Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2023 г. N 3а-245/2023
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Зарипова А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ашрапова Эдуарда Фазыловича к Совету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений Генерального плана Татарско-Ходяшевского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района от 23 июня 2020 года N 270,
установил:
Решением Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 23 июня 2020 года N 270 утвержден Генеральный план Татарско-Ходяшевского сельского поселения Пестречинского муниципального района.
Данное решение вместе с Генеральным планом опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 26 июня 2020 года, Генеральный план Татарско-Ходяшевского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан размещен также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
Ашрапов Э.Ф. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании Генерального плана Татарско-Ходяшевского сельского поселения Пестречинского муниципального района, утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района от 23 июня 2020 года N 270, не действующим в части отображения на картах указанного нормативного правового акта санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников (кадастровые номера: 16:33:150412:230, 16:33:150412:27) на территории принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером 16:33:150412:60, полагая, что оспариваемые нормы нарушают его права и законные интересы, так как не позволяют ему изменить вид использования земельного участка и предусматривают ограничения при эксплуатации данного земельных участков.
В судебном заседании Ашрапов Э.Ф. и его представитель - Лутошкин А.В. административное исковое заявление поддержали.
Совета Пестречинского муниципального района извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителя не направил. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав административного истца и его представителя, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, среди которых утверждение генеральных планов поселения на территориях сельских поселений, решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в части 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан является Совет района.
На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ Совет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан был вправе принять нормативный акт об утверждении Генерального плана Татарско-Ходяшевского сельского поселения Пестречинского муниципального района.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 51 и 28 данного Кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что постановлением Главы Татарско-Ходяшевского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 8 апреля 2020 года N 1 назначены публичные слушания по проекту Генерального плана Татарско-Ходяшевского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан. Это постановление опубликовано на официальном сайте Пестречинского муниципального района Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru и на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 9 апреля 2020 года, а также в газете "Вперед" от 10 апреля 2020 года N 27. При этом проект генерального плана поселения размещен на официальном сайте Пестречинского муниципального района Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru, кроме этого - в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
Оповещение о начале публичных слушаний по проекту Генерального плана Татарско-Ходяшевского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан опубликовано на официальном сайте Пестречинского муниципального района Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru и на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 9 апреля 2020 года, а также в газете "Вперед" от 10 апреля 2020 года N 27.
Открытые обсуждения в рамках публичных слушаний по проекту были проведены в Татарско-Ходяшевском сельском поселении Пестречинского муниципального района Республики Татарстан 15 мая 2020 года в назначенное вышеприведенными актами время.
Заключение по результатам публичных слушаний от 15 мая 2020 года составлено Исполнительным комитетом Татарско-Ходяшевского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и доведено до всеобщего сведения путем размещения на официальном сайте Пестречинского муниципального района Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru.
Недочеты, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Генерального плана сельского поселения, по мнению суда, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия этого нормативного правового акта.
Таким образом, оспариваемый генеральный план принят Советом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в пределах, предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о неправомерном установлении и отображении на картах оспариваемого генерального плана санитарных-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников (кадастровые номера: 16:33:150412:230, 16:33:150412:27) на территории принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 16:33:150412:60, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
С учетом положений пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что в разделе 3.1 тома "Пояснительная записка "Охрана окружающей среды" Генерального плана Татарско-Ходяшевского сельского поселения муниципальный нормотворческий орган констатировал отсутствие установленных санитарно-защитных зон для спорных сибиреязвенных скотомогильников объектов, расположенных на территории Татарско-Ходяшевского сельского поселения, указывает, что данные объекты не имеют разработанных проектов обоснования размеров таких зон. Санитарно-защитные зоны названы ориентировочными и разработаны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Данные положения названного нормативного правового акта, по мнению суда, следует расценивать как указание на невозможность учета границ этих зон в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и установления границ зон компетентным органом (должностным лицом), их информационно-справочный характер.
При системном толковании вышеприведенных нормативных положений генерального плана и воспроизведения в данном документе содержания регламента использования земельных участков в санитарно-защитной зоне сибиреязвенных скотомогильников, установленного Санитарными правилами 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 13 мая 2010 года N 56 (в настоящее время аналогичные нормы содержатся в Санитарных правилах 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4), суд полагает указанные сведения также носящими информационно-справочный характер.
Вопреки доводам административного истца материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о том, что оспариваемым нормативным правовом актом в разделе 3.1, а также в разделе 2.4 тома "Пояснительная записка "Охрана окружающей среды", разделе 1.9 Положения о территориальном планировании Генерального плана Татарско-Ходяшевского сельского поселения, где имеется упоминание санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, установлены такие зоны, следственно о нарушении его прав отображением на картах Генерального плана ориентировочных границ этих зон, которые носят информационно-справочный характер. Более того, само по себе отображение зон с особыми условиями использования территории на картах Генерального плана как документа территориального планирования не препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, так как правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, градостроительных регламентов и требованиями законодательства, что следует из норм пункта 8 статьи 1, статьи 7, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Генерального плана Татарско-Ходяшевского сельского поселения Пестречинского муниципального района в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ашрапова Эдуарда Фазыловича к Совету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующими отдельных положений Генерального плана Татарско-Ходяшевского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района от 23 июня 2020 года N 270, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газете "Вперед", а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2023 г. N 3а-245/2023
Текст решения опубликован не был