Постановление Правительства Ярославской области от 30 июня 2023 г. N 615-п
"О программе "Повышение рождаемости в Ярославской области" на 2023 - 2025 годы"
Во исполнение пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о мерах по повышению рождаемости в Российской Федерации 1 марта 2023 г. от 26.04.2023 N Пр-826 и Методических рекомендаций по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2023 года N 436 "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости",
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Повышение рождаемости в Ярославской области" на 2023 - 2025 годы (далее - Программа).
2. Органам исполнительной власти Ярославской области и структурным подразделениям Правительства области:
- обеспечить выполнение мероприятий Программы;
- осуществлять ежеквартальный мониторинг реализации Программы в разрезе муниципальных образований области;
- ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в управление по социальной и демографической политике Правительства области отчет о результатах реализации Программы.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы семейной и демографической политики.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
М.Я. Евраев |
Утверждена
постановлениемПравительства области
от 30.06.2023 N 615-п
Программа
"Повышение рождаемости в Ярославской области" на 2023 - 2025 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
"Повышение рождаемости в Ярославской области" на 2023 - 2025 годы |
Ответственный исполнитель Программы |
управление по социальной и демографической политике Правительства области (далее - УСДП) |
Куратор Программы |
заместитель Председателя Правительства области, курирующий вопросы семейной и демографической политики |
Исполнители (участники) Программы |
департамент государственной службы занятости населения Ярославской области (далее - ДГСЗН) |
департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - ДЗиФ) | |
департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - ДИЗО) | |
департамент образования Ярославской области (далее - ДО) | |
департамент общественных связей Ярославской области | |
департамент строительства Ярославской области (далее - ДС ЯО) | |
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - ДТиСПН) | |
департамент экономики и стратегического планирования Ярославской области | |
департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области (далее - ДФКСиМП) | |
департамент финансов Ярославской области | |
управление записи актов гражданского состояния Правительства области (далее - УЗАГС) | |
Срок реализации Программы |
2023 - годы |
Цель Программы |
повышение уровня рождаемости в Ярославской области |
Задачи Программы |
- сохранение репродуктивного здоровья подростков и женщин; - профилактика абортов; - поддержка молодых и студенческих семей; - поддержка многодетных семей; - поддержка работающих родителей; - повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры, укрепление института семьи |
I. Общие положения
1. Демографическая ситуация в Ярославской области в 2016 - 2022 годах характеризуется устойчивым сокращением численности населения (с 1 271,9 млн человек на 01.01.2016 до 1 227,4 млн человек на 01.01.2022).
Городское население за указанный период снизилось на 3,8 процента, сельское население - на 2 процента. Мужское население снижалось более высокими темпами - на 3,9 процента за 2022 год к уровню 2016 года по сравнению со снижением численности женщин на 3,1 процента.
Рисунок 1
Возрастно-половая структура населения Ярославской области на 01.01.2022
Очевидно, что наиболее многочисленными группами являются граждане в возрасте 32 - 50 лет, граждане в возрасте 20 - 28 лет - самыми малочисленными группами. И если детей в возрасте 5 - 10 лет значительно больше, чем детей в возрасте 12 - 17 лет, то в последние 2 - 3 года заметно резкое снижение числа рождений. Еще одной значимой по численности группой являются граждане, достигшие возраста 58 - 68 лет.
До возраста 29 лет численность мужчин превышает численность женщин по каждому году рождения. С возраста 30 лет численность женщин начинает превышать численность мужчин.
2. Динамика соотношения мужчин и женщин в фертильном возрасте 15 - 49 лет в Ярославской области несколько отличается от общероссийской динамики и динамики по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО). Если на протяжении 2016 - 2022 годов для Российской Федерации и ЦФО характерно соотношение числа мужчин и женщин, составляющее 0,99 и 0,98 соответственно, то в Ярославской области отмечается постепенное уменьшение численного превосходства женщин над мужчинами, в силу чего соотношение меняется с 0,97 до 0,98. Необходимо отметить, что возраст, до которого сохраняется численное преимущество мужчин, в Ярославской области составляет 28 лет, в Российской Федерации - 35 лет, в ЦФО - 32 года.
Регионы ЦФО имеют в среднем более высокое значение показателя соотношения мужчин и женщин. На 01.01.2022 в 8 регионах на одну женщину приходилось более 1 мужчины, но значительных диспропорций не отмечено. На 01.01.2023 во всех регионах ЦФО на одну женщину приходилось менее 1 мужчины. Значительно меньший показатель - 0,94 отмечается в г. Москве.
Соотношение мужчин и женщин
Субъект |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Российская Федерация |
0,96 |
0,96 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
0,96 |
ЦФО |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
0,96 |
Белгородская область |
0,94 |
0,95 |
0,95 |
0,96 |
0,96 |
0,97 |
0,97 |
0,98 |
Брянская область |
0,96 |
0,97 |
0,97 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
0,97 |
Владимирская область |
0,99 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,01 |
1,02 |
1,02 |
0,99 |
Воронежская область |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
0,98 |
0,98 |
0,97 |
0,98 |
0,97 |
Ивановская область |
0,98 |
0,98 |
0,99 |
1,00 |
1,01 |
1,01 |
1,02 |
0,98 |
Калужская область |
1,00 |
1,01 |
1,02 |
1,02 |
1,03 |
1,03 |
1,04 |
1,05 |
Костромская область |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
0,99 |
0,99 |
1,00 |
1,00 |
0,96 |
Курская область |
0,94 |
0,94 |
0,94 |
0,95 |
0,95 |
0,96 |
0,96 |
0,94 |
Липецкая область |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
0,95 |
Московская область |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
0,97 |
0,98 |
Орловская область |
0,93 |
0,94 |
0,94 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
Рязанская область |
0,99 |
0,99 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,01 |
1,01 |
0,97 |
Смоленская область |
1,01 |
1,02 |
1,04 |
1,06 |
1,06 |
1,05 |
1,04 |
0,98 |
Тамбовская область |
1,00 |
1,00 |
1,01 |
1,00 |
1,01 |
1,01 |
1,01 |
0,98 |
Тверская область |
0,99 |
1,00 |
1,00 |
1,01 |
1,01 |
1,02 |
1,02 |
1,00 |
Тульская область |
0,99 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,01 |
1,01 |
1,01 |
0,98 |
Ярославская область |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,95 |
Г. Москва |
0,93 |
0,94 |
0,94 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
0,92 |
0,94 |
3. В 2017 - 2022 годах наблюдается снижение числа родившихся с 15,3 тысячи человек до 9,4 тысячи. Число умерших снижалось до 2019 года, после чего резко выросло в 2020 - 2021 годах. В 2022 году произошло значительное снижение числа умерших, однако превысило уровень 2019 года (2017 год - 19 267 человек, 2019 год - 18 418 человек, 2020 год - 21 522 человека, 2022 год - 19 503 человека). На протяжении 2017 - 2022 годов на территории Ярославской области фиксировалась естественная убыль населения. В силу сокращения рождаемости и роста смертности естественная убыль нарастала, сократившись только в 2022 году. Миграционный прирост характеризовался разнонаправленным движением от года к году, в целом компенсируя естественную убыль лишь в незначительной степени, в 2021 году был зафиксирован миграционный отток.
4. На рисунках 2 и 3 представлены сравнительные графики динамики общего коэффициента естественного прироста и коэффициента миграционного прироста по Ярославской области и по Российской Федерации. Оба показателя по региону имеют худшие значения, чем по стране в целом. Показатели общего коэффициента естественного прироста показывают одинаковую траекторию движения на графике, однако значения показателей по Ярославской области выше общероссийских показателей.
Коэффициент миграционного прироста в Ярославской области и Российской Федерации показывает разнонаправленную динамику. Общероссийский индекс имеет общую тенденцию к росту, несмотря на некоторое снижение в 2017 - 2018 годах. В регионе миграционный прирост показывает снижение в 2016 - 2022 годах (ниже общероссийских значений), временами сменяется миграционным оттоком.
Рисунок 2
Общий коэффициент естественного прироста (убыли), промилле
Рисунок 3
Коэффициент миграционного прироста (убыли), чел.
5. Период 2016 - 2022 годов характеризуется постоянным ростом естественной убыли населения. Если в 2016 году убыль составила - 3,6 промилле, то в 2022 - 8,3 промилле. Данный процесс объясняется изменением структуры населения области. В детородный возраст вошло более малочисленное поколение по сравнению с предыдущим периодом, а в возраст "дожития", наоборот, вошло более многочисленное. Это привело к одновременному росту ежегодного числа умерших и снижению числа родившихся. Сходные процессы идут в большинстве регионов ЦФО. Необходимо отметить, что практически во всех субъектах Российской Федерации отмечено небольшое снижение естественной убыли в 2022 году по сравнению с 2020 годом.
Миграция в период 2016 - 2021 годов в целом характеризовалась превышением числа приехавших в регион над числом выбывших, в 2020, 2022 годах был отмечен миграционный отток.
Возрастная структура миграции, как прибывших, так и выбывших граждан, отличается стабильностью на протяжении 2016 - 2021 годов. Основу обоих потоков составляют граждане трудоспособного возраста (68 - 69 процентов) в зависимости от года, 18 - 19 процентов приходится на граждан младше трудоспособного возраста и еще от 11,6 процента до 13,4 процента - на граждан старше трудоспособного возраста. Структура выбывших из региона и прибывших в регион граждан каждый год одинакова. Наличие миграционного притока, его величина определяются в первую очередь поведением населения трудоспособного возраста.
Существует разница в миграционной мобильности женщин и мужчин. В числе как прибывших, так и выбывших граждан больше женщин трудоспособного и старше трудоспособного возраста, а мужчины превалируют в возрасте младше трудоспособного. Такое соотношение может объясняться не только разной степенью мобильности представителей полов, но и изменением соотношения их численности в структуре населения с возрастом. За период 2016 2021 годов миграционный приток в регион составил 959 женщин и 1 193 мужчины. При этом большинство приехавших в наш регион женщин (597 человек) старше трудоспособного возраста, в то время как больше половины приехавших мужчин находятся в трудоспособном возрасте.
Баланс прибывших в регион и выбывших с территории региона граждан в период 2017 - 2021 годов характеризуется небольшим миграционным притоком от 3,4 до 8,1 человека на 10 тысяч населения. В 2020 году приток временно сменился оттоком. Значения показателя по региону значительно меньше, чем по Российской Федерации и ЦФО - 6,4 человека на 10 тысяч населения против 29,4 и 48,7 соответственно.
6. Анализ динамики миграционного притока в Ярославскую область позволяет сделать вывод о том, что при росте показателей социально-экономического развития миграционный приток в область усилится. Необходимо приложить усилия к удержанию в регионе людей в возрасте 15 - 40 лет, а также привлечению их сверстников из других субъектов Российской Федерации.
Оценивая представленные данные, можно констатировать, что сложившиеся возрастно-половая структура населения, динамика смертности и рождаемости, миграционного притока оказывают влияние на демографическую ситуацию в регионе. Миграционный приток является более мобильным показателем, способным резко меняться каждый год. Его влияние на количество рождений носит оперативный характер в силу того, что женщины ежегодно выезжают из области и приезжают в область. Значительная их часть находится в репродуктивном возрасте 15 - 49 лет. В то же время величина притока столь невелика, что покрывает убыль населения в крайне малой степени. Сила влияния миграции на рождаемость незначительна.
7. Естественное движение населения и его структура - факторы намного более существенные и долговременные, их влияние на рождаемость носит инерционный характер. Очевидно, что невозможно изменить структуру населения в течение короткого времени, равно как и увеличить количество людей фертильного возраста, если младшие возраста малочисленнее старших, на смену которым они приходят. Именно такая картина складывается в Ярославской области. С 2016 по 2022 год доля женщин репродуктивного возраста снизилась с 42,3 процента до 41,3 процента, или с 296,9 тысячи человек до 281,7 тысячи человек (снижение на 15,2 тысячи человек). Однако если эту группу разбить на составляющие, то можно увидеть, что количество женщин в возрасте 15 лет - 21 года и возрасте 40 - 49 лет даже выросло на 2,7 и 4,4 тысячи человек соответственно. Численность женщин в возрасте 22 - 40 лет снизилась на 22,2 тысячи человек. Такие изменения негативно влияют на количество рождений в регионе.
Растет численность женщин не только в возрасте 15 лет - 21 года, но также и детей в возрасте 10 - 14 и 5 - 9 лет, причем каждая пятилетняя группа многочисленнее более старшей. В перспективе 10 - 15 лет можно ожидать рост числа рождений (при прочих равных факторах). С учетом увеличения возраста рожениц это больше относится к перспективе женщин 20 - 25 лет.
С учетом численности населения в возрасте 0 - 30 лет можно утверждать, что в перспективе 5 - 10 лет область ждет сокращение численности населения, так как малочисленные поколения не смогут обеспечить большое количество рождений, в то же время будут уходить многочисленные поколения, находящиеся сейчас в предпенсионном и пенсионном возрастах. При этом из возраста "наиболее рожающего" постепенно выйдет многочисленное поколение женщин 30 - 35 лет, а войдет в него самое малочисленное поколение женщин 22 - 28 лет. В перспективе 15 лет с учетом вхождения в детородный возраст поколения женщин 8 - 16 лет и с учетом того, что это поколение многочисленнее предыдущего, можно ожидать рост числа рождений.
8. Соотношение мужчин и женщин на протяжении 2016 - 2022 годов будет относительно стабильным. Возможен некоторый рост доли мужчин в силу большей склонности женщин молодого возраста к миграции за пределы региона.
Таким образом, в течение периода 2000 - 2022 годов происходило уменьшение численности женщин детородного возраста с одновременным уменьшением доли граждан младших возрастов и соответственно ростом доли граждан старшего возраста. С 2017 года в структуре численности женщин в возрасте 15 - 49 лет наблюдается снижение численности женщин в возрасте 20 - 30 лет, что является основным фактором снижения рождаемости в последние годы. Ситуация в 2022 - 2026 годах будет меняться в сторону увеличения численности женщин, относящихся к младшей возрастной группе (15 - 30 лет). С учетом тенденции к откладыванию женщинами рождения первого ребенка на более поздний срок необходимо разработать стимулирующие меры для данной возрастной группы.
9. Демографические процессы, происходящие на территории Ярославской области, не выделяются на фоне демографических процессов, происходящих на территории Российской Федерации. Основные характеристики современной демографической ситуации:
- общее снижение числа женщин детородного возраста;
- уменьшение доли женщин, относящихся к младшим возрастным группам;
- начавшийся рост численности женщин в возрасте 15 - 19 лет.
Указанные изменения в динамике численности женщин фертильного возраста уже оказывают и продолжат оказывать негативное влияние на количество рождений в ближайшей перспективе. В среднесрочной перспективе переход в группу женщин более старшего возраста женщин, относящихся к возрастной группе 15 - 19 лет, чье число растет, приведет к росту числа рождений или замедлит спад. Этому же будет способствовать и вхождение в детородный возраст женщин, относящихся к более многочисленной группе женщин младшего возраста. Однако это отдаленная перспектива 15 - 20 лет.
10. Наиболее точно тенденцию рождаемости отражает суммарный коэффициент рождаемости - среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю ее жизнь при сохранении существующих уровней рождаемости в каждом возрасте независимо от смертности и от изменений возрастного состава. Для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости должен составлять 2,14 - 2,15 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста.
Суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся детей в расчете на одну женщину)
Субъект |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Российская Федерация |
1,762 |
1,621 |
1,579 |
1,504 |
1,505 |
1,505 |
ЦФО |
1,595 |
1,472 |
1,441 |
1,396 |
1,407 |
1,422 |
Ярославская область |
1,710 |
1,529 |
1,465 |
1,373 |
1,364 |
1,356 |
Суммарный коэффициент рождаемости в области в 2022 году составил 1,356 и не достиг среднего показателя по ЦФО (1,422) и общефедерального показателя (1,505).
Падение рождаемости в регионе связано с уменьшением количества женщин репродуктивного возраста в связи с резким сокращением рождаемости в 90-е годы. К 2024 году значительно сократится количество женщин, относящихся к возрастной группе 25 - 29 лет (на 26 процентов) и к возрастной группе 30 - 34 лет (на 14 процентов). Именно в этих группах наблюдается наиболее высокая интенсивность рождений. Введенные дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение демографической ситуации (увеличение рождаемости), дают отсроченный эффект.
Наблюдается миграционный отток населения из Ярославской области (за 2022 год миграционная убыль составила 971 человек). Снижение миграционного притока произошло, с одной стороны, в силу исчерпания демографического потенциала миграции населения близлежащих территорий, с другой - временного снижения экономической привлекательности Ярославской области для трудовых мигрантов из ближнего зарубежья из-за сокращения числа малооплачиваемых рабочих мест.
В 2020 - 2021 годах данные тенденции усугубились ростом смертности населения в силу причин, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции и резким снижением мобильности населения.
С учетом сохранения негативного воздействия проблем, вызванных ухудшением внешних для региона экономических условий, снижением доходов населения, что предполагает снижение миграционного притока и рождаемости, возможно снижение численности населения области более высокими темпами в 2023 - 2025 годах.
11. На уровень рождаемости также влияют денежный доход семей, жилищные условия, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), уровень занятости населения, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности.
Число абортов на 1000 женщин в возрасте 15 49 лет в 2018 - 2021 годах
Субъект |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Ярославская область |
18,2 |
16,0 |
13,7 |
13,1 |
Российская Федерация |
18,9 |
17,9 |
16,0 |
15,1 |
Число легальных абортов на 100 родов по Ярославской области
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Данных нет |
18,8 |
15,8 |
12,6 |
5,7 |
4,8 |
Оценка данных показателей выявляет тенденцию к снижению количества легальных медицинских абортов.
На территории Ярославской области отмечается снижение числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста. Все женщины при обращении в медицинскую организацию в связи с нежелательной беременностью, направляются на доабортное консультирование, которое проводит специалист-психолог, при его отсутствии - врач - акушер-гинеколог. По результатам анкетирования, проведенного в медицинских организациях Ярославской области, составлен портрет женщины, обратившейся за консультацией медицинского психолога в рамках репродуктивного выбора: возраст от 29 до 38 лет, состоит в официальном браке, трудоустроена, проживает в городе, имеет высшее образование, имеет двоих и более детей, чаще с небольшим возрастным разрывом, срок беременности на момент консультации 7 - 8 недель. Основная декларируемая причина аборта - желание партнера прервать беременность, отсутствие материальной обеспеченности.
Количество циклов эстракорпорального# оплодотворения за период 2016 - 2021 годов
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Количество циклов эстракорпорального# оплодотворения, проведенных за счет средств обязательного медицинского страхования |
502 |
502 |
609 |
853 |
912 |
1216 |
Количество циклов эстракорпорального# оплодотворения на 1000 женщин фертильного возраста |
1,69 |
1,7 |
2,1 |
2,9 |
3,1 |
4,3 |
12. В рамках обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) помощь пациентам, проживающим в Ярославской области, с диагнозом "бесплодие" по программе эстракорпорального# оплодотворения оказывают в пяти медицинских организациях, имеющих лицензию на оказание специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (использование вспомогательных репродуктивных технологий). На территории Ярославской области располагаются три такие организации: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областной перинатальный центр" (далее - ГБУЗ ЯО ОПЦ), общество с ограниченной ответственностью "Мать и дитя Ярославль", общество с ограниченной ответственностью медицинский центр "Юнона", две организации располагаются в г. Москве: общество с ограниченной ответственностью "ЭКО центр" и общество с ограниченной ответственностью "МЕДЭКО". При желании пациент может быть направлен и в другие медицинские организации, расположенные на территории Российской Федерации, включенные в реестр медицинских организаций, работающих в системе ОМС.
Динамика суммарного коэффициента рождаемости в зависимости от очередности рождения детей за период с 2016 по 2021 год
Субъект |
Очередность рождения |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Ярославская область |
первый ребенок |
0,769 |
0,707 |
0,644 |
0,591 |
0,601 |
0,567 |
второй ребенок |
0,686 |
0,580 |
0,564 |
0,518 |
0,495 |
0,494 |
|
третий ребенок |
0,183 |
0,176 |
0,184 |
0,189 |
0,187 |
0,207 |
|
четвертый ребенок |
0,049 |
0,045 |
0,045 |
0,045 |
0,050 |
0,057 |
|
пятый ребенок и последующие дети |
0,023 |
0,021 |
0,028 |
0,030 |
0,031 |
0,031 |
|
Российская Федерация |
первый ребенок |
0,757 |
0,697 |
0,664 |
0,638 |
0,625 |
0,609 |
второй ребенок |
0,683 |
0,601 |
0,582 |
0,531 |
0,523 |
0,524 |
|
третий ребенок |
0,228 |
0,226 |
0,231 |
0,229 |
0,241 |
0,250 |
|
четвертый ребенок |
0,062 |
0,063 |
0,067 |
0,069 |
0,075 |
0,079 |
|
пятый ребенок и последующие дети |
0,032 |
0,034 |
0,035 |
0,037 |
0,041 |
0,043 |
Динамика суммарного коэффициента рождаемости в разрезе город/село в 2016 2021 годах
Субъект |
Тип поселения |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Ярославская область |
всего |
1,71 |
1,53 |
1,47 |
1,37 |
1,36 |
1,36 |
город |
1,70 |
1,52 |
1,45 |
1,36 |
1,35 |
1,34 |
|
село |
1,75 |
1,56 |
1,53 |
1,43 |
1,45 |
1,44 |
|
Российская Федерация |
всего |
1,76 |
1,62 |
1,58 |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
город |
1,67 |
1,53 |
1,49 |
1,43 |
1,43 |
1,44 |
|
село |
2,06 |
1,92 |
1,87 |
1,75 |
1,74 |
1,73 |
Происходит снижение суммарных коэффициентов рождения первого и второго ребенка, рост рождаемости третьего и последующих детей. Рождаемость в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, выше средней, в городе - ниже средней. При этом каждый из показателей по региону имеет меньшие значения, чем по стране в целом.
Динамика среднего возраста матери при рождении ребенка, в том числе в разрезе очередности рождения детей
(лет)
Субъект |
Очередность рождения детей |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Ярославская область |
все дети |
28,7 |
28,7 |
28,7 |
28,9 |
первый ребенок |
25,8 |
25,8 |
25,8 |
26,1 |
|
второй ребенок |
29,9 |
29,9 |
29,9 |
30,0 |
|
третий ребенок |
32,7 |
32,4 |
32,4 |
32,2 |
|
четвертый ребенок |
32,8 |
33,3 |
33,5 |
33,9 |
|
пятый ребенок и последующие дети |
34,5 |
34,6 |
34,1 |
34,5 |
|
Российская Федерация |
все дети |
28,2 |
28,2 |
28,3 |
28,4 |
первый ребенок |
25,4 |
25,4 |
25,4 |
25,5 |
|
второй ребенок |
29,2 |
29,2 |
29,1 |
29,1 |
|
третий ребенок |
31,6 |
31,5 |
31,5 |
31,6 |
|
четвертый ребенок |
32,4 |
32,5 |
32,6 |
32,6 |
|
пятый ребенок и последующие дети |
33,8 |
34,0 |
34,0 |
34,0 |
13. Один из основных интегральных показателей демографического потенциала Ярославской области - значительное снижение суммарного коэффициента рождаемости в период с 2016 по 2022 годы (с 1,710 рождения на женщину до 1,356 рождения). Такое положение дел вызвано несколькими факторами.
Во-первых, в возрастно-половой структуре населения Ярославской области наименьшая численность женщин наиболее детородного возраста 20 - 32 года. Если в 2016 году таковых было 114 454 человека, то в 2022 году только 82 318 человек. Наиболее многочисленное поколение находится в старшей группе фертильного возраста 34 - 40 лет.
Во-вторых, растет средний возраст матери. В целом по Ярославской области в 2022 году средний возраст матери составлял 28,9 года, средний возраст матери при рождении первого ребенка - 26,1 года. Средний возраст матери при рождения второго - пятого ребенка находится в диапазоне 30 лет - 34,5 года. В структуре населения в указанном возрасте находится самое немногочисленное поколение.
В-третьих, возрастно-половая структура миграции не способствует росту числа рождений, так как женщины в фертильном возрасте или покидают регион, или (в годы миграционного прироста) приезжают в область в крайне малом количестве по сравнению с другими демографическими группами.
В-четвертых, за период 2016 - 2022 годов существенно упала готовность женщин (семей в целом) иметь ребенка. Общий коэффициент фертильности упал с 0,0519 до 0,0036 (отношение числа рожденных детей к общему количеству женщин детородного возраста). Если за указанный период соотношение рождения детей в браке и вне брака практически не изменилось, то соотношение браков и разводов ухудшилось: в 2016 году на один развод приходилось 1,61 брака, в 2022 году - только 1,42 брака.
Все указанные факторы негативно влияют на демографический потенциал региона. Единственным положительным фактором долговременного характера является увеличение числа женщин в возрасте 15 - 20 лет. В перспективе 10 - 15 лет это приведет к увеличению количества рождений детей.
14. Резервами повышения рождаемости в регионе является стимулирование рождений:
- первых детей у женщин возрастной группы до 25 лет;
- третьих и последующих детей у женщин возрастной группы 34 - 40 лет.
Предполагаемыми мерами воздействия могут стать:
- дополнительная финансовая поддержка женщин в возрасте до 25 лет во время беременности и при рождении ребенка;
- поддержка многодетных и студенческих семей.
Программа "Повышение рождаемости в Ярославской области" на 2023 - 2025 годы включает в себя комплекс следующих мер:
- меры, направленные на сохранение репродуктивного здоровья женщин и профилактику абортов;
- меры, направленные на поддержку молодых и студенческих семей;
- меры, направленные на поддержку многодетных семей;
- меры, направленные на поддержку работающих родителей;
- меры, направленные на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры, укрепление института семьи;
- организационные мероприятия и иные меры, направленные на повышение рождаемости.
II. Целевые значения показателя рождаемости на 2023 2025 годы
Проведенный пофакторный анализ мероприятий, направленных на увеличение рождаемости, позволил определить целевые значения показателя рождаемости на 2023 - 2025 годы.
Наименование показателя |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Количество рождений в год, чел. |
8637 |
8380 |
8398 |
III. Мероприятия, направленные на повышение рождаемости в Ярославской области
N п/п |
Наименование мероприятия |
Источник финансирования |
Наименование показателя |
Значения показателей |
Ответственные исполнители мероприятия |
||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Меры, направленные на сохранение репродуктивного здоровья женщин и профилактику абортов | |||||||
1.1. |
Ежемесячный мониторинг количества абортов |
за счет средств ОМС |
охват мониторингом государственных, муниципальных, частных учреждений здравоохранения области, % |
100 |
100 |
100 |
ДЗиФ |
1.2. |
Анализ случаев искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям и по желанию женщины в 21 медицинской организации области |
за счет средств ОМС |
количество медицинских организаций области |
не менее 7 медицинских организаций |
не менее 7 медицинских организаций |
не менее 7 медицинских организаций |
ДЗиФ совместно с главным акушером-гинекологом области |
1.3. |
Обеспечение межведомственного взаимодействия женских консультаций, социальных служб и органов занятости населения области по работе с женщинами, желающими сохранить беременность, в 31 женской консультации |
за счет средств ОМС |
количество женских консультаций, в которых организовано межведомственное взаимодействие с социальными службами и органами занятости населения области по работе с женщинами, желающими сохранить беременность |
не менее 8 женских консультаций |
не менее 8 женских консультаций |
не менее 8 женских консультаций |
ДЗиФ, медицинские организации области, ДТиСПН, ДГСЗН |
1.4. |
Подготовка врачей - акушеров-гинекологов и психологов по доабортному консультированию, в том числе с внедрением речевых модулей, для создания у женщины желания сохранить беременность |
за счет средств ОМС |
доля врачей - акушеров-гинекологов и психологов женских консультаций, прошедших подготовку по доабортному консультированию, % |
70 |
80 |
90 |
ДЗиФ, ГБУЗ ЯО ОПЦ |
1.5. |
Работа горячей линии по доабортному консультированию на базе психолого-социальной службы ГБУЗ ЯО ОПЦ |
за счет средств ОМС |
число обращений на горячую линию, человек |
150 |
200 |
250 |
ДЗиФ, ГБУЗ ЯО ОПЦ |
1.6. |
Интернет-консультирование населения в возрасте 18 - 24 лет (мужчин и женщин) по вопросам планирования беременности, доабортного консультирования, здорового родительства на сайте ГБУЗ ЯО ОПЦ |
за счет средств ОМС |
доля посетителей в возрасте 18 - 24 лет от общего числа посетителей, % |
28 |
32 |
35 |
ДЗиФ, ГБУЗ ЯО ОПЦ |
1.7. |
Применение методов вспомогательных репродуктивных технологий для пациентов с бесплодием |
за счет средств ОМС |
число пациентов, человек |
1200 |
850 |
850 |
ДЗиФ |
1.8. |
Открытие ЦОРЗП |
за счет средств ОМС (в настоящее время ведется работа по согласованию создания ЦОРЗП на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная детская больница", определению потребности в штатных единицах и оснащении) |
количество ЦОРЗП |
- |
1 |
- |
ДЗиФ |
1.9. |
Охват профилактическими медицинскими осмотрами детей 15 - 17 лет |
за счет средств ОМС |
увеличен охват детей в возрасте 15 - 17 лет профилактическими медицинскими осмотрами с целью сохранения их репродуктивного здоровья (доля детей в возрасте 15 - 17 лет, охваченных профилактическими медицинскими осмотрами, в общем количестве детей, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам), % |
75 |
80 |
85 |
ДЗиФ, медицинские организации области |
1.10. |
Проведение профилактических медицинских осмотров взрослого населения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. N 404н "Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения" |
за счет средств ОМС |
охват взрослого населения, % |
охват не менее 60% от всего взрослого населения |
охват не менее 60% от всего взрослого населения |
охват не менее 60% от всего взрослого населения |
ДЗиФ, медицинские организации области |
1.11. |
Комплекс мероприятий, направленных на формирование навыков ответственного репродуктивного поведения, формирование психологической готовности к семейной жизни и родительству, повышение престижа родительства, в том числе проведение групповых занятий с молодежью по темам "Сохранение репродуктивного здоровья", "Подготовка девушек 15 - 18 лет к сознательному материнству", "Профилактика абортов" |
ОБ, МБ (ведомственная целевая программа "Реализация государственной молодежной политики в Ярославской области". Средства на проведение мероприятий заложены в государственное задание ГАУ ЯО "Дворец молодежи") |
количество мероприятий/охват, человек |
700/3000 |
900/4000 |
1000/5000 |
ДФКСиМП, ГАУ ЯО "Дворец молодежи" |
1.12. |
Цикл групповых занятий "Профилактика заболеваний, передающихся половым путем" |
ОБ, МБ (ведомственная целевая программа "Реализация государственной молодежной политики в Ярославской области". Средства на проведение мероприятий заложены в государственное задание ГАУ ЯО "Дворец молодежи") |
количество мероприятий/охват, человек |
50/500 |
60/600 |
70/700 |
ДФКСиМП, ГАУ ЯО "Дворец молодежи" |
1.13. |
Комплекс мероприятий в рамках областной профилактической акции "Тебе решать!", посвященной профилактике распространения ВИЧ-инфекции |
ОБ, МБ (ведомственная целевая программа "Реализация государственной молодежной политики в Ярославской области". Средства на проведение мероприятий заложены в государственное задание ГАУ ЯО "Дворец молодежи") |
количество мероприятий/охват, человек |
40/1500 |
42/1700 |
45/2000 |
ДФКСиМП, ГАУ ЯО "Дворец молодежи" |
2. Меры, направленные на поддержку молодых и студенческих семей | |||||||
2.1. |
Поддержка молодых семей в рамках деятельности клубов молодых семей (консультирование по вопросам семейной психологии, проведение мероприятий, направленных на совместный досуг членов молодых семей) |
ОБ, МБ (ведомственная целевая программа "Реализация государственной молодежной политики в Ярославской области". Средства на проведение мероприятий заложены в государственное задание ГАУ ЯО "Дворец молодежи") |
количество мероприятий/охват, семей |
3500/30000 |
3500/30000 |
3500/30000 |
ДФКСиМП, ГАУ ЯО "Дворец молодежи" |
2.2. |
Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья (предоставление субсидии на улучшение жилищных условий, которая рассчитывается индивидуально) |
ФБ, ОБ, МБ, собственные средства молодых семей (государственная программа Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы: 2023 г.: ФБ - 14,7 млн руб., ОБ - 31,5 млн руб., МБ - 31,5 млн руб., всего - 77,7 млн руб.; 2024 г.: ФБ - 15,06 млн руб., ОБ - 31,5 млн руб., МБ - 31,5 млн руб., всего - 78,06 млн руб.; 2025 г.: ФБ - 14,8 млн руб., ОБ - 31,5 млн руб., МБ - 31,5 млн руб., всего - 77,8 млн руб.) |
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия |
51 |
58 |
58 |
ДФКСиМП |
2.3. |
Предоставление единовременной выплаты беременной женщине в возрасте до 25 лет, срок беременности которой составляет не менее 180 дней, в случае ожидания рождения первого и (или) второго ребенка в размере 20 000 рублей |
средства ОБ не заложены (возможное финансирование в рамках Закона Ярославской области N 45-з: в 2024 г. - 38,261 млн руб., в 2025 г. - 38,647 млн руб.) |
количество беременных женщин в возрасте до 25 лет, получивших единовременную выплату, человек |
- |
1882 |
1901 |
ДТиСПН |
2.4. |
Предоставление единовременной выплаты при рождении первого и (или) второго ребенка в размере 20 000 рублей, а в случае рождения первого ребенка до достижения возраста 25 лет либо при рождении второго ребенка в течение пяти лет после рождения первого - дополнительная выплата 10 000 рублей |
средства ОБ не заложены (возможное финансирование в рамках Закона Ярославской области N 45-з: в 2024 г. - 145,562 млн руб., дополнительная выплата - 44,644 млн руб., всего - 190,207 млн руб., в 2025 г. - 147,738 млн руб., дополнительная выплата - 45,305 млн руб., всего - 193,043 млн руб.) |
количество семей, получивших единовременную выплату/ дополнительную выплату |
- |
7160 |
7267 |
ДТиСПН |
2.5. |
Предоставление ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 15% женщинам в возрасте до 25 лет, родившим первого ребенка |
средства ОБ не заложены (возможное финансирование в рамках Закона Ярославской области N 45-з: в 2024 г. - 5,953 млн руб., в 2025 г. - 6,039 млн руб.) |
количество семей, получивших ежемесячную денежную компенсацию |
- |
695 |
705 |
ДТиСПН |
3. Меры, направленные на поддержку многодетных семей | |||||||
3.1. |
Ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет |
ФБ, ОБ (государственная программа Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2021 - 2025 годы: 2023 г. - 831,913 млн руб., 2024 г. - 522,569 млн руб., 2025 г. - 186,544 млн руб.) |
количество семей, получивших ежемесячную денежную выплату в размере 13 386 руб. |
4816 |
2826 |
948 |
ДТиСПН |
3.2. |
Единовременная выплата семьям, имеющим детей (региональный семейный капитал) |
ОБ (государственная программа Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2021 - 2025 годы: в 2023 - 2025 гг. - ежегодно по 141,463 млн руб.) |
количество семей, получивших единовременную выплату (в размере 66 021 руб.) |
2240 |
2240 |
2240 |
ДТиСПН |
3.3. |
Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (рассчитывается индивидуально) |
ОБ (государственная программа Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2021 - 2025 годы: в 2023 - 2025 гг. - ежегодно по 146,770 млн руб.) |
количество семей, получивших ежемесячную денежную компенсацию (размер рассчитывается индивидуально в зависимости от оплаты квитанций за жилищно-коммунальные услуги) |
8543 |
8543 |
8543 |
ДТиСПН |
3.4. |
Предоставление семьям, имеющим 3 и более детей, земельного участка |
МБ (муниципальные программы, в соответствии с которыми предусмотрено проведение кадастровых работ, в том числе работ по формированию земельных участков, для предоставления бесплатно в собственность семьям, имеющим 3 и более детей, земельных участков), внебюджетные источники (формирование земельных участков за счет средств граждан, имеющих 3 и более детей, при предоставлении земельных участков в аренду без торгов) |
число семей, получивших земельный участок |
400 |
400 |
400 |
ОМС МОО, ДИЗО |
3.5. |
Улучшение жилищных условий семей, воспитывающих 8 и более детей (предоставление областной жилищной субсидии на приобретение жилого помещения, которая рассчитывается индивидуально) |
ОБ (государственная программа Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы: 2023 г. - 125,0 млн руб., 2024 г. - 19,32 млн руб.) |
число семей, воспитывающих 8 и более детей, улучшивших жилищные условия |
19 |
5 (в случае рождения восьмого ребенка в семьях, воспитывающих 7 детей) |
5 (в случае рождения восьмого ребенка в семьях, воспитывающих 7 детей) |
УСДП, департамент строительства Ярославской области |
3.6. |
Предоставление единовременной денежной выплаты в размере 156 тыс. руб. гражданам, имеющим 3 и более детей, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, с их согласия взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно |
ОБ (государственная программа Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2021 - 2025 годы: 2023 - 2025 гг. - 9,49 млн руб. ежегодно) |
число граждан, имеющих 3 и более детей, получивших единовременную денежную выплату в размере не более 156 тыс. руб. взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно |
63 |
63 |
63 |
ДТиСПН, ДИЗО |
4. Меры, направленные на поддержку работающих родителей | |||||||
4.1. |
Содействие совмещению родителями приносящей доход деятельности с выполнением семейных обязанностей (подбор вакантных рабочих мест для трудоустройства с особым режимом работы) |
безденежное мероприятие в рамках государственной программы Ярославской области "Содействие занятости населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы (обеспечение деятельности ГКУ ЯО ЦЗН) |
количество вакантных рабочих мест для трудоустройства с особым режимом работы, единиц |
6000 |
6500 |
7000 |
ДГСЗН |
4.2. |
Содействие началу осуществления предпринимательской деятельности (самозанятости) женщин |
ОБ (государственная программа Ярославской области "Содействие занятости населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы: 916,5 тыс. руб. ежегодно) |
численность безработных женщин, получивших государственную услугу по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности (самозанятости), человек |
300 |
300 |
300 |
ДГСЗН |
4.3. |
Содействие профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет |
ОБ (в рамках мероприятия "Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" государственной программы Ярославской области "Содействие занятости населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы: 2023 г. - 713,5 тыс. руб., 2024 г. - 713,4 тыс. руб., 2025 г. - 713,5 тыс. руб.) |
численность женщин данной категории, прошедших профессиональное обучение, человек |
70 |
70 |
70 |
ДГСЗН |
4.4. |
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста в возрасте от 0 до 7 лет включительно |
безденежное мероприятие в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" |
численность участников мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста в возрасте от 0 до 7 лет включительно, человек |
350 |
350 |
350 |
ДГСЗН |
4.5. |
Создание условий для присмотра и ухода за детьми в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (создание групп для детей от 2 месяцев до 3 лет) |
за счет средств муниципальных программ |
доля ДОУ, в которых созданы группы для детей от 2 месяцев до 3 лет, % |
72,98 |
77,86 |
88,18 |
ДО |
4.6. |
Создание условий для удовлетворения потребности родителей в 12-часовом пребывании детей в ДОУ (создание ДОУ, режим работы которых предусматривает возможность 12-ти часового пребывания детей) |
за счет средств муниципальных программ |
доля ДОУ, режим работы которых предусматривает возможность 12-часового пребывания детей, % |
2,25 |
2,25 |
2,25 |
ДО |
4.7. |
Создание условий для удовлетворения потребности родителей в группах продленного дня для детей, обучающихся по программе начального общего образования |
за счет средств муниципальных программ |
доля образовательных организаций, в которых созданы условия для увеличения количества групп продленного дня (в соответствии с потребностями родителей), % |
50 |
55 |
60 |
ДО |
5. Меры, направленные на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры, укрепление института семьи | |||||||
5.1. |
Проведение информационной кампании, направленной на популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей, на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства |
ОБ (подпрограмма "Семья и дети Ярославии" на 2021 - 2025 годы государственной программы Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2021 - 2025 годы) |
размещение в СМИ, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" материалов, направленных на популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей, на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, единиц |
не менее 100 информационных материалов |
не менее 100 информационных материалов |
не менее 100 информационных материалов |
УСДП |
5.2. |
Формирование позитивного отношения к семейным ценностям в образовательных организациях области |
|
доля образовательных организаций, включивших в программы воспитания каждого уровня образования не менее двух мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей, % |
50 |
60 |
70 |
ДО |
6. Иные меры, направленные на повышение рождаемости | |||||||
6.1. |
Реализация социального проекта "Привет, малыш!" |
ОБ (в рамках подпрограммы"Семья и дети Ярославии" на 2021 - 2025 годы государственной программы Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2021 - 2025 годы: в 2023 - 2025 гг. ежегодно по 51,620 млн руб.) |
предоставление подарочных комплектов семьям с новорожденными детьми, штук |
не менее 8700 |
не менее 8400 |
не менее 8400 |
УЗАГС, ОМС МОО |
6.2. |
Оказание медиативной помощи супругам, обратившимся в орган ЗАГС по вопросу расторжения брака |
за счет средств муниципальных программ |
консультации психолога-медиатора, количество |
- |
не менее 250 |
не менее 350 |
УЗАГС, ОМС МОО |
6.3. |
Государственная регистрация рождения ребенка в рамках суперсервиса "Рождение ребенка" без посещения родителями органа ЗАГС (услуга оказывается с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)") |
- |
% от общего количества рождений, зарегистрированных на территории региона, за отчетный период |
20% |
30% |
30% |
УЗАГС, ДЗиФ, ОМСУ МОО |
6.4. |
Проведение конкурса проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере профилактики социального сиротства, защиты семьи, материнства, отцовства и детства |
ФБ, ОБ (в рамках подпрограммы 2023 г.: ОБ 2024 г.: ОБ - 500 тыс. руб., ФБ - 500 тыс. руб. (план); 2025 г.: ОБ - 500 тыс. руб., ФБ - 500 тыс. руб. (план) |
количество выданных субсидий |
2 |
2 |
2 |
департамент общественных связей Ярославской области |
6.5. |
Проведение ежеквартального мониторинга показателей демографического профиля и реализации мероприятий, направленных на повышение рождаемости в Ярославской области |
безденежное мероприятие |
количество мониторингов |
4 |
4 |
4 |
департамент экономики и стратегического планирования Ярославской области, УСДП |
Список используемых сокращений
ГАУ ЯО "Дворец молодежи" - государственное автономное учреждение Ярославской области "Дворец молодёжи"
ГБУЗ ЯО Областная детская больница
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области
Областная детская больница
ЗАГС записи актов гражданского состояния
Закон Ярославской области 45-з
Закон Ярославской области от 28 ноября 2011 г.
45-з
О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей
Закон Ярославской области 65-з
Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г.
65-з
Социальный кодекс Ярославской области
МБ местный бюджет
ОБ областной бюджет
ОМС МОО - органы местного самоуправления муниципальных образований области
ФБ федеральный бюджет
ЦОРЗП Центр охраны репродуктивного здоровья подростков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях повышения уровня рождаемости в Ярославской области разработана Программа "Повышение рождаемости в Ярославской области" на 2023 - 2025 годы.
В качестве задач выступают: сохранение репродуктивного здоровья подростков и женщин; профилактика абортов; поддержка молодых и студенческих семей; поддержка многодетных семей; поддержка работающих родителей; а также повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры, укрепление института семьи.
Постановление вступает в силу с момента подписания.
Постановление Правительства Ярославской области от 30 июня 2023 г. N 615-п "О программе "Повышение рождаемости в Ярославской области" на 2023 - 2027 годы"
Вступает в силу с 30 июня 2023 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 июля 2023 г. N 7600202307070021, в газете "Документ-Регион" от 14 июля 2023 г. N 53
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 25 февраля 2025 г. N 175-п
Изменения вступают в силу с 27 февраля 2025 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 16 декабря 2024 г. N 1336-п
Изменения вступают в силу с 19 декабря 2024 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 19 декабря 2023 г. N 1345-п
Изменения вступают в силу с 19 декабря 2023 г.