г. Краснодар |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А15-5287/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н. с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан (судья Гридасова К.С.) при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Строй Каспий" (ИНН 0545024289, ОГРН 1110545000334) - Аслалиева Н.М. (доверенность от 28.09.2017) от заинтересованного лица - Дагестанской таможни (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727) - Рашидовой А.М. (доверенность от 17.08.2017), Эфендиевой Ж.С. (доверенность от 15.08.2016), рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.12.2017 (судья Батыраев Ш.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А15-5287/2017, установил следующее.
ООО "Строй Каспий" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - таможня) об обязании возвратить 472 125 рублей 21 копейку излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10801012/040215/0000250, 10801012/050215/0000308, 10801012/060215/0000320, 10801012/070215/0000366, 10801012/070215/0000368, 10801012/090215/0000387, 10801012/090215/0000388, 10801012/090215/0000411, 10801012/090215/0000420, 10801012/100215/0000466, 10801012/100215/0000469, 10801012/110215/0000500 (далее - спорные ДТ).
Решением суда от 18.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.03.2018, требования общества удовлетворены. Суд обязал таможню возвратить обществу 472 125 рублей 21 копейку излишне уплаченных по спорным ДТ таможенных платежей.
Судебные акты мотивированы тем, что трехлетний срок для обращения в суд обществом не пропущен.
Таможня обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 18.12.2017 и постановление апелляционной инстанции от 07.03.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, общество пропустило срок исковой давности для обращения в суд, поскольку знало о нарушении своего права (излишнем взыскании таможенных платежей) с момента вынесения таможней решения от 14.09.2015 о восстановлении предоставления тарифных преференций. Отсутствуют основания для применения к спорным правоотношениям норм Гражданского кодекса Российской Федерации о сроках исковой давности. Пропуск годичного срока не препятствует плательщику в защите своего права путем обращения в суд с прямым имущественным иском о возврате суммы платежей в пределах общего (трехлетнего) срока исковой давности, но только в случаях, не связанных с их излишним внесением в бюджет; в рассматриваемом деле речь идет именно о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, внесенных обществом в бюджет.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза по спорным ДТ товар (столовая зелень, свежие укроп, петрушка), страна происхождения - Иран.
Для предоставления тарифных преференций общество 28.08.2015 представило в таможню оригиналы сертификатов о происхождении товаров (формы "А") и просило осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
На основании представленных сертификатов о происхождении товаров таможня приняла решения от 14.09.2015 о предоставлении тарифных преференций и письмом от 14.09.2015 N 25-26/1306 направила их в адрес общества. При этом вопрос о возврате излишне уплаченных таможенных платежей таможней не рассмотрен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для повторного обращения общества в таможню с заявлением от 25.05.2017 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Письмом от 29.05.2017 N 21-31/09027 таможня оставила заявление общества без рассмотрения, сославшись на пропуск обществом годичного срока на обращение с заявлением о возврате таможенных платежей.
Не согласившись с решением таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Частью 9 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлено, что при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 Закона N 311-ФЗ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 148 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций.
В силу части 2 статьи 148 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 статьи 148 Закона N 311-ФЗ, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с данной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не применяются.
Пунктом 36 Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 02.08.2012 N 1565, установлено, что возврат таможенных пошлин, налогов в случае восстановления тарифных преференций производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем принятия таможенным органом решения, предусмотренного пунктом 20 данного нормативного акта, в порядке, предусмотренном главой 17 Закона N 311-ФЗ.
В статье 147 Закона N 311-ФЗ содержатся положения, согласно которым возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом в течение трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Наряду с указанной нормой статьей 148 данного Закона в иных случаях, в том числе в случае восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций, установлен годичный срок на возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов. Из анализа указанных норм права следует, что годичный срок на подачу заявления в таможенный орган о возврате таможенных платежей исчисляется с даты вынесения таможенным органом решений о восстановлении преференциального режима.
Таким образом, Законом N 311-ФЗ установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Вместе с тем, закрепление в статьях 147 и 148 данного Закона сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
В этом случае, в отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 21.06.2001 N 173-О, от 03.07.2008 N 630-О-П).
Сходным образом разрешаются в судебной арбитражной практике вопросы, связанные с исчислением сроков на возврат в судебном порядке излишне уплаченных и излишне взысканных налогов и сборов.
Кроме того, судами правомерно приняты во внимание разъяснения, данные в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" согласно которым пропуск установленного частью 2 статьи 148 Закона N 311-ФЗ сокращенного срока обращения в таможенный орган за возвратом таможенных платежей в случаях, не связанных с их излишним внесением в бюджет, не препятствует заинтересованному лицу в защите своего права путем обращения в суд с отдельным имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату соответствующих сумм из бюджета, если при этом не истек общий срок исковой давности, составляющий три года.
С учетом изложенного, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц в их взаимосвязи и совокупности, а также учитывая то, что суммы таможенных платежей уплачены обществом в январе - феврале 2015 года, право общества на возврат спорной суммы таможенных платежей возникло на основании решений таможни о восстановлении тарифных преференций от 14.09.2015, в арбитражный суд оно обратилось 20.09.2017, заявление подано в пределах общего трехгодичного срока исковой давности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды учли, что факт наличия переплаты 472 125 рублей 21 копейки таможенных платежей по спорным ДТ и отсутствие у общества задолженности по их уплате подтверждается материалами дела и участвующими в деле лицами не оспаривается.
Таким образом, у таможни отсутствовали достаточные правовые основания для отказа обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2014 N 301-КГ14-4064, от 22.06.2015 N 310-КГ14-8046, от 24.07.2015 N 307-КГ15-2797.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.12.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 по делу N А15-5287/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сходным образом разрешаются в судебной арбитражной практике вопросы, связанные с исчислением сроков на возврат в судебном порядке излишне уплаченных и излишне взысканных налогов и сборов.
Кроме того, судами правомерно приняты во внимание разъяснения, данные в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" согласно которым пропуск установленного частью 2 статьи 148 Закона N 311-ФЗ сокращенного срока обращения в таможенный орган за возвратом таможенных платежей в случаях, не связанных с их излишним внесением в бюджет, не препятствует заинтересованному лицу в защите своего права путем обращения в суд с отдельным имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату соответствующих сумм из бюджета, если при этом не истек общий срок исковой давности, составляющий три года."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 мая 2018 г. N Ф08-3252/18 по делу N А15-5287/2017
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3252/18
15.05.2018 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5287/17
07.03.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-487/18
18.12.2017 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5287/17