Решение Самарского областного суда от 7 апреля 2023 г. N 3а-512/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-512/2023 по административному исковому заявлению Ф.К.Г. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим нормативных правовых актов в части, установил:
Ф.К.Г. (далее также административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019-2023 г.г., утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 29 октября 2018 года N 1608, от 7 октября 2019 года N 2201; от 19 октября 2020 года N 2014, от 22 октября 2021 года N 2233, от 8 ноября 2022 года N 2077 (далее также Перечни) в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером N, нежилого здания с кадастровым номером N, расположенных на территории <адрес>.
Требования обоснованы тем, что принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилое здание и помещение не отвечают критериям объектов недвижимости, поименованным в статье 378.2 НК РФ, поскольку в здании КН N под размещение объекта торговли арендаторы используют менее 20% общей площади, а помещение КН N сдано в аренду под склад. Полагает, что включение объектов в Перечни противоречит законодательству и влечет необоснованное увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, что нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца М.М.С., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области Н.С.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Представлены письменные возражения, из которых следует, что включение спорных объектов недвижимости в Перечни на 2019-2023 г.г. осуществлено на основании п.п. 1, 2 п. 1, п. 4.1, п. 5 статьи 378.2 НК РФ, исходя из данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, а также по результатам проверки фактического использования спорных объектов, что зафиксировано в актах от 10.08.2022 и 07.09.2022. Полученные сведения подтверждают соответствие нежилого здания и помещения критериям офисных и торговых объектов.
Заинтересованное лицо - администрация городского округа Самара своего представителя в суд не направила, извещена надлежащим образом.
В силу ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что Ф.К.Г. является собственником следующих объектов капитального строительства:
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1866, 6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>,
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 583, 8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 22.10.2022, 16.12.2022.
На основании статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
При этом, согласно подпунктов 2, 3 пункта 2 решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. N 482 "О налоге на имущество физических лиц", ставка налога на имущество физических лиц в отношении нежилых зданий и помещений, включенных в Перечень в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018;
- от 7 октября 2019 года N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и в печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019;
- от 19 октября 2020 года N 2014, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020;
- от 22 октября 2021 года N 2233, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
- от 8 ноября 2022 года N 2077, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2023 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
Оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
В указанные Перечни под пунктами N 3628 и 23384 на 2019 год, под пунктами N 3841 и 24902 на 2020 год, под пунктами N 3441 и 22995 на 2021 год, под пунктами N 3398 в приложение N 1 и N 707 в приложение N 2 на 2022 год, под пунктами N 3338 в приложение N 1 и N 696 в приложении N 2 на 2023 год, соответственно, включены принадлежащие административному истцу нежилое здание КН N и нежилое помещение КН N.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на издание приказов, несоблюдения процедуры их принятия, а также нарушения порядка опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Ф.К.Г. обратился в суд 21.12.2022. Несмотря на истечение к моменту обращения срока действия приказов об утверждении Перечней на 2019-2021 годы, оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать его права и законные интересы, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество за указанные периоды, а также право налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказы не отменены, следовательно, подлежат применению и после истечения срока их действия в целях налогообложения.
Согласно позиции административного ответчика, принадлежащие административному истцу объекты недвижимости включены в оспариваемые Перечни на основании п.п. 1, 2 п. 1, п. 4.1, п. 5 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п. 4 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений налогового законодательства, возможность включения объекта недвижимости в Перечень как объекта делового, административного (офисного) или коммерческого назначения (объекта торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания), определяется в зависимости от назначения и (или) наименования не менее 20 процентов общей площади помещений в здании по данным ЕГРН или технического учета, вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), либо исходя из фактического использования не менее 20 процентов от общей площади помещений в указанных выше целях.
Согласно позиции административного ответчика, спорные объекты включены в оспариваемые Перечни по их наименованию в ЕГРН и фактическому использованию, как офисные и торговые объекты.
Основания для включения объектов капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Из материалов дела следует, что по данным Единого государственного реестра недвижимости 5-этажное здание (1 этаж подземный) с кадастровым номером N, площадью 1866, 6 кв. м, имеет назначение "нежилое" и наименование "многопрофильный комплекс общественного питания, торговли и досуга", данные о видах его разрешенного использования отсутствуют.
По мнению суда, наименование нежилого здания не является достаточным и бесспорным основанием для включения его в оспариваемые Перечни, поскольку наряду с размещения объектов общественного питания и торговли, многопрофильный комплекс предназначен также для размещения объектов досуга, которые не могут рассматриваться как офисные объекты, объекты торговли, общественного питания и не во всех случаях, в силу распоряжения Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) относятся к объектам бытового обслуживания.
Как видно из технической документации - технического паспорта от 27.01.2004, выданного Самарским областным отделением Средне-Волжского филиала ППК "Р.", нежилое здание имеет следующее назначение помещений (комнат):
- подвальный этаж: основные, лестничные клетки, подсобные, коридоры, лифт, служебные помещения, санузел, теплоузел, вспомогательное;
-1 этаж: коридоры, помещение, вспомогательные, основные, лестничные клетки, сан. узлы, лифт;
-2 этаж: помещения, подсобное, лестничная клетка, коридоры, санузлы, основные, лифты, вспомогательное;
- 3 этаж: помещения, основные, лестничные клетки, коридор, санузлы, душевая, преддушевая, машинное отделение, подсобное, лестничная клетка;
-4 этаж: помещения, коридор, санузлы, вентиляционная камера, машинное отделение, лестничная клетка, вспомогательное.
По запросу суда в порядке электронного документооборота филиалом ППК "Р." по Самарской области представлен технический паспорт на вышеуказанное здание, содержащий отметки о дате обследования 27.01.2004 и 03.02.2004, а также следующие сведения о назначении частей помещений:
- подвальный этаж: основные, лестничные клетки, подсобные, коридоры, лифт, служебные помещения, санузел, теплоузел, вспомогательное;
-1 этаж: коридоры, торговый зал - 198,0 кв. м, помещение, вспомогательные, основные, лестничные клетки, санузлы, лифт;
-2 этаж: выставочный зал, подсобное, л/клетка, кабинет, коридоры, санузлы, основные, лифты, вспомогательное;
-3 этаж: основные, лестничные клетки, кабинеты, коридор, санузлы, душевая 1,6 кв. м, преддушевая 1,2 кв. м, машинное отделение, подсобное, л/клетки;
-4 этаж: кабинеты, коридор, санузлы, л/клетка, основное, венткамера, машинное отделение, вспомогательное.
Вместе с тем, назначение помещений "кабинеты" не тождественно значению "офисы", а площадь помещений назначением "торговый зал" - объект торговли, "душевая" и "преддушевая", которые могут быть отнесены к объектам бытового обслуживания, не превышает 20% от общей площади здания (1866,6 : 100 х 20 = 373,32 кв. м).
Национальным стандартом Российской Федерации Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013 такой вид торгового объекта как "выставочный зал" не предусмотрен.
Таким образом, имеющиеся сведения технической инвентаризации также не подтверждают предназначение более 20% площади здания, исключительно для размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения.
Согласно позиции административного ответчика спорное здание включено в оспариваемые Перечни, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Установлено, что нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под проектирование и строительство комплекса общественного питания, торговли и досуга", что подтверждается выпиской из ЕГРН
от 22.10.2022.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, действовавшим в период до 04.04.2021, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В данном классификаторе под кодом 3.3 предусмотрен такой вид разрешенного использования как "бытовое обслуживание"; под кодом 3.6.1 - "объекты культурно-досуговой деятельности", включающий размещение зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов, театров, филармоний, концертных залов, планетариев; под кодом 4.2 - "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", под кодом 4.4 - "магазины", под кодом 4.6 - "общественное питание".
Аналогичные виды разрешенного использования земельных участков утверждены приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", вступившим в силу 05.04.2021.
Однако, вид использования земельных участков "под проектирование и строительство комплекса общественного питания, торговли и досуга" классификаторами не предусмотрен, тогда как вид разрешенного использования - "объекты культурно-досуговой деятельности" не предполагает размещение административно-деловых или торговых центров (комплексов).
Поскольку земельный участок имеет смешанный вид разрешенного использования, один из которых не подпадает под критерии п. 3, 4, 4.1 ст. 378.1 НК РФ, он не может рассматриваться как безусловно определенный для включения расположенного на данном участке нежилого здания в Перечни.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П, содержание вида использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Фактическое использование при этом устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации находящихся в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в ЕГРН.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Вместе с тем, обследование нежилого здания с кадастровым номером N с целью определения вида его фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2019, 2020, 2021 и 2022 г.г. административным ответчиком не проводилось.
В обоснование возражений министерством имущественных отношений Самарской области представлен акт осмотра от 07.09.2022 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, подготовленный уполномоченной организацией ГБУ Самарской области "Ц." до принятия приказа от 08.11.2022 об утверждении Перечня на 2023 год.
Из акта следует, что фактическое использование нежилого здания определено следующим образом:
помещения 1 этажа, площадью 190,6 кв. м - торговый объект, 14,5 кв. м - касса;
помещения 1, 2, 3, 4 этажа, общей площадью 381, 8 кв. м - офисы;
помещение 3 этажа, площадью 7,7 кв. м - комната переговоров;
помещение 2 этажа, площадью 290,6 кв. м - выставочный зал;
помещение (-) 1 этажа, площадью 70,4 кв. м - мастерская;
помещение (-) 1 и 1 этажа, площадью 251,4 кв. м - склад;
помещение 2 этажа, площадью 10,3 кв. м - помещение для размещения кухонного оборудования;
помещения (-)1 и 4 этажа, площадью 5,9 кв. м - кладовая;
помещение 3 этажа, площадью 64,9 кв. м - комната отдыха, комната приема пищи;
помещения (-)1, 1, 2, 3,4 этажа, площадью 34, 4 кв. м - санузлы;
помещение 3 этажа, площадью 2,8 кв. м - душевая;
помещение (-) 1 этажа, площадью 20,6 кв. м - раздевалка;
помещение 2 этажа, площадью 4,7 кв. м - серверная;
помещения (-) 1, 3, 4 этажа, общей площадью 62, 2 кв. м - технические помещения (бойлерная, лифтовая);
помещение 1 этажа, площадью 4,9 кв. м - комната охраны;
помещения (-) 1, 1, 2, 3 этажа, общей площадью 27, 5 кв. м - лифты;
помещения (-) 1, 1, 2, 3, 4 этажей, общей площадью 408,8 кв. м - коридоры, лестницы, тамбуры.
Материалами дела подтверждается, что в налоговые периоды 2019-2023 г.г. спорное нежилое здание было передано в аренду ООО "Э.-С", ООО "Э.-К.", ООО "С.-П.".
Согласно договорам аренды от 01.01.2018, 01.01.2019, в аренду ООО "Э.-С" под производственные и складские помещения переданы нежилые помещения подвального этажа, площадью 418 кв. м; 1 этажа, площадью 92,5 кв. м; 2 этажа, площадью 409,6 кв. м, общей площадью 920, 1 кв. м.
Основным видом деятельности ООО "Э.-С", как видно из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) от 20.12.2022, является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, дополнительными - ремонт машин и оборудования, строительство жилых и нежилых зданий, производство санитарно-технических работ, торговля оптовая прочими машинами, приборами, аппаратурой и оборудованием общепромышленного и специального назначения и пр.
По договорам от 01.01.2018, 01.01.2019 в аренду ООО "Э.-К." под торгово-складские помещения предприятия переданы помещения 1 этажа, общей площадью 303,3 кв. м.
По данным ЕГРЮЛ от 20.12.2022 основным видом деятельности ООО "Э.-К." является торговля оптовая прочими машинами, приборами, аппаратурой и оборудованием общепромышленного и специального назначения, дополнительными - ремонт машин и оборудования, строительство жилых и нежилых зданий, торговля розничная непродовольственными товарами в специализированных магазинах.
Кроме того, 01.01.2018, 01.01.2019 договоры аренды Ф.К.Г. заключены с ООО "С.-П.", по условиям которых во временное пользование под предприятие по производству оборудования, программного обеспечения и инженерных решений переданы помещения 3 и 4 этажа, общей площадью, включая вспомогательные, 643, 2 кв. м.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 20.12.2022 основным видом деятельности ООО "С.-П." является ремонт машин и оборудования, дополнительными - строительство жилых и нежилых зданий, производство санитарно-технических работ, торговля оптовая прочими машинами, приборами, аппаратурой и др.
Договоры аренды являются действующими, что подтверждено сообщениями ООО "Э.-С", ООО "Э.-К." и ООО "С.-П." в адрес Ф.К.Г., представленными в материалы дела, а также актом осмотра здания от 28.10.2022, подготовленного кадастровым инженером ООО "О." по инициативе административного истца, из которого следует, что помещения первого этажа занимает предприятие розничной торговли, имеется свободный доступ третьих лиц, выявлено наличие кассы, осуществляется обслуживание физических лиц; на 2, 3 и 4 этажах здания располагаются кабинеты инженерно-технического персонала арендаторов, допуск осуществляется по ключ-карте.
В соответствии с приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
При этом, к типу торговых предприятий "магазин" относится стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал и складские помещения.
Исследованными доказательствами подтверждено, что в нежилом здании с кадастровым номером N, часть помещений 1 этажа, общей площадью 303,3 кв. м передана в аренду ООО "Э.-К." под торгово-складские помещения, то есть под объект торговли.
В число указанных помещений входят помещения 1 этажа, площадью 190,6 кв. м - торговый объект, 14,5 кв. м - касса; 32,1 кв. м, 7,4 кв. м - офис; 26,7 кв. м, 28,5 кв. м - склад, а также иные вспомогательные помещения - санузлы, коридоры, тамбур, лестница, отраженные в акте проверки фактического использования от 07.09.2022.
Установлено также, что иные помещения здания на (-) 1, 1, 2, 3, 4 этажах сданы в аренду ООО "Э.-С" под производственные и складские помещения, ООО "С.-П." под предприятие по производству оборудования.
Доказательств, подтверждающих, что в арендуемых ООО "Э.-С" и ООО "С.-П." помещениях, помимо производственной и складской деятельности в спорные периоды осуществлялась торговая деятельность или оказывались бытовые услуги, суду не представлено.
То обстоятельство, что в здании в ходе осмотра (фотоматериал к акту осмотра) выявлены оснащенные столами, стульями (креслами) и компьютерами помещения, предоставленные в аренду под использование в производственных и складских целях, где размещены сотрудники арендаторов, обеспечивающие производственную и складскую деятельность организаций, об использовании таких помещений в качестве офисных в целях административно-деловой деятельности не свидетельствует.
Юридическим адресом ООО "Э.-С", ООО "Э.-К." и ООО "С.-П." где, как следует из объяснений представителя административного истца и выписок из ЕГРЮЛ, находятся офисы организаций, является: <адрес>, а не место нахождения спорного здания.
Наличие на 2 этаже здания в помещениях, арендуемых ООО "Э.-С", выставочного зала, площадью 290, 6 кв. м, доводов административного ответчика об использовании данного помещения под торговую деятельность не подтверждает, поскольку термин "выставочный зал" не является тождественным значению "торговый зал". Кроме того, в акте осмотра от 07.09.2022 отсутствуют данные о том, что на выставочных образцах имеются ценники, а в выставочном зале фактически осуществляется реализация товаров.
В соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 г. N 2496-р, к видам экономической деятельности "бытовые услуги" деятельность "мастерских" не отнесена. В связи с этим, расположенное в подвальном этаже здания помещение площадью 70,4 кв. м, вид использования которого отмечен в акте осмотра как "мастерская", не может рассматриваться как используемое для оказания бытовых услуг.
Таким образом, давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу, что под офисы и торговый объект фактически используются помещения, общей площадью 303, 3 кв. м, то есть 16,25%, что менее 20% от общей площади нежилого здания (20% от 1866,6 * кв. м = 373,2 кв. м).
По сведениям ЕГРН объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 583,8 кв. м, имеет назначение "нежилое" и наименование "часть объекта"; сведения о виде его разрешенного использования в ЕГРН отсутствуют.
Из экспликации к техническому паспорту на нежилое помещение, выданному Самарским областным отделением Средне-Волжского филиала ППК "Р." от 02.12.2005 следует, что оно включает в себя части назначением:
подвал - склад, лестница, итого 69,8 кв. м;
1 этаж - помещение, касса 11,7 кв. м, лестничная клетка, подсобные, коридоры, санузлы, кабинеты, итого на этаже 514 кв. м; итого в помещении 583,8 кв. м.
В соответствии с выписками из ЕГРН от 15 и 16.12.2022 спорное помещение находится в подвальном и на 1 этаже здания с кадастровым номером N, площадью 26 367,5 кв. м, назначением и наименованием "многоквартирный дом".
По запросу суда в порядке электронного документооборота о предоставлении технической документации на нежилое помещение с кадастровым номером N, филиалом ППК "Р." по Самарской области представлен технический паспорт, содержащий отметки о дате обследования 28.02.2006 и 14.03.2006, а также следующие сведения о назначении частей помещений подвального и 1 этажа:
подвал - подсобные, мусоропроводы, теплоузлы, лест. клетки, венткамеры, коридоры, склады, раздевалка; 1 этаж - помещение, касса 11,7 кв. м, лестничная клетка, подсобные, коридоры, санузлы, кабинеты, итого по подвалу магазин "Э." 256,9 кв. м; венткамера, мусоросборные, теплоузлы, коридоры, склады, л/клетки, подсобные, коридор, холодильная камера, бильярдная.
Итого по подвалу: В. - 86,5 кв. м; К. - 158, 4 кв. м; маг. "Э." - 256, 9 кв. м; С. и К. - 175,8 кв. м; ООО "В." - 460,2 кв. м; неж. помещ. К.С.А. - 69,8 кв. м. Итого по подвалу - 1207, 6 кв. м.
1 этаж - торговые залы - 62,9 кв. м, 44,5 кв. м, 119,4 кв. м, 39,9 кв. м, 23,2 кв. м, 65,1 кв. м, 70, 1 кв. м, 316,7 кв. м, 35,6 кв. м, 41,7 кв. м, 31,8 кв. м, 91,9 кв. м, 48,8 кв. м, 38 кв. м; склады, помещения; подсобные; кабинеты; тамбуры; коридоры; гардероб; санузлы; умывальные; архив; душевые - 1,7 кв. м, 1,2 кв. м, 1,3 кв. м, 1,3 кв. м, 0,8 кв. м; эл. щитовые; холл; мастерская - 92,1 кв. м; вестибюль; читал. залы; гардеробы; киоск - 4,0 кв. м, обед. залы -107, 6 кв. м, 88,4 кв. м, 60, 4 кв. м, 160,8 кв. м, 53, 3 кв. м, 28,5 кв. м; кладовая; вх. тамбуры; овощной цех - 6,2 кв. м; мясной цех - 10,9 кв. м; пельмен. цех -10,9 кв. м; кухня - 25,8 кв. м, 18,8 кв. м, 60, 7 кв. м; цеха; мойка - 19,2 кв. м, 6 кв. м, 8,9 кв. м; раздаточная - 32,4 кв. м; буфет - 24,4 кв. м; бильярдная, вент. камеры, л/клетки, раздевалки; касса - 11,7 кв. м; швейный цех - 14,4 кв. м.
Итого по 1 этажу: ООО "Н." - 104, 5 кв. м; ЧП В. 359,6 кв. м; К. - 402, 1 кв м; Х.А.Г. (комитет) - 56,2 кв. м; С. - 263,4 кв. м; ИЧП Ф. - 26,2 кв. м; К. (б.) - 601, 5 кв. м; маг-н "Э." - 626, 2 кв. м; С. и К. - 518, 7 кв. м; ООО "В." - 1256, 4 кв. м; неж. помещ. К.С.А. - 514 кв. м; неж. пом. "В.-1" - 155,2 кв. м; Всего с подвалом ЧП В. 359,6 кв. м; К. - 402, 1 кв м; Х.А.Г. (комитет) - 56,2 кв. м; С. - 263,4 кв. м; ИЧП Ф. - 26,2 кв. м; К. (б.) - 601, 5 кв. м; маг-н "Э." - 626, 2 кв. м; С. и К. - 518, 7 кв. м; ООО "В." - 1256, 4 кв. м; неж. помещ. К.С.А. - 514 кв. м; неж.пом. "В.-1" - 155,2 кв. м.
По данным технического паспорта площадь всех помещений по 1 этажу и подвалу составляет 6091 кв. м.
Учитывая, что площадь нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в подвальном и на 1 этаже жилого дома составляет 583,8 кв. м, при этом в сведениях ЕГРН отсутствуют данные о номерах комнат, составляющих общую площадь помещения (в подвальном помещении и на 1 этаже), суд лишен возможности соотнести данные технического паспорта, представленного регистрирующим органом, применительно к назначению частей именно спорного помещения и, соответственно, определить соотношение помещений, которые, возможно, подпадают под критерии объектов, поименованных в ст. 378.2 НК РФ, с общей площадью всего спорного помещения. Суд также учитывает, что назначение помещений "кабинеты" не тождественно значению "офисы".
Таким образом, у суда не имеется оснований для вывода о том, что сведения ЕГРН и имеющаяся техническая документация на нежилое помещение с кадастровым номером N подтверждают его безусловное предназначение для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и, следовательно, для вывода о соответствии объекта недвижимого имущества условиям, установленным положениями пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Судом также установлено, что многоквартирный дом с кадастровым номером N находится в пределах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями магазина".
Суд полагает, что названный вид разрешенного использования земельного участка не подтверждает предназначение именно спорного нежилого помещения для размещения объекта торговли.
Как указывалось выше, содержание вида использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости.
Однако, проверка фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером N на момент формирования и утверждения Перечней на 2019-2022 г.г. министерством имущественных отношений Самарской области не проводилась.
В соответствии с актом осмотра нежилого помещения с кадастровым номером N от 10.08.2022, проведенным ГБУ Самарской области "Ц." по поручению министерства имущественных отношений Самарской области, фактическое использование помещения определено следующим образом:
помещение 1 этажа, площадью 283, 4 кв. м - выставочный зал;
помещение 1 этажа, площадью 51, 5 кв. м - учебный класс;
помещения (-)1 и 1 этажа, площадью 86,5 кв. м - склад;
помещение 1 этажа, площадью 4,2 кв. м - кладовая;
помещения 1 этажа, площадью 16,8 кв. м - помещения для размещения мебели;
помещение 1 этажа, площадью 12,6 кв. м - комната для приема пищи;
помещение 1 этажа, площадью 5,4 кв. м - санузел;
помещение 1 этажа, площадью 3,4 кв. м - раздевалка;
помещение 1 этажа, площадью 4,3 кв. м - серверная;
иные помещения (-)1 и 1 этажа - технические помещения (теплоузел), комната охраны, коридор, лестница, тамбур.
Исходя из содержания акта осмотра, офисных, торговых помещений, помещений, используемых для оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания в спорном объекте с кадастровым номером N по результатам проверки его фактического использования не выявлено. Данные о том, что выставочный зал является частью торгового помещения, где осуществляется реализация каких либо товаров, в акте отсутствуют.
Из представленных административным истцом договоров аренды от 01.01.2018, 01.01.2019 следует, что помещение по адресу: <адрес>, площадью 514 кв. м, передано в аренду ООО "Э.-С" под складские помещения. Иные площади, как пояснил представитель административного истца, не используются.
Использование объекта недвижимости исключительно под склад, при отсутствии признаков торгового объекта, поименованных в приказе Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, не дает оснований полагать, что объект фактически используется для осуществления торговой деятельности.
Давая оценку исследованным доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу, что сведения Единого государственного реестра недвижимости, документы технического учета (инвентаризации) о наименовании и назначении спорных нежилого здания и помещения, как и вид разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, не подтверждают их соответствие критериям объектов, поименованных в подпунктах 1, 2 пункта 1, пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером N и нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2019-2023 г.г. и полагает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В связи с этим требования Ф.К.Г. подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание их недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск Ф.К.Г. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы, утвержденные, соответственно, приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 (пункты N 3628 и 23384), от 7 октября 2019 года N 2201 (пункты N 3841 и 24902), от 19 октября 2020 года N 2014 (пункты N 3441 и 22995), от 22 октября 2021 года N 2233 (пункт N 3398 приложения N 1 и пункт N 707 приложения N 2), от 8 ноября 2022 года N 2077 (пункт N 3338 приложения N 1 и пункт N 696 приложения N 2) в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N и нежилого помещения с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.04.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 7 апреля 2023 г. N 3а-512/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании