Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.С. Исака к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.С. Исак оспаривает конституционность пунктов 24, 25, 28, 29, 35, 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (утратили силу с 1 июля 2022 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 года N 588 "О признании лица инвалидом", осуществляющего аналогичное правовое регулирование), определявших условия, порядок проведения медико-социальной экспертизы и принятия решения о признании гражданина инвалидом, а также порядок составления акта медико-социальной экспертизы, выписки из акта медико-социальной экспертизы и выдачи справки, подтверждающей факт установления инвалидности.
Кроме того, заявитель оспаривает конституционность пункта 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (утратил силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 30 декабря 2020 года N 979н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы"), согласно которому медико-социальная экспертиза проводилась специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы".
По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 4, 7, 15, 17, 33, 45, 55, 64 и 76, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, влекут наступление неблагоприятных правовых последствий для гражданина, проходившего освидетельствование в учреждении медико-социальной экспертизы, в случае нарушения сотрудниками этих учреждений правил проведения медико-социальной экспертизы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые В.С. Исаком положения Правил признания лица инвалидом, утвержденных Правительством Российской Федерации постановлением от 20 февраля 2006 года N 95 во исполнение части четвертой статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", примененные в его деле, являясь элементами механизма реализации гражданином, утратившим трудоспособность, права на социальное обеспечение, были направлены на создание условий для своевременной и объективной проверки наличия оснований для признания лица инвалидом, в равной мере распространялись на всех граждан и не регулировали отношений, связанных с нарушением порядка проведения медико-социальной экспертизы, в связи с чем не могут расцениваться как нарушающие его права в указанном им аспекте.
Проверка же ведомственных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которым является Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исака Владимира Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 1156-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исака Владимира Сергеевича на нарушение его конституционных прав пунктами 24, 25, 28, 29, 35, 36 Правил признания лица инвалидом и пунктом 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-