоматизированное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов; документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий дежурных и диспетчерских служб объектов.
Согласно пункту 4.7 в состав СМИС объекта должны входить следующие подсистемы: система сбора данных и передачи сообщений (СОТ); система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС); система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК).
Общество не представило доказательства, что созданная СМИС (СКАДА) отвечает всем требованиям ГОСТа Р 22.1.12-2005.
Проверив довод общества о недействительности пунктов 6, 11, 7, 12 предписания, судебные инстанции установили следующее.
В приложении Б ГОСТ Р 22.1.12-2005 изложена программа комплексных испытаний СМИС. Приемку СМИС осуществляют специально создаваемой комиссией в ходе приемки всего объекта (пункт Б.1). Комиссия проводит оценку, проверку и испытания (пункт Б.2), оценке и проверке подлежат (пункт Б.2.1):
- соответствие разработанной СМИС основным требованиям настоящего стандарта;
- соответствие разработанной СМИС перечню обязательных функций СМИС. обеспечивающих решение задач безопасности объектов по типу и назначению объекта отрасли;
- соответствие порядка информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района;
- наличие подготовленных кадров в части проектирования, создания и эксплуатации СМИС.
Проверке подвергают (пункт Б.2.2):
- комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);
- многофункциональную кабельную систему;
- сеть передачи информации;
- систему сбора и обработки информации;
- административную систему;
- ЕДДС города в части взаимодействия со СМИС объекта.
Согласно пункту Б.2.3 комиссия проводит: проверку на соответствие требованиям технического штанин (ТЗ) и технических условий (ТУ) на подключение к ЕДДС; проверку качества и полноты эксплуатационной документации; автономное испытание СМИС объекта; автономное испытание каналов связи между СМИС объекта и ЕДДС города; комплексное испытание СМИС объекта в составе ЕДДС города. Испытания следует проводить по утвержденным установленным порядком методикам.
Результаты проведения комплексных испытаний СМИС объекта оформляются в виде протокола комплексных испытаний, где отражают результаты всех проверок и испытаний (пункт Б.2.4).
Пунктом Б.3 ГОСТа Р 22.1.12-2005 предусмотрено, что по результатам проведения комплексных испытаний комиссия принимает решение о возможности приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию в составе ЕДДС города. Решение комиссии оформляют актом приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию, который подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Довод общества о недействительности пункта 8 предписания (пожарные латексные рукава диаметром 51 мм не включены в табель оснащения АСФ Морской терминал специальными техническими средствами и материалами), правомерно не приняты судом, поскольку на момент проведения проверки обществом не представлены в полном объеме рукава пожарные латексные диаметром 51 мм, указанные в "Табеле оснащения АСФ Морского терминала общества специальными техническими средствами и материалами".
Соответствуют имеющимся в деле доказательствам и не подлежат переоценке выводы судов о том, что содержание пунктов оспариваемого предписания отвечает цели его выдачи - защите прав и интересов граждан и государства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вынесено уполномоченным органом в пределах его компетенции. Оспариваемое предписание является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на прекращение и устранение выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При изложенных обстоятельствах суды сделали правильный вывод, что оспариваемые пункты предписания N 15-ЧС соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы общества, поэтому обоснованно отказали в удовлетворении заявления.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 по делу N А32-2607/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.