г. Краснодар |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А53-31124/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании заявителя - муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" г. Новочеркасска (ИНН 6150031979, ОГРН 1026102230550) - Абдулазизова Ф.Ш. (доверенность от 01.02.2018 N 9), Горячева А.С. (доверенность от 01.02.2018 N 5), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) - Тупица Е.В. (доверенность от 20.07.2017 N 507-ОПР), рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2017 (судья Чернышева И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ильина М.В., Соловьева М.В.) по делу N А53-31124/2017, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" г. Новочеркасска (далее - предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 16.08.2017 N 2301.
Решением суда от 07.12.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.03.2018, заявленные предприятием требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела предписания.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.08.2017 инспекцией в отношении предприятия проведена внеплановая проверка по вопросу определения порядка расчета плана и методики начисления платы за коммунальную услугу по водоснабжению по месту оказания услуги: г. Новочеркасск, ул. Цветочная 23, в ходе которой инспекция признала неверным представленный заявителем расчет платы по пропускной способности трубы с применением справочного пособия, не имеющего обязательного характера.
По результатам проведения проверки инспекцией предприятию выдано предписание от 16.08.2017 N 2301, которым заявителю предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по водоснабжению и водоотведению, исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10 с учетом количества собственников такого помещения в соответствии с пунктом 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Предприятие, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 62 Правил при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено, исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период, начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.
Объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения.
Согласно части 6 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.
В силу части 10 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается, в том числе, при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу подпункта "а" пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется, в том числе, при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев.
Суды установили, что в обжалуемом предписании инспекции от 16.08.2017 N 2301 содержится требование о проведении перерасчета, исключительно исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.
Вместе с тем действующим законодательством предусмотрена также возможность исчисления размера платы за коммунальную услугу по водоснабжению и водоотведению, исходя из пропускной способности трубы. Однако в данном случае возможность исчисления размера коммунальной услуги иным способом предприятию не предоставлена.
Суды также установили, что расчет подлежащей взысканию с абонента суммы долга произведен предприятием по тарифам, утвержденных постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 19.12.2016 N 73/33 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска (ИНН 6150031979) на 2017 год", исходя из сечения внутреннего диаметра ввода трубы, с пропускной способностью при скорости 1,21 м/сек, определенной на основании Справочного пособия Шевелева Ф.А.
Вместе с тем суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у предприятия правовых основания для использования в ходе осуществления соответствующих расчетов указанного справочного пособия, поскольку оно не является нормативным актом и сторонами в договоре его применение не согласовано.
Вместе с тем суды указали, что в данном случае использование предприятием для определения объема поданной воды справочного пособия не свидетельствует о законности оспариваемого в рамках настоящего дела предписания, поскольку при его вынесении инспекция фактически лишила предприятие возможности осуществления спорных расчетов иным путем, предусмотренным законом в качестве альтернативного.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела предписания.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 по делу N А53-31124/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.