Решение Калининградского областного суда от 12 мая 2023 г. N 3а-128/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИП Г.Е.Н. об оспаривании в части Постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2022 N 169 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта регионального значения - газопровода - отвода к г. Светлому и строительства АГРС в районе пос. Черепаново Светловского городского округа", установил:
Постановлением Правительства Калининградской области от 31.03.2022 года N 169 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта регионального значения - газопровода - отвода к г. Светлому и строительства АГРС в районе пос. Черепаново Светловского городского округа" установлен на 49 лет публичный сервитут в отношении земельных участков по перечню согласно приложению, а также утверждены границы публичного сервитута.
ИП Г., являющийся арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 33800 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, в отношении части которого площадью 11818 кв. м установлен публичный сервитут, обратился в суд с административным иском, уточненным впоследствии (т. 2 л.д. 81-84) о признании не действующим Постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2022 N 169, указав, что данный нормативный акт принят с нарушением положений статей 39.39, 39.41, 39.44, 23 Земельного кодекса РФ, в отсутствие обоснования невозможности размещения сооружения на земельных участках общего пользования или находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных землепользователям, и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку допускает строительство и размещение на указанном земельном участке линейного объекта (линии электропередач ЛЭП 15 кВТ), ограничивая возможность использования территории в соответствии с разрешенным использованием для сельского хозяйства.
В судебном заседании представитель ИП Г.Е.Н. - М.А.Г. настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям, указав, что оспариваемым нормативным правовым актом публичный сервитут установлен в отсутствие обоснования обладателем сервитута невозможности его размещения не иначе, чем на земельном участке, находящемся в долгосрочной аренде у ИП Г.Е.Н.
Представитель Правительства Калининградской области Т.Ю.С. просила в удовлетворении административного иска отказать, настаивая, что Постановление Правительства Калининградской области от 30.03.2022 N 169 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, процедуры их официального опубликования и не нарушает прав и законных интересов ИП Г.Е.Н., поскольку на день заключения договора аренды данного земельного участка его использование уже было ограничено нахождением на его части газопровода-отвода к ГРС-2 г. Калининграда и установлением охранной зоны данного объекта, необходимость установления публичного сервитута обусловлена модернизацией существующего газопровода.
Представитель заинтересованного лица - обладателя публичного сервитута ГКУ КО "Р." Д.М.Г. просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что права ИП Г.Е.Н. оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены, поскольку газопровод-отвод к ГРС-2 г. Калининграда был смонтирован согласно разработанной в 2012 году проектной документации еще до предоставления в аренду земельного участка административному истцу, однако планового ввода его в эксплуатацию в 2015 году не произошло, строительство не было окончено, в 2019 году проведено комплексное обследование недостроенного газопровода, внесены корректировки в проект, 06 октября 2021 года получено положительное заключение государственной экспертизы, в настоящее время проводится модернизация газопровода в рамках утвержденной и прошедшей государственную экспертизу проектной документации, предусматривающей, в том числе установление линейного объекта (линии электропередач ЛЭП 15 кВТ) на земельном участке административного истца, против чего возражает ИП Г.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора М.Г.И. об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 02 декабря 2011 года N 907 схемой территориального планирования Калининградской области предусмотрено размещение объекта регионального значения "Газопровод - отвод в г. Светлый и строительство АГРС в районе пос. Черепаново Светловского городского округа" (т.1 л.д. 209).
Строительство данного объекта регионального значения направлено на бесперебойное газоснабжение потребителей Светловского и Балтийского городских округов, а также базы Балтийского флота в г. Балтийске Калининградской области.
Для строительства объекта была разработана проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы от 12.01.2012 года N 007-12/СПЭ-1930/02 (т.1 л.д. 140).
17 августа 2012 года между ГКУ КО "Р." (заказчик) и ООО "Г." (генеральный подрядчик) подписан государственный контракт на выполнение работ по строительству указанного объекта регионального значения в срок не более 720 календарных дней с даты подписания контракта (т.1 л.д. 131-139).
По истечению указанного срока строительство газопровода в соответствии с проектной документацией не окончено и объект в эксплуатацию не введен.
Право собственности на объект незавершенного строительства (проектируемое назначение - газопровод высокого давления) со степенью готовности 90% с кадастровым номером <данные изъяты> зарегистрировано за Калининградской областью, право оперативного управления объектом зарегистрировано за ГКУ КО "Р." (т. 1 л.д. 141-161).
Согласно выписке из ЕГРН, объект расположен в Калининградской области Гурьевский городской округ - Зеленоградский городской округ - Светловский городской округ, имеет протяженность 34 613 кв. м и расположен в пределах множества земельных участков, включая земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
Материалами дела подтверждена принадлежность Г.Е.Н. на праве аренды на срок до 01 июля 2065 года земельного участка для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 3380 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, западнее ГРС 2 в границах ТОО "Орловское" на основании договора аренды от 22 июля 2016 года, заключенного с администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области (т. 1 л.д.13-20).
Относительно предмета сделки в договоре аренды содержатся сведения об ограничении прав на земельный участок, площадью 26163 кв. м из 3380 кв. м в связи с установлением зоны минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС-2 г. Калининграда и ГРС-2 г. Калининграда в границах Гурьевского городского округа, также ограничено право арендатора на часть земельного участка площадью 718 кв. м в связи с установлением охранной зоны газопровода высокого давления к котельной в поселке Храброво, на часть земельного участка площадью 5144 кв. м в связи с установлением охранной зоны газопровода-отвода к ГРС-2 г. Калининграда и ГРС-2 г. Калининграда в границах Гурьевского городского округа.
В соответствии с пунктом статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
На день заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> право арендатора Г.Е.Н. было ограничено на большей части земельного участка установлением вышеуказанных охранных зон газопровода, существовавшего на день совершения данной сделки, о чем арендатор был поставлен в известность.
24 февраля 2021 года приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области N 74 утвержден Проект планировки территории с проектом межевания территории в его составе, предусматривающие размещение линейного объекта регионального значения "Газопровод - отвод в г. Светлый и строительство АГРС в районе пос. Черепаново Светловского городского округа" (т. 1 л.д. 207-208).
Основной частью проекта межевания территории предусмотрено образование земельных участков для наложения публичного сервитута, в том числе площадью 11 818 кв. м на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, находящемся на праве аренды в пользовании Г.Е.Н. (т. 1 л.д. 208).
29 декабря 2021 года между ГКУ КО "Р." (заказчик) и ООО "А." (генеральный подрядчик заключен контракт на выполнение работ по реконструкции объекта "Газопровод - отвод в г. Светлый и строительство АГРС в районе пос. Черепаново Светловского городского округа" со сроком ввода объекта в эксплуатацию не позднее 20 декабря 2022 года (т. 1 л.д. 210).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в целях строительства, реконструкции линейных объектов системы газоснабжения, объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения.
С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, осуществляющая строительство, реконструкцию инженерного сооружения, являющегося линейным объектом, в связи с планируемыми строительством, реконструкцией объектов капитального строительства (пункт 4.2 статьи 39.40 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 39.39 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
27 декабря 2021 года заказчик реконструкции объекта "Газопровод - отвод в г. Светлый и строительство АГРС в районе пос. Черепаново Светловского городского округа" - ГКУ КО "Р." обратилось в Правительство Калининградской области с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков с целью размещения и реконструкции объекта "Газопровод - отвод в г. Светлый и строительство АГРС в районе пос. Черепаново Светловского городского округа" (т. 1 л.д. 194-195).
Данное ходатайство полностью соответствует по форме и содержанию требованиям статьи 39.41 Земельного кодекса РФ, приказу Минэконом развития России от 10.10.2018 N 542.
Вопреки доводам стороны административного ответчика в ходатайстве ГКУ КО "Р." не требовалось приведения расчетов и доводов о наиболее целесообразном способе установления публичного сервитута, обоснования невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Такие требования к обоснованию ходатайства об установлении публичного сервитута предусмотрены пунктом 3 статьи 39.41 Земельного кодекса РФ только при отсутствии утвержденных документов территориального планирования, предусматривающих размещение объекта регионального значения, проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, в то время, как в ходатайстве ГКУ КО "Р." приведены реквизиты названных нормативных правовых актов, которыми, в том числе определена требуемая площадь части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> для наложения публичного сервитута в целях размещения объекта регионального значения.
Таким образом, условия обоснования необходимости установления публичного сервитута соблюдены, ходатайство соответствует требованиям пункта 2 статьи 39.41 Земельного кодекса РФ.
Установленный пунктом 3 статьи 39.42 Земельного кодекса РФ срок и порядок извещения правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута соблюден (т. 1 л.д. 188). В соответствии со статьей 39.38 Земельного кодекса РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается, в том числе решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения.
Оспариваемым Постановлением Правительства Калининградской области от 30.03.2022 N 169 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта регионального значения - газопровода - отвода к г. Светлому и строительства АГРС в районе пос. Черепаново Светловского городского округа" установлен на основании ходатайства ГКУ КО "Р." от 27 декабря 2021 года публичный сервитут на срок 49 лет, в том числе и в отношении части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 11818 кв. м в пользу ГКУ КО "Р.". Срок, в течение которого использование земельных участков (их частей) будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута, определен 10,9 месяцев, предусмотрен размер платы за публичный сервитут. (т. 2 л.д. 5-8).
Как следует из данного Постановления, размещение линейного объекта регионального значения - газопровода - отвода к г. Светлому и строительства АГРС в районе пос. Черепаново Светловского городского округа" предусмотрено схемой территориального планирования Калининградской области, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 декабря 2011 года N 907, проектом планировки территории с проектом межевания территории в его составе, утвержденным приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 24 февраля 2021 года N 74.
Требования пункта 4 статьи 39.43 Земельного кодекса РФ к содержанию решения об установлении сервитута, соблюдены.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.43 Земельного кодекса РФ в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2022 N 169 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта регионального значения - газопровода - отвода к г. Светлому и строительства АГРС в районе пос. Черепаново Светловского городского округа" размещено на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru 05 апреля 2022 года за номером <данные изъяты>
Таким образом, Постановление Правительства Калининградской области от 31.03.2022 N 169 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, процедуры их официального опубликования, соответствует Земельному кодексу РФ, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает законных интересов ИП Г.Е.Н., право которого на использование земельного участка ограничено в силу закона и условий договора аренды охранными зонами газопровода, существовавшего до предоставления земельного участка в пользование административного истца. В такой ситуации установление публичного сервитута с целью реконструкции указанного объекта, имеющего региональное значение, не может нарушать права арендатора и не соответствовать его разумным представлениям об особенностях осуществления предпринимательской деятельности на земельном участке, в пределах территории которого расположен газопровод высокого давления.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, на которой планируется строительство, реконструкция объекта, в том числе и регионального значения.
Наложение публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 11818 кв. м, предусмотрено Проектом планировки территории с проектом межевания территории в его составе, предусматривающими размещение линейного объекта регионального значения.
Таким образом, оспариваемое административным истцом в части Постановление Правительства Калининградской области от 31.03.2022 N 169 соответствует данному нормативному акту.
Принимая во внимание изложенное, установив, что Постановление Правительства Калининградской области от 31.03.2022 N 169 не противоречит федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ИП Г.Е.Н. о признании не действующим в части Постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2022 N 169 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта регионального значения - газопровода - отвода к г. Светлому и строительства АГРС в районе пос. Черепаново Светловского городского округа".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 12 мая 2023 г. N 3а-128/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании