г. Краснодар |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А32-21501/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского (фермерского) хозяйства "Ратниково" (ИНН 2332000745, ОГРН 1022303884261) - Ратникова Р.В. (доверенность от 28.03.2018) и Павлова С.А. (доверенность от 18.09.2017), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Алексеева С.С. (доверенность от 29.12.2017; до перерыва) и Таракановской Н.С. (доверенность от 29.12.2017), от третьего лица - администрации Краснодарского края - Трухановича С.А. (доверенность от 29.03.2018; до перерыва), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования Кавказский район, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Ратниково" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2017 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-21501/2015, установил следующее.
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Ратниково" (далее - хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным выраженного в письме от 08.05.2015 N 52-1498ж/15-12-03 решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 324 269 кв. м (кадастровый номер 23:09:0601004:4), местоположение которого установлено относительно расположенного в границах участка ориентира с почтовым адресом: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ЗАО им. "М. Горького", участок N 131, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок), о понуждении к подготовке и направлению заявителю соответствующих решения и проекта договора купли-продажи с ценой, составляющей 20% от кадастровой стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Кавказский район (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016, требования хозяйства удовлетворены. Суды указали, что заявитель надлежащим образом использует земельный участок более 15 лет (с 1992 года), вносит арендную плату, поэтому вправе претендовать на приобретение его в собственность без проведения торгов. Довод департамента о нахождении земельного участка в береговой полосе водного объекта общего пользования судебные инстанции отклонили.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.07.2016 решение от 17.12.2015 и постановление от 11.03.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд округа предложил разрешить вопрос о тождественности испрашиваемого участка и земельного участка, первоначально предоставленного заявителю, а также определить правовые последствия нахождения в границах его территории объектов археологического наследия (курганов).
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. В связи с реорганизацией Управления охраны объектов культурного наследия Краснодарского края путем присоединения к администрации Краснодарского края суд произвел процессуальную замену названного лица на администрацию Краснодарского края (далее - администрация края).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что земельные участки, предоставленные в аренду хозяйству по договору от 03.03.1992 N 42, на основании постановления главы администрации Кавказского района Краснодарского края от 30.12.1992 N 2268, по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 10.06.1997 N 3242, по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 14.06.2002 N 114, на основании постановления главы Кавказского района Краснодарского края от 14.06.2002 N 1003, по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 05.06.2008 N 8809000085, на основании постановления главы муниципального образования Кавказский район от 05.06.2008 N 436, являются тождественными друг другу с учетом незначительных изменений, связанных с уточнением размеров границ земельного участка, его площади и описания местоположения. В границах кадастрового квартала 23:09:0601004 (в котором находится арендуемый хозяйством земельный участок с кадастровым номером 23:09:0601004:4) отсутствуют другие земельные участки с подобной конфигурацией границ, а также возможность формирования участков с подобной конфигурацией и площадью. В то же время в границах спорного земельного участка находятся объекты археологического наследия (курганы "Горьковский 6", "Горьковский 14"). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что данный участок ограничен в обороте и не подлежит приватизации. С учетом существующего на момент обращения хозяйства запрета на предоставление в собственность земельного участка суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения департамента.
В кассационной жалобе хозяйство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 27.06.2017 и постановление от 22.11.2017. Податель жалобы указывает, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) предусматривает возможность передачи в собственность земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия.
В судебном заседании представители хозяйства поддержали доводы жалобы. Представители департамента указали на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов. Представитель администрация края предоставил суду пояснения относительно находящихся в границах испрашиваемого участка объектов археологического наследия.
Суд округа объявлял перерыв в судебном заседании до 12 часов 20 минут 16 мая 2018 года.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление следует отменить.
Как видно из материалов дела, право собственности Краснодарского края в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 32,4269 га (кадастровый номер 23:09:0601004:4) зарегистрировано 25.01.2005 (т. 1, л. д. 71, 72).
Хозяйство (как арендатор земельного участка сельскохозяйственного назначения) обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 32,4269 га с кадастровым номером 23:09:0601004:4, которое поступило в уполномоченный орган 10.04.2015 (N 52-1280-ж/15 от 10.04.2015; т. 1, л. д. 73, 74).
В письме от 08.05.2015 N 52-1498-ж/15-12-03 департамент сообщил заявителю об отказе в предоставлении земельного участка в собственность в связи с ограничением его оборотоспособности (нахождение в границах водоохранной зоны и в береговой полосе реки Челбас), истечением срока аренды, отсутствием документов, подтверждающих надлежащее использование участка, а также оснований для предоставления земельного участка в собственность вне процедуры торгов (т. 1, л. д. 61 - 63).
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения хозяйства с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условии надлежащего использования такого земельного участка и подачи соответствующего заявления до дня истечения срока договора аренды земельного участка. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Испрашиваемый хозяйством земельный участок принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю. Сведения о государственной регистрации договора аренды с главой хозяйства внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Оснований, исключающих возможность применения к спорным правоотношениям пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации о возобновлении договора, заключенного до 01.03.2015, на тех же условиях на неопределенный срок, суды не установили.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Краснодарского края регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ), статьей 21 которого предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Подпунктом 8 пункта 2.1 раздела 2 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края", установлено, что в случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной двадцати процентам от кадастровой стоимости земельного участка. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка с таким арендатором.
Судебные инстанции правомерно отклонили довод департамента о наличии препятствий в предоставлении земельного участка в частную собственность в связи с его нахождением в водоохранной зоне реки. Суды также правильно указали, что уполномоченный орган не доказал факт включения в состав территории испрашиваемого участка береговой полосы водного объекта, ширина которой для реки Челбас составляет 20 метров.
Суды установили, что спорный участок хозяйство использует с 1992 года, что подтверждено договором аренды от 03.03.1992 N 42, постановлением главы администрации Кавказского района Краснодарского края от 27.02.1992 N 510 (т. 2, л. д. 80 - 82). Согласно заключению судебной экспертизы земельные участки, предоставленные хозяйству по договору аренды от 03.03.1992 N 42, по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 10.06.1997 N 3242, по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 14.06.2002 N 114, по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 05.06.2008 N 8809000085, являются тождественными друг другу с учетом незначительных изменений, связанных с уточнением размеров границ земельного участка, его площади и описания местоположения. В границах кадастрового квартала 23:09:0601004, в котором находится арендуемый хозяйством земельный участок с кадастровым номером 23:09:0601004:4, отсутствуют другие земельные участки с подобной конфигурацией границ и площадью, а также возможность формирования участков с подобной конфигурацией и площадью. Сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 23:09:0601004:2 содержат устаревшие данные о земельном участке с кадастровым номером 23:09:0601004:4 и подлежат исключению из сведений государственного кадастра недвижимости в порядке исправления технической или кадастровой ошибки (т. 3, л. д. 60 - 72).
Названные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что отказ департамента, приведенный в письме от 08.05.2015 N 52-1498-ж/15-12-03, не соответствует Земельному кодексу и Закону N 101-ФЗ.
Относительно наличия иных оснований для отказа в предоставлении хозяйству в собственность испрашиваемого земельного участка суд округа пришел к следующим выводам.
Судебные инстанции установили, что в границах спорного земельного участка находятся объекты культурного наследия (памятники археологии):
- курган "Горьковский 6", расположенный по адресному ориентиру: пос. им. Горького, 1,0 км к западу от юго-западной окраины поселка. Памятник охраняется государством согласно распоряжению комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 08.01.2002 N 1-р;
- курган "Горьковский 14", расположенный по адресному ориентиру: пос. им. Горького, 0,7 км к юго-западу от юго-западной окраины поселка. Памятник охраняется государством согласно распоряжению комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 08.01.2002 N 1-р (т. 1, л. д. 64, 65).
Данные объекты включены в список вновь выявленных памятников археологии, утвержденный распоряжением комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 08.01.2002 N 1-р (т. 3, л. д. 120 - 123).
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса определяет, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 3 Закона N 73-ФЗ под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, древние погребения (курганы), отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом N 73-ФЗ, признается территорией объекта культурного наследия. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ). Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пункты 1, 3 и 4 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ). В силу статьи 5 названного Закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Статьями 94 (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса определено, что земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий.
При этом земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2 - 4 статьи 99 Земельного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 49 Закона N 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Согласно статье 50.1 Закона N 73-ФЗ, введенной Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ и вступившей в силу 24.01.2015, заключение договоров, предусматривающих передачу права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, осуществляется с учетом требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 данного Закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 данного Закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного названным пунктом существенного условия сделка является ничтожной. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью такого договора.
В силу пункта 8 статьи 48 Закона N 73-ФЗ до утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 этого Закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 данной статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).
В данном случае в отношении объектов археологического наследия, находящихся в границах испрашиваемого земельного участка, не утверждены охранные обязательства, а также отсутствуют иные охранные документы.
Согласно пункту 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 рассматриваемой статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 данного Закона или пунктом 8 этой статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 данного Закона, соблюдать установленный статьей 5.1 этого Закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Закона N 73-ФЗ.
После получения указанного охранного обязательства лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежат на праве собственности или ином вещном праве, указанное лицо обязано обеспечить внесение в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам права владения и (или) пользования таким объектом, изменений, предусматривающих в качестве существенного условия обязательство лица, во владении и (или) в пользовании которого находится указанное имущество, по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, а также порядок и условия их выполнения.
Статья 49 Закона N 73-ФЗ устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия. В силу названной нормы в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных данным Законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия (пункт 1). Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (пункт 2). Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3). В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия (пункт 4).
В силу статьи 50 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.
Анализ приведенных норм позволяет заключить, что статья 50.1 Закона N 73-ФЗ, введенная Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ, допускает возможность предоставления в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения его арендатору в случае нахождения на участке объекта археологического наследия (кургана) при условии соблюдения требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 данного Закона.
В данном случае суды установили, что в 2009 году разработан утвержденный в установленном порядке раздел "Охрана историко-культурного наследия" в составе проекта "Генеральный план сельского поселения "им. М. Горького" Кавказского района Краснодарского края". В результате спорные памятники археологии определены на местности при помощи системы глобального позиционирования. В настоящее время указанный раздел является составной частью генерального плана сельского поселения "им. М. Горького" Кавказского района Краснодарского края, утвержденного в установленном порядке.
Судебные инстанции не учли, что данная документация содержит наименование объектов археологического наследия, физические параметры объектов и их охранных зон, схему расположения на земельном участке (т. 3, л. д. 124 - 129).
Названные сведения позволяют реализовать правила пункта 9 статьи 48, статьи 49, пункта 2 статьи 50.1 Закона N 73-ФЗ, обеспечить сохранность и раздельный оборот объектов археологического наследия и земельного участка. Следовательно, в данном случае факт нахождения в границах участка объектов археологического наследия не мог служить препятствием для его предоставления в собственность хозяйству в соответствии с правилами подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
Поскольку законность судебных актов повторно проверяется судом округа и судами неправильно применены положения статьи 50.1 Закона N 73-ФЗ, решение от 27.06.2017 и постановление от 22.11.2017 следует отменить и принять новый судебные акт о признании незаконным оспариваемого отказа департамента (часть 2 статьи 201 Кодекса).
С учетом установленных судами обстоятельств владения заявителем земельным участком на праве аренды, принимая во внимание правила пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, суд полагает возможным возложить на департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем подготовки проекта договора купли-продажи с указанием цены продажи участка в размере 20% от его кадастровой стоимости на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган, нахождения на участке объектов археологического наследия и обязанности заявителя соблюдать требования Закона N 73-ФЗ, подписания и направления проекта указанного договора хозяйству в установленные Земельным кодексом сроки (пункт 3 части 4 статьи 201 Кодекса).
При обращении в арбитражный суд первой инстанции, подаче апелляционной и кассационной жалоб общество уплатило государственную пошлину в размере 9 тыс. рублей (т. 1, л. д. 3; т. 4, л. д. 13, 97).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной (кассационной) жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
С учетом положений подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" размер государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб по делам о признании ненормативного правового акта недействительным составляет 1500 рублей применительно к каждому случаю.
Статья 104 Кодекса определяет, что основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
Хозяйство при подаче апелляционной и кассационной жалоб излишне уплатило государственную пошлину в размере 3 тыс. рублей, которая подлежит возврату из федерального бюджета.
В связи с удовлетворением заявленных требований расходы хозяйства по уплате государственной пошлины в размере 6 тыс. рублей подлежат взысканию с департамента за счет средств казны Краснодарского края.
Руководствуясь статьями 110, 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 по делу N А32-21501/2015 отменить.
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным содержащийся в письме от 08.05.2015 N 52-1498-ж/15-12-03 отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении в собственность крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Ратниково" (ИНН 2332000745, ОГРН 1022303884261) земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 324 269 кв. м (кадастровый номер 23:09:0601004:4) как противоречащий подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Возложить на департамент имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) обязанность в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления устранить допущенные нарушения прав заявителя путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 324 269 кв. м (кадастровый номер 23:09:0601004:4), местоположение которого установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ЗАО им. "М. Горького" (участок N 131), расположенного в границах участка, с указанием цены продажи в размере 20% от кадастровой стоимости участка на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган, нахождения на участке объектов археологического наследия и обязанности заявителя выполнять требования, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", соблюдать установленный статьей 5.1 этого Закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия; подписания и направления проекта указанного договора крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Ратниково" (ИНН 2332000745, ОГРН 1022303884261).
Взыскать с департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) за счет средств казны Краснодарского края в пользу крестьянского (фермерского) хозяйства "Ратниково" (ИНН 2332000745, ОГРН 1022303884261) расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Возвратить крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Ратниково" (ИНН 2332000745, ОГРН 1022303884261) из федерального бюджета 3000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возложить на департамент имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) обязанность в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления устранить допущенные нарушения прав заявителя путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 324 269 кв. м (кадастровый номер 23:09:0601004:4), местоположение которого установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ЗАО им. "М. Горького" (участок N 131), расположенного в границах участка, с указанием цены продажи в размере 20% от кадастровой стоимости участка на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган, нахождения на участке объектов археологического наследия и обязанности заявителя выполнять требования, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", соблюдать установленный статьей 5.1 этого Закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия; подписания и направления проекта указанного договора крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Ратниково" (ИНН 2332000745, ОГРН 1022303884261)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2018 г. N Ф08-1332/18 по делу N А32-21501/2015
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1332/18
22.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13519/17
27.06.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21501/15
25.07.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2634/16
11.03.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1805/16
17.12.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21501/15