г. Краснодар |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А32-46575/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования Калининский район (ИНН 2333006299, ОГРН 1032318602469) - Левченко И.Г. (доверенность от 20.04.2018), третьего лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Калякина Р.В. (доверенность от 15.12.2017), в отсутствие истца - администрации Старовеличковского сельского поселения Калининского района (ИНН 2333011154, ОГРН 1052318606340), ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Калининский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2017 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 (судьи Ковалева Н.В., Ванин В.В., Маштакова Е.А.) по делу N А32-46575/2015, установил следующее.
Администрация Старовеличковского сельского поселения Калининского района (далее - администрации поселения) и администрация муниципального образования Калининский район (далее - администрация района) обратились в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) и Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать недействительным право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, находящиеся в кварталах ЗГ "Дендрарий" (площадью 5,8 га) и 4Г "Парк" - "Питомник" (площадью 20 га), расположенные по адресу: Краснодарский край, Калининский район, Елизаветинское участковое лесничество Краснодарского края, кадастровый (условный) номер 23-23-01/375/2009-149;
- возложить на управление обязанность погасить запись от 01.08.2011 N 23-23-01/342/2011-151 о регистрации права собственности Российской Федерации на указанные участки лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю и Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство).
Решением от 23.10.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 29.01.2018, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорные участки лесного фонда входят в состав Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества и в силу закона относятся к федеральной собственности. Кроме того, истец не доказал факт владения спорными земельными участками (в отношении участков заключены договоры аренды).
В кассационной жалобе администрация района просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования. Податель жалобы указывает, что спорные земельные участки не переведены в земли лесного фонда, следовательно, не стали собственностью Российской Федерации. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. С 2008 года орган местного самоуправления фактически приобрел право владения, пользования и распоряжения на спорные участки на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 04.09.2008 по делу N А32-4984/2008-28/160. Предмет рассматриваемого спора является идентичным с предметом спора по делу N А32-4984/2008-28/160.
Представитель администрации района в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, представитель министерства дал пояснения по обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, управление внесло в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 23-23-01/342/2011-151 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок Елизаветинского участкового лесничества (Динской район, Калининский район, Красноармейский район), кварталы 1-А-20А, 1Б-15Б, 1В-11В, 1Г-7Г, площадью 1743,00 га, условный номер 23-23-01/375/2009-149, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Краснодарское лесничество, Елизаветинское участковое лесничество (свидетельство о государственной регистрации права от 10.08.2011 серии 23-АК N 101482), в состав земель которого вошли, в том числе земельные участки на территории сельских поселений Калининского района: земельный участок в кадастровом квартале 23:10:0402006 "Роща", земельный участок в кадастровом квартале 23:10:0602198 "Дендрарий" и земельный участок в кадастровом квартале 23:10:0602196 "Парк" общей площадью 2 370 тыс. кв. м.
Регистрация осуществлена на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.10.2008 N 316 и плана лесного участка Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества от 17.10.2008 N 316.
Буквенный индекс "Г" соответствует Калининскому кварталу Елизаветинского участкового лесничества (приказ Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.10.2008 N 316 и приказ Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 07.04.2009 N 142).
Согласно архивной копии постановления главы Калининского района Краснодарского края от 20.06.2000 N 150 муниципальным образованием Калининский район по ходатайству Краснодарского опытного лесного хозяйства на основании акта от 27.10.1997 "О передаче Калининской рощи на баланс Калининского лесничества", в соответствии со статьей 94 Земельного кодекса РСФСР Краснодарскому опытному лесному хозяйству в постоянное (бессрочное) пользование для нужд лесного хозяйства предоставлен земельный участок площадью 19,6 га (сельхозугодий 1 га; т. 1, л. д. 15).
В соответствии с архивной копией постановления главы Калининского района Краснодарского края от 04.05.2000 N 97 "О передаче в Гослесфонд дендрария в ст. Старовеличковской" по результатам рассмотрения ходатайства Краснодарского опытного лесного хозяйства от 23.03.2000 N 83 о передаче в государственный лесной фонд Калининского лесничества, находящегося в ст. Старовеличковской уникального дендрария, для проведения лесоводственных уходов, дополнения коллекции древесных пород и кустарников и в соответствии со статьей 94 Земельного кодекса РСФСР Краснодарскому опытному лесному хозяйству безвозмездно передан дендрарий в государственный лесной фонд вместе с земельным участком площадью 5,8 га (под лесонасаждениями, секция 21, контур 100) для нужд лесного хозяйства (т. 1, л. д. 16).
Согласно архивной копии постановления главы Калининского района Краснодарского края от 14.04.2000 N 88 "О предоставлении земли Краснодарскому опытному лесному хозяйству" Краснодарскому опытному лесному хозяйству предоставлен земельный участок площадью 20 га (секция 30, контур 12, 15) в постоянное (бессрочное) пользование для нужд лесного хозяйства с правом создания базового лесопитомника за счет земель, находящихся в ведении Старовеличковской сельской администрации (т. 1, л. д. 17).
В письме от 18.07.2008, направленном в адрес администрации района, управление сообщило, что согласно балансу распределения земель Калининского района земельный участок "Роща" (площадью 19,6 га) на 01.01.2000 и 01.01.2005 имеет категорию "земли промышленности", земельный участок "Парк" (площадью 5,8 га) и земельный участок "Питомник" (площадью 20 га) имеют категорию "земли поселений" (т. 1, л. д. 19).
Постановлением главы муниципального образования Калининский район от 03.09.2008 N 384 отменены постановления от 20.06.2000 N 150, от 04.05.2000 N 97 и от 14.04.2000 N 88 в связи с нарушением статей 7, 9, 10 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), статьи 94 Земельного кодекса РСФСР и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (т. 1, л. д. 18).
Истцы, полагая, что право федеральной собственности на спорные земельные участки зарегистрировано в отсутствие законных оснований, обратились с исковым заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса).
В пунктах 52 и 53 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено следующее. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
По смыслу пункта 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22 иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Признание зарегистрированного права отсутствующим является самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на объект. Устранение спорной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, само по себе должно обеспечивать восстановление прав истца, заинтересованного в устранении сомнений о принадлежности права именно ему, что предполагает наличие в реестре записи о его правах (например, в случаях двойной регистрации на один и тот же объект), либо предоставление доказательств, исключающих возможность внесения записи о праве ответчика (например, произведенную в отношении движимого имущества). Под видом иска о признании права отсутствующим не подлежат рассмотрению гражданско-правовые споры, в рамках которых должны быть использованы специальные способы защиты права на недвижимое имущество.
Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен арбитражным судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП (пункт 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения").
Возражая против требований истцов, территориальное управление указало, что земельные участки входят в состав лесного фонда, следовательно, относятся к федеральному уровню собственности в силу закона.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков относится к полномочиям Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 9 Земельного кодекса).
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Наряду с разграничением государственной собственности на землю, другим самостоятельным основанием для возникновения права федеральной собственности на землю является признание земельных участков таковыми федеральными законами (абзац 2 пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (статья 8 Лесного кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные в рамках дела N А32-659/2011, суды указали, что земельный участок с кадастровым (условным) номером 23-23-01/375/2009-149, в состав которого вошли, в том числе земельные участки на территории сельских поселений Калининского района: земельный участок в кадастровом квартале 23:10:0402006 "Роща", земельный участок в кадастровом квартале 23:10:0602198 "Дендрарий" и земельный участок в кадастровом квартале 23:10:0602196 "Парк" общей площадью 2 370 тыс. кв. м относится к землям лесного фонда и находится в Елизаветинском участковом лесничестве Краснодарского лесничества (т. 2, л. д. 19 - 22). В настоящее время данный участок обременен арендными правоотношениями в пользу юридических и физических лиц (т. 1, л. д. 56 - 70). Спорные участи поступили в федеральную собственность в силу закона, поэтому оснований для удовлетворения иска суды не усмотрели.
Довод подателя жалобы о том, что предмет рассматриваемого спора является идентичным с предметом спора по делу N А32-4984/2008-28/160, рассмотрен судом апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку. Выводы о применении норм права, сделанные в рамках данного дела, не относятся к преюдициально установленным обстоятельствам. Кроме того следует также отметить следующее.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ). В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
Вместе с тем, с 01.07.2006 законодателем пересмотрены принципиальные подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земельные участки относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона. При этом органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню государственной собственности либо собственности муниципального образования.
17 апреля 2006 года принят Федеральный закон N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 53-ФЗ), который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5). Закон N 101-ФЗ признан утратившим силу.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Закона N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, пункт 10 статьи 3 изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 3.1. Таким образом, с 01.07.2006 года государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, а распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона (в редакции Закона N 53-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указаны критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности. Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного закона содержат критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований, согласно одному из которых к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (абзац 2 пункта 1 статьи 3.1 данного Закона).
В целях обеспечения реализации полномочий, возложенных на Федеральное агентство лесного хозяйства, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283, приказом Рослесхоза от 21.03.2005 N 36 был утвержден перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в подчинении агентств лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации.
Приложением N 35 к приказу Рослесхоза от 21.03.2005 N 36 в Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в подчинении Агентства лесного хозяйства по Краснодарскому краю, включено федеральное государственное учреждение "Краснодарский опытный лесхоз".
Как следует из материалов дела, постановлениями главы муниципального образования Калининского района спорные земельные участки переданы Краснодарскому опытному лесному хозяйству (т. 1, л. д. 15 - 17), являющимся федеральным учреждением, в постоянное (бессрочное) пользование для нужд лесного хозяйства, следовательно, с 01.07.2006 право государственной собственности на спорные участки является разграниченным, они находятся в собственности Российской Федерации (статья 17 Земельного кодекса, статья 3 Закона N 101-ФЗ, статья 3.1 Закона N 137-ФЗ). Последующая отмена администрацией района (постановление от 03.09.2008 N 384) постановлений от 20.06.2000 N 150, от 04.05.2000 N 97 и от 14.04.2000 N 88 не влияет на результат рассмотрения дела, поскольку данное постановление не соответствует закону, так как принято в отношении участка, который в силу закона отнесен к федеральной собственности.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не влияют на оценку законности и обоснованности принятых по делу судебных актов.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 23.08.2017 и апелляционного постановления от 29.01.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 по делу N А32-46575/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, постановлениями главы муниципального образования Калининского района спорные земельные участки переданы Краснодарскому опытному лесному хозяйству (т. 1, л. д. 15 - 17), являющимся федеральным учреждением, в постоянное (бессрочное) пользование для нужд лесного хозяйства, следовательно, с 01.07.2006 право государственной собственности на спорные участки является разграниченным, они находятся в собственности Российской Федерации (статья 17 Земельного кодекса, статья 3 Закона N 101-ФЗ, статья 3.1 Закона N 137-ФЗ). Последующая отмена администрацией района (постановление от 03.09.2008 N 384) постановлений от 20.06.2000 N 150, от 04.05.2000 N 97 и от 14.04.2000 N 88 не влияет на результат рассмотрения дела, поскольку данное постановление не соответствует закону, так как принято в отношении участка, который в силу закона отнесен к федеральной собственности.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не влияют на оценку законности и обоснованности принятых по делу судебных актов.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 23.08.2017 и апелляционного постановления от 29.01.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2018 г. N Ф08-3373/18 по делу N А32-46575/2015
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3373/18
29.01.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17374/17
23.08.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
13.06.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
07.04.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
30.03.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
01.12.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
01.11.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
01.06.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
24.03.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
25.12.2015 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15