г. Краснодар |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А32-22527/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при участии от истца - администрации муниципального образования Калининский район Краснодарского края (ИНН 2333006299, ОГРН 1032318602469), в отсутствие ответчика - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Калининский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2017 (судья Цатурян Р.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 (судьи Маштакова Е.А., Ванин В.В., Нарышкина Н.В.) по делу N А32-22527/2017, установил следующее.
Администрация муниципального образования Калининский район Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) о признании незаконным отказа от 10.03.2017 N ТмХ/203/8/43 и о возложении на общество обязанности выдать технические условия присоединения к сетям проектируемого объекта капитального строительства - станции технического обслуживания (СТО), на земельном участке по адресу: х. Гречаная Балка, ул. Октябрьская, 63 (уточненные требования).
Решением от 20.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.02.2018, в иске отказано. Требование о признании незаконным отказа от 10.03.2017 N ТмХ/203/8/43 отклонено судами со ссылкой на ненадлежащий способ защиты права. Отказывая в удовлетворении требования о выдаче технических условий, суды исходили из того, что действующим законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), не установлена специальная процедура получения технических условий присоединения к сетям проектируемого объекта для органов местного самоуправления, поэтому спорное заявление правомерно рассмотрено обществом с учетом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Предусмотренный Правилами N 861 порядок получения технических условий присоединения администрацией не соблюден.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, вывод судов о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты, не обоснован. Общество не представило мотивированного отказа в выдаче технических условий присоединения объекта капитального строительства, а указало на необходимость предоставления дополнительных документов. Суды не учли, что администрация обратилась к сетевой организации с запросом о предоставлении технических условий, а не за техническим присоединением, порядок которого установлен Правилами N 861. Земельный кодекс устанавливает для органов местного самоуправления (не являющихся потребителями газа и электроэнергии) иной порядок получения технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (подпункт 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ). Правила N 861 не устанавливают отдельный порядок получения технических условий для органов местного самоуправления и не содержат ограничений в выдаче технических условий такому органу.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и выслушав представителя администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, 21.02.2017 Огурян Н.А. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ с торгов в аренду сроком на 10 лет земельного участка из земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности до разграничения, вид разрешенного использования - для размещения объектов бытового обслуживания площадью 1015 кв. м, с кадастровым номером 23:10:0309002:394, расположенного по адресу: х. Гречаная Балка, ул. Октябрьская, 63, для строительства СТО.
В ходе процедуры предоставления названного земельного участка администрация обратилась в филиал общества с заявкой от 06.03.2017 N 542 о возможности присоединения к сетям указанного СТО.
В письме от 10.03.2017 N ТмХ/203/8/43 сетевая организация указала администрации на необходимость предоставления документов, регламентированных Правилами N 861, а именно: копий документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства; реквизитов и правоустанавливающих документов организации плательщика по договору на технологическое присоединение.
Ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
При оценке этого требования суды, руководствуясь положениями статей 8, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указали, что общество, осуществляющее деятельность по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям, является коммерческой организацией и не наделено какими-либо властными функциями по отношению к другим участникам гражданского оборота, в том числе по отношению к администрации. Письмо от 10.03.2017 N ТмХ/203/8/43 не является актом государственного органа или органа местного самоуправления и само по себе не нарушает прав администрации. Такой способ защиты как признание незаконными отказа сетевой организации в выдаче технических условий действующим законодательством не предусмотрен. Таким образом, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования в этой части в связи с избранием администрацей ненадлежащего способа защиты права.
Требование администрации о возложения на общество обязанности выдать технические условия присоединения к сетям проектируемого объекта капитального строительства также отклонено судами правомерно.
Гражданско-правовые отношения, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, регулируются главой 39 ГК РФ, нормами ГрК РФ и Правил N 861.
Согласно пункту 7 статьи 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. В пункте 10.1 статьи 48 ГрК РФ указано, что требования частей 7 - 10 данной статьи не применяются к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям. Порядок соответствующего технологического присоединения к электрическим сетям устанавливается законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Из пункта 7 Правил N 861 следует, что процедура технологического присоединения состоит из подачи заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата; составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони.
В силу пункта 15 Правил N 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Толкование указанных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что технические условия являются неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение, следовательно, предоставление технических условий отдельно от договора не допускается.
С учетом приведенных норм довод администрации о том, что она обратилась к сетевой организации с запросом о предоставлении технических условий, а не за техническим присоединением, порядок которого установлен Правилами N 861, основан на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняется.
Установив, что администрация не приложила к заявлению документы, предусмотренные подпунктом "г" пункта 10 Правил N 861, и не указала информацию, установленную подпунктом "а" пункта 9 названных Правил, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии обязанности у сетевой организации выдать истцу требуемые технические условия.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что подпункт 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ устанавливает для органов местного самоуправления особый порядок получения технических условий подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
На основании подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
Вопреки мнению заявителя, приведенная норма не устанавливает особый порядок получения органами государственной власти, местного управления технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к электрическим сетям, а указывает на необходимость наличия в извещении о проведении аукционе сведений о технических условиях присоединения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом под сетями инженерно-технического обеспечения в данном случае понимается совокупность имущественных объектов, используемых в процессе тепло/водоснабжения и водоотведения, тогда как в рассматриваемом случае спор возник относительно технических условий подключения объекта к электрическим сетям.
Принимая во внимание сформулированное администрацией при уточнении иска требование (обязать выдать технические условия), а также правовое регулирования вопроса выдачи технических условий на присоединение объектов, суды правомерно отказали в иске. Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норма материального права.
Основания для отмены или изменения судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 по делу N А32-22527/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.