г. Краснодар |
|
10 мая 2018 г. |
Дело N А32-36372/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Трифоновой Л.А. и Чесняк Н.В., при участии от ответчика - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) - Терещенко М.А. (доверенность от 17.01.2018), в отсутствие истца - акционерного общества "Новая перевозочная компания" (ИНН 7705503750, ОГРН 1037705050570), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Новая перевозочная компания" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 по делу N А32-36372/2016 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.), установил следующее.
АО "Новая перевозочная компания" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - общество) о взыскании 1 302 345 рублей 55 копеек убытков, связанных с ремонтом поврежденных вагонов (уточненные требования).
Решением от 14.06.2017 (судья Кондратов К.Н.) иск удовлетворен. Суд исходил из того, что повреждение вагонов ответчиком не оспаривается. Расходы истца, связанные с оформлением документов о повреждении вагонов, находятся в причинно-следственной связи с повреждением вагонов.
Постановлением апелляционного суда от 22.01.2018 решение от 14.06.2017 изменено, с общества в пользу компании взыскано 548 397 рублей 55 копеек убытков, в остальной части в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истец не доказал причинно-следственную связь между виновными действиями ответчика и дополнительными работами в виде оформления поврежденных вагонов. Оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), взимание платы за данные действия не предусмотрено действующим законодательством.
В кассационной жалобе компания просит отменить постановление и оставить в силе решение. Заявитель ссылается на то, что ремонтные работы осуществлены силами ОАО "РЖД", привлеченного по договору на выполнение текущего отцепочного ремонта. Оформление актов о повреждении вагонов формы ВУ-25 и актов общей формы ГУ-23 осуществлялось железной дорогой в рамках договора за согласованную сторонами плату. Услуга по составлению акта общей формы и акта о повреждении вагона не включена в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий, тарифы на которые регулируются государством, поэтому плата за нее может быть установлена на договорной основе. Расходы на оформление поврежденных вагонов и контрольно-регламентные работы являются сопутствующими текущему отцепочному ремонту и должны следовать судьбе расходов на ремонт.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и выслушав представителя ответчика, изложившего возражения на жалобу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, с 12.10.2015 по 22.03.2016 на путях необщего пользования общества повреждены 179 вагонов, принадлежащих компании, о чем составлены акты о повреждении вагонов по форме ВУ-25 и акты общей формы ГУ-23.
В соответствии с составленными актами о повреждении вагонов формы ВУ-25 виновником повреждения является ответчик. Данными актами установлено, что вагоны требуют проведения текущего отцепочного ремонта.
С 01.11.2015 по 23.03.2016 в эксплуатационном вагонном депо Краснодар Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" выполнены текущие ремонты поврежденных вагонов.
В соответствии с расчетно-дефектными ведомостями общая стоимость выполненных работ составила 773 221 рубль 55 копеек, что также подтверждается подписанными между компанией и ОАО "РЖД" актами сдачи-приемки выполненных работ.
Истец направил ответчику претензию от 29.08.2016 N 10962-АХД, в которой содержалось требование о возмещении понесенных убытков, однако претензия осталась без удовлетворения.
Отказ ответчика от оплаты понесенных истцом расходов по ремонту вагонов послужил основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
Ответчик исковые требования признал частично. Общество возражало против расходов истца в сумме 224 824 рублей, понесенных в связи с оформлением ОАО "РЖД" документов на поврежденные вагоны, поскольку существующий порядок оформления документов при повреждении вагонов не предусматривает взимание платы.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные расходы истца находятся в причинно-следственной связи с повреждением вагонов.
Изменяя решение и отказывая в части взыскания убытков в сумме 224 824 рублей, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Возмещение убытков должно осуществляться по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения своих прав, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков. Бремя доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда лежит на истце, который должен доказать наличие перечисленных условий для возмещения вреда.
При предъявлении перевозчиком иска о взыскании стоимости произведенного им ремонта вагона, контейнера, поврежденного грузоотправителем (грузополучателем), он должен представить документы о принятии от грузоотправителя (грузополучателя) поврежденных вагонов, контейнеров (акт общей формы, акт о повреждении вагонов), составленные в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие произведенный ремонт и его фактическую стоимость (пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"").
Суд апелляционной инстанции, исследовав обстоятельства дела, указал, что ответчик обязан возместить истцу только убытки, причиненные повреждением спорных вагонов.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 разработаны и утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), согласно пункту 1.1 которых обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами (приложение N 1), актами общей формы и иными актами, предусмотренными в данных Правилах.
В силу пункта 6.1 Правил N 45 акт о повреждении вагона (приложение N 5) составляется во всех случаях повреждения вагона, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту или исключению вагона из инвентаря, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки запорно-пломбировочных устройств, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона. Обстоятельства повреждения вагонов удостоверяются актами, составляемыми по форме ВУ-25 на станциях для удостоверения, в том числе, случаев повреждения вагонов. В соответствии с пунктом 6.2 Правил N 45 акт о повреждении вагона по форме ВУ-25 составляет перевозчик.
В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановительного ремонта. Акт служит основанием для взыскания с виновного ущерба (пункт 6.7 Правил N 45).
Таким образом, оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность ОАО "РЖД".
При повреждении на путях общества вагонов составлялись акты ВУ-25, в которых по перечню указывались повреждения.
В свою очередь в расчетно-дефектных ведомостях на текущий отцепочный ремонт спорных вагонов имеются ссылки на необходимость проведения работ, не связанных напрямую с повреждениями, допущенными ответчиком, а именно оформление поврежденных грузовых вагонов.
Размер ущерба, причиненного ответчиком, рассчитан судом исходя из понесенных компанией затрат на восстановление поврежденных ответчиком деталей в пределах повреждения вагонов, виновником которых признано общество согласно перечню повреждений вагона, указанному в акте о повреждении вагона формы ВУ-25.
Истец не представил доказательств необходимости осуществление повторных действий по выявлению повреждений и повторной документальной констатации данного факта, а также нахождения спорных дополнительных работ - оформления поврежденных грузовых вагонов - в причинно-следственной связи с действиями общества и возникшими убытками, не обосновал невозможность проведения ремонта без указанных затрат.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 по делу N А32-36372/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.