г. Краснодар |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А32-36846/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Кухаря В.Ф. и Ташу А.Х., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Информ-Холдинг-Юг" (ИНН 2311098881, ОГРН 1072311005140) - Лихобаба И.А. (директор), от ответчика - Департамента информатизации и связи Краснодарского края (ИНН 2308178382, ОГРН 1112308003917) - Доманина С.В. (доверенность от 26.01.2018), рассмотрев кассационную жалобу Департамента информатизации и связи Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2017 (судья Корейво Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Еремина О.А.) по делу N А32-36846/2017, установил следующее.
ООО "Кубань-Информ-Холдинг-Юг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту информатизации и связи Краснодарского края (далее - департамент) о взыскании 897 500 рублей задолженности по оплате услуг, оказанных во втором квартале 2017 года.
Решением от 08.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2018, иск удовлетворен. Доводы об оказании истцом услуг ненадлежащего качества ответчик документально не подтвердил.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, условия контракта нарушены исполнителем. Ссылка общества на то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 3.3.2 государственного контракта от 14.03.2017 N 26-ОК/17 заказчиком не обеспечена приемка оказанных услуг, является несостоятельной и не подтверждается обстоятельствами дела. На основании пункта 5.3 контракта 12.07.2017 приемочной комиссией департамента в присутствии доверенного лица от исполнителя осуществлена приемка оказанных услуг по администрированию и сопровождению автоматизированного электронного документооборота исполнительных органов государственной власти Краснодарского края "СИНКОПА-ДОКУМЕНТ" (далее - информационная система) за второй квартал 2017 года. В ходе приемки выявлено, что в период с 01.04.2017 по 30.06.2017 услуги оказаны исполнителем ненадлежащего качества. Приемочной комиссией установлено, что исполнителем не в полной мере обеспечен мониторинг работоспособности информационной системы, а также не осуществлялся мониторинг загрузки сервера и принятие мер для предотвращения перегрузки. Ненадлежащее исполнение обществом контракта зафиксировано в протоколе заседания приемочной комиссии. Департамент направил истцу требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение своих обязательств. Основания для оплаты услуг за 2 квартал 2017 года отсутствуют.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, общество (исполнитель) и департамент (государственный заказчик) заключили контракт, по условиям которого исполнитель обязуется по заданию государственного заказчика оказать услуги по администрированию и сопровождению информационной системы, а государственный заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги на условиях, определенных в спецификации согласно приложению N 1 (пункты 1.1, 1.2 контракта). В соответствии с пунктом 1.4 контракта услуги оказываются исполнителем ежеквартально в срок с даты заключения контракта по 31.12.2017 (включительно). В силу пункта 2.2 цена контракта составляет 2 930 тыс. рублей. Место оказания услуг с указанием серверов и их IP адресов отражено в спецификации (приложение N 1). Согласно таблице N 1 в перечень сопровождения вошло 23 объекта: Министерство финансов Краснодарского края, Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, Министерство культуры Краснодарского края, Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края, Министерство экономики Краснодарского края, Департамент информатизации и связи Краснодарского края, Центр оказания содействия и подготовке к Чемпионату мира по футболу в 2018 и развитию футбола в Краснодарском крае, Министерство труда и социального развития Краснодарского края, а также другие министерства и ведомства края по перечню. По условиям пункта 2.12 контракта оплата оказанных услуг производится государственным заказчиком ежеквартально за счет средств краевого бюджета на 2017 года по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 30 календарных дней со дня подписания сторонами акта оказанных услуг, акта приема-передачи оказанных услуг (части оказанных услуг) за отчетный период и выставления счета-фактуры (счета на оплату); в четвертом квартале оплата производится в течение 5 календарных дней с даты подписания сторонами акта оказанных услуг, акта приема-передачи оказанных услуг (части оказанных услуг) за отчетный период и выставления счета-фактуры (счета на оплату), но не позднее 25.12.2017. В соответствии с пунктом 5.2 контракта приемка оказанных услуг (части оказанных услуг) оформляется актом оказанных услуг, актом приема-передачи оказанных услуг (части оказанных услуг) за отчетный период, составленных в двух экземплярах, по одному для каждой стороны (приложение N 2 к контракту) с приложением отчетных документов. Пунктом 5.3 контракта предусмотрена обязанность государственного заказчика осуществить приемку результата оказанных услуг в срок, не превышающий 5 календарных дней с момента письменного уведомления исполнителем государственного заказчика и получения акта приема-передачи оказанных услуг (части оказанных услуг) за отчетный период с приложением отчетных документов. Государственный заказчик осуществляет приемку оказанных услуг на предмет соответствия объема, качества и сроков оказания услуг требованиям, установленным настоящим контрактом. В случае оказания услуг с нарушением условий, предусмотренных контрактом, государственный заказчик обеспечивает приемку их результата в срок, не превышающий 5 рабочих дней. При обнаружении государственным заказчиком в ходе приемки оказанных услуг недостатков сторонами составляется акт, в котором фиксируется перечень недостатков результатов оказанных услуг и сроки их устранения исполнителем. При отказе (уклонении) исполнителя от подписания указанного акта в нем делается отметка об этом и подписанный государственным заказчиком акт (с перечнем недостатков результатов оказанных услуг) подтверждается третьей стороной по выбору государственного заказчика, присутствующей при обнаружении недостатков (пункт 5.4 контракта).
В иске общество указывает на то, что во втором квартале 2017 года департаменту оказаны услуги общей стоимостью 897 500 рублей, однако ответчик указанную сумму не оплатил.
Поскольку направленная в адрес департамента претензия от 24.08.2017 N И-745/010102 оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьями 309 и 310 Кодекса предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий такого обязательства не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование исковых требований общество представило отчетную документацию по сопровождаемым 23 объектам.
Суды установили, что ответчик не отрицал факт оказания истцом услуг в спорный период.
Возражая против иска, ответчик ссылается на то, что во втором квартале 2017 года истцом оказаны услуги ненадлежащего качества.
Исследовав представленные доказательства, с учетом продолжающихся между сторонами отношений по оказанию услуг, подписания актов выполненных услуг за 3 и 4 кварталы 2017 года и отсутствия возражений со стороны заказчика относительно их объема и качества, в отсутствие доказательств, подтверждающих полную оплату оказанных услуг во 2 квартале 2017 года, суды удовлетворили иск.
Отклоняя доводы о ненадлежащем качестве оказанных услуг, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что наличие некоторых сбоев при использовании программного обеспечения является обычным техническим явлением при эксплуатации программного обеспечения, которое устраняется в разумный срок специалистами. Данное обстоятельство ответчик не опроверг. Отказ заказчика от подписания актов приемки и направление исполнителю замечаний по оказанным услугам сам по себе не подтверждает ненадлежащее качество услуг. В деле отсутствуют доказательства того, что от объектов сопровождения (23 министерства и ведомства Краснодарского края) в адрес истца или ответчика в спорный период поступали какие-либо письменные претензии о неустранимых системных сбоях в программе или отказе исполнителя устранять технические неполадки. Достоверных актов о наличии недостатков оказанных услуг ответчиком не представлено.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что ответчик не воспользовался своим правом, установленным в пункте 5.9 контракта, которым предусмотрена возможность проверки качества услуг заказчиком посредством привлечения сторонних экспертов. Заказчик не привлекал компетентных специалистов для обеспечения доказательств ненадлежащего качества оказанных услуг по администрированию и сопровождению программного обеспечения, не заявил о назначении экспертизы в суде первой и апелляционной инстанций. Департамент не заявил также о соразмерном уменьшении стоимости услуг с обоснованием периодов их ненадлежащего оказания в течение 2 квартала 2017 года. Кроме того, в пункте 10.4 контракта предусмотрено право государственного заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Вместе с тем заказчик во 2 квартале 2017 или после него не отказался от контракта по мотивам некачественного оказания услуг.
Иск удовлетворен правильно.
По существу доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и направлены на переоценку доказательств, всесторонне и полно исследованных судами. Вместе с тем переоценка доказательств не допускается в суде кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 по делу N А32-36846/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.