Определение Верховного Суда РФ от 30 июня 2023 г. N 307-ЭС23-1848 по делу N А56-103770/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2022, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2022 по делу N А56-103770/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплексные бытовые решения" о признании незаконным распоряжения Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга от 07.10.2021 N 615-р "Об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов"; обязании Правительства Санкт-Петербурга в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить заявителю в аренду земельный участок с кадастровым номером 78:12:0633101:13 для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг; взыскании с Правительства Санкт-Петербурга в случае неисполнения решения суда 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: потребительского общества владельцев гаражей "Смольнинский 1А", общества с ограниченной ответственностью "Глоракс", Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2022, распоряжение Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 07.10.2021 N 615-р признано незаконным; на Правительство Санкт-Петербурга (далее - Правительство) возложена обязанность в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Комплексные бытовые решения" (далее - Общество) в аренду земельный участок с кадастровым номером 78:12:0633101:13 для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг; в случае неисполнения судебного акта в установленный в решении срок присуждена к взысканию с Правительства в пользу Общества судебная неустойка в размере 50 000 руб. в месяц с момента истечения срока на исполнение судебного акта до момента фактического исполнения обязательства; в удовлетворении требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Комитет и Правительство просят отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы, а также принятых по делу судебных актов, суд пришел к выводу о наличии оснований для пересмотра судебных актов по делу, исходя из следующего.
Судами при рассмотрении дела установлено, что Общество обратилось в Комитет по инвестициям с заявлением от 29.04.2021 о предоставлении ему в аренду без проведения торгов на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельного участка площадью 8 157 кв.м с кадастровым номером 78:12:0633101:13 для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 78:12:0633101:13 поставлен на государственный кадастровый учет 12.11.2009; по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) вид разрешенного использования - для размещения объектов бытового обслуживания.
Согласно Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (далее - Правила) испрашиваемый земельный участок размещен в территориальной зоне ТД1-1, предусматривающей в качестве основного вида использования "бытовое обслуживание".
Распоряжением Комитета по инвестициям от 07.10.2021 N 615-р обществу отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 78:12:0633101:13 на основании подпункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку в соответствии с Правилами на спорном земельном участке планируется осуществление комплексного развития территории, что не соответствует цели использования земельного участка, указанной в заявлении.
Общество, полагая, что обстоятельства, препятствующие предоставлению ему земельного участка в испрашиваемых целях отсутствуют, а оспариваемое распоряжение нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Разрешая спор по настоящему делу, суды руководствовались статьями 39.6, 39.14, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования", Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 21.07.2015 N 656.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суды исходили из того, что на момент подачи обществом заявления, издания оспариваемого распоряжения и рассмотрения настоящего дела решение о комплексном развитии территории, в границах которой согласно Правилам находится испрашиваемый земельный участок, Правительством не принято, договор о комплексном развитии территории не заключен, документация по планировке в отношении этой территории не подготовлена и не утверждена.
Между тем в соответствии с пунктом 4 статьи 14_2 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2009 N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2022 N 444-59) решение о комплексном развитии территории может быть принято в отношении части территории, определенной Правилами в качестве территории, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории; допускается принятие решения о комплексном развитии территории в отношении территории, границы которой не совпадают с границами территории, указанной в Правилах в качестве территории, где предусматривается осуществление комплексного развития.
Суды указали на отсутствие оснований полагать, что спорный земельный участок безусловно в будущем окажется в границах территории, в отношении которой будут проводиться мероприятия по реализации комплексного развития территории.
При этом, поскольку иных оснований, кроме как несоответствия испрашиваемой цели использования земельного участка разрешенному использованию этого земельного участка, для отказа в предоставлении обществу земельного участка уполномоченный орган в своем решении не указал, суды пришли к выводу о неправомерности оспариваемого распоряжения и удовлетворили требования общества.
Обращаясь в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, Правительство и Комитет ссылаются на нарушение судами норм материального права.
При этом заявители кассационной жалобы указывают, что примененный при разрешении настоящего спора подход делает невозможным реализацию комплексного развития территории в регионе, приводит к ограничению прав собственника земельного участка - город федерального значения Санкт-Петербург.
Правительство и Комитет обращают внимание, что в Санкт-Петербурге разрешенное использование применительно к земельным участкам в составе территорий, в границах которых предусматривается комплексное развитие, определяется не только видами разрешенного использования, закрепленными в градостроительном регламенте территориальной зоны в составе Правил и отраженными в ЕГРН, но и совокупностью норм градостроительного и земельного законодательства федерального и регионального уровня, определяющих особый порядок развития и застройки территории, подлежащей комплексному развитию и, соответственно, находящихся в границах такой территории земельных участков.
В Приложении 6 к Правилам указаны территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории. Перечень данных территорий имеет исчерпывающий характер, их границы установлены. Развитие этих территорий, в том числе земельных участков в их границах, возможно исключительно путем применения определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) механизмов на основании утвержденной документации по планировке территории в целях ее комплексного развития.
По мнению Правительства и Комитета вывод суда кассационной инстанции о возможности исключения спорного участка из общих границ территории, в отношении которой предусмотрено комплексное развитие, представляется крайне спорным с учетом проведенного в целях установления в Правилах границ такой территории градостроительного анализа, поскольку данный анализ был проведен на предмет соответствия, в том числе установленным ГрК РФ общим требованиям к разработке документации по планировке территории, необходимой для ее комплексного развития (пункты 1, 3 статьи 41 ГрК РФ, пункт 1 статьи 41.1 ГрК РФ).
При таких обстоятельствах заявители кассационной жалобы полагают правомерным оспариваемое распоряжение Комитета, принятое по основаниям указанным в подпункте 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, содержащиеся в кассационной жалобе Правительства и Комитета доводы о существенном нарушении судами норм материального права, которые повлияли на исход настоящего дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 АПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 08 августа 2023 года, 12 часов 00 минут в помещении суда по адресу: город Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 30 июня 2023 г. N 307-ЭС23-1848 по делу N А56-103770/2021
Опубликование:
-
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18423/2022
26.08.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19262/2022
06.05.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-103770/2021
06.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1956/2022