г. Краснодар |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А63-3468/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании истца - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), ответчика - администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.11.2017 (судья Говорун А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 (судьи Джамбулатов С.И., Жуков Е.В., Сомов Е.Г.) по делу N А63-3468/2017, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к администрации города Ставрополя (далее - администрация) с иском о признании за Российской Федерацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:524, общей площадью 777 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7.
Требования мотивированы следующим. В 1992 году государственное предприятие "Красный металлист" приватизировано на основании учредительных документов в соответствии с постановлением от 19.07.1990 N 590 в акционерное общество "Красный металлист", которое приобрело (выкупило) долю в уставном капитале, принадлежащую государству. За АО "Красный металлист" закреплялись на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки с кадастровыми номерами 26:12:022405:18 и 26:12:022404:51, из последнего в дальнейшем был образован участок с кадастровым номером 26:12:022404:524. По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимость (далее - ЕГРН) государственная регистрация права в отношении указанного земельного участка не проводилась. Объекты недвижимости до их приватизации в составе имущественного комплекса государственного предприятия "Красный металлист" принадлежали на праве собственности Российской Федерации. Земельные участки, занятые ранее приватизированным из федеральной собственности имуществом, являются собственностью Российской Федерации в силу статьи 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.11.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018, в удовлетворении иска отказано.
Судебные инстанции установили, что АО "Красный металлист" выкупило в соответствии с постановлением от 19.07.1990 N 590 долю, принадлежащую государству в уставном капитале (свидетельство от 23.07.1992 N 206 о собственности на приватизированное государственное предприятие). В перечне объектов, вошедших в уставной капитал АО "Красный металлист" от 14.12.1996 N 05-110, указаны объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 2. На основании постановления главы города Ставрополя от 02.09.1998 N 3098 ЗАО "Красный металлист" для вспомогательной территории станкостроительного завода предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 31 513 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. К. Маркса, 7, в квартале 49. Землепользователю выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 19.03.1999 N 17. Из кадастрового паспорта от 26.10.2016 N 26/501/16-684318 следует, что 24.12.2013 сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:12:022404:524 площадью 777 кв. м, расположенном по адресу: г. Ставрополь, пр. К. Маркса, 7, образованном из участка с кадастровым номером 26:12:022404:51, были учтены в государственном кадастре недвижимости со статусом "временный". Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН, на спорном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 26:12:022404:170 и 26:12:022404:177. Объект с кадастровым номером 26:12:022404:177 находится в частной собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.10.2017 N 26-0-1-54/4008/2017-10246. Право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:022404:170 не зарегистрировано (выписка из ЕГРН от 06.10.2017 N 26-0-1-54/4008/2017-10245). Сведения о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:524 и участок с кадастровым номером 26:12:022404:51 в ЕГРН отсутствуют. Истец обращался в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра) с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:524. Управление Росреестра отказало территориальному управлению в государственной регистрации права собственности на земельный участок (сообщение от 13.01.2017 N 26/999/001/2016-11542) по следующим основаниям. Согласно сведениям ЕГРН данные о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022404:524, отсутствуют. На государственную регистрацию не представлен также правоустанавливающий документ, свидетельствующий о возникновении права федеральной собственности на данный участок, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404. В претензии от 18.01.2017 исх. N 212/07, направленной территориальным управлением в адрес администрации, истец просил орган местного самоуправления признать обстоятельства нахождения земельного участка в федеральной собственности в силу расположения на нем имущества, приватизированного из федеральной собственности. Администрация в письме от 17.02.2017 исх. N 01/3-09-363 указала на отсутствие установленных законом оснований для признания за Российской Федерацией права собственности на земельный участок. Распоряжение спорным участком в силу пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ осуществляется органом местного самоуправления городского округа. Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с иском о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:524. При разрешении спора суды руководствовались положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 2 - 5 Закона N 101-ФЗ, статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, а также разъяснениями, содержащимися в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22). Спорный земельный участок закреплялся на праве постоянного (бессрочного) пользования за негосударственной организацией - акционерным обществом "Красный металлист". Территориальным управлением не представлены доказательства включения земельного участка (или участка, из которого образован спорный участок), в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации (до 01.07.2006) возникло право собственности. Отсутствуют и доказательства, подтверждающие основания возникновения права федеральной собственности на данный земельный участок в силу норм статьи 3.1 Закона N 101-ФЗ. Приобретение прав на земельные участки в процессе разграничения государственной собственности на землю на основании статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ не включено законодателем в перечень прав, подлежащих признанию в судебном порядке. В ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации права какого-либо лица на спорный участок. Поэтому право собственности в порядке разграничения государственной собственности на землю подлежало регистрации в заявительном порядке, установленном до 01.01.2017 Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (после указанной даты - в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Истцу отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:524 в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации, данный отказ в судебном порядке территориальным управлением не оспорен. Поэтому суды признали, что иск по существу направлен на преодоление заявительного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество при разграничении государственной собственности на землю (статья 55 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что права на земельный участок не зарегистрированы, суды пришли к выводам об отсутствии между сторонами спора о праве в отношении данного участка, а также об избрании территориальным управлением ненадлежащего способа защиты права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук, а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук (пункт 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ). Материалы дела не подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:524 предоставлялся унитарным предприятиям (некоммерческим организациям), созданным федеральными органами государственной власти. Доказательства нахождения в период с 01.07.2006 по настоящее время на спорном участке (участке, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование АО "Красный металлист") объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, территориальным управлением также не представлены. Приватизация объектов недвижимости произведена в 1992 году, создано акционерное общество. Истцом документально не подтверждены и иные предусмотренные статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ основания для отнесения спорного участка к федеральной собственности. Сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:524 отсутствуют, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Судами сделан необоснованный вывод об отсутствии между сторонами спора о праве на земельный участок. Объекты недвижимости до их приватизации в составе имущественного комплекса государственного предприятия "Красный металлист" принадлежали на праве собственности Российской Федерации, а земельные участки, которые заняты этим имуществом и необходимы для его использования, являются федеральной собственностью. Учитывая, что право собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 2 в квартале 50 и г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7, квартал 49 возникло в 2001 году в силу закона, но не было зарегистрировано в установленном порядке, признание права федеральной собственности на указанные участки возможно только в судебном порядке. Основанием внесения земельных участков в перечень участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является: предоставление земельных участков органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации (статья 3 Закона N 101-ФЗ). Поскольку спорный участок был предоставлен АО "Красный Металлист" под объектами приватизированного недвижимого имущества, которое до приватизации находилось в собственности Российской Федерации, государственная собственность на землю подлежала разграничению исключительно в пользу Российской Федерации. Сам по себе факт невключения данного участка в перечень для оформления права собственности в соответствии с порядком, установленным Законом N 101-ФЗ, не порождает возникновение у субъекта Российской Федерации (муниципального образования) права собственности и не может являться основанием для отказа в разграничении государственной собственности, целью которой является установление собственника публичной земли. Из пункта 10 статьи 3 и статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ следует, что с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной и распоряжение указанными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно. По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.
От администрации отзыв на жалобу не поступил.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с постановлением от 19.07.1990 N 590 и на основании учредительных документов АО "Красный металлист" приобрело (выкупило) долю, принадлежащую государству в уставном капитале, в подтверждение чего акционерному обществу выдано свидетельство от 23.07.1992 N 206 о собственности на приватизированное государственное предприятие.
В перечне объектов, вошедших в уставной капитал АО "Красный металлист" от14.12.1996 N 05-110, указаны объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 2.
На основании постановления главы города Ставрополя от 02.09.1998 N 3098 для вспомогательной территории станкостроительного завода ЗАО "Красный металлист" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 31 513 кв. м по адресу: г. Ставрополь, пр. К. Маркса, 7, в квартале 49. Землепользователю выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 19.03.1999 N 17.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта от 26.10.2016 N 26/501/16-684318 следует, что 24.12.2013 сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:12:022404:524 площадью 777 кв. м, расположенном по адресу: г. Ставрополь, пр. К. Маркса, 7, образованном из участка с кадастровым номером 26:12:022404:51, были учтены в государственном кадастре недвижимости со статусом "временный".
По сведениям ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:022404:524 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 26:12:022404:170 и 26:12:022404:177. Объект с кадастровым номером 26:12:022404:177 находится в частной собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 06.10.2017 N 26-0-1-54/4008/2017-10246. Право собственности на объект с кадастровым номером 26:12:022404:170 не зарегистрировано (выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 06.10.2017 N 26-0-1-54/4008/2017-10245).
Сведения о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:524 (либо исходный участок с кадастровым номером 26:12:022404:51) в ЕГРН отсутствуют.
Территориальное управление обращалось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:524. Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на указанный участок (сообщение от 13.01.2017 N 26/999/001/2016-11542). Отказ мотивирован следующим. На государственную регистрацию не представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение права собственности Российской Федерации на земельный участок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404. Согласно данным, содержащимся в ЕГРН, сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, расположенные на участке с кадастровым номером 26:12:022404:524, отсутствуют.
Территориальное управление направило администрации претензию от 18.01.2017 N 212/07, в которой просило орган местного самоуправления признать обстоятельства нахождения земельного участка в федеральной собственности в силу расположения на нем имущества, приватизированного из федеральной собственности.
Администрация в письме от 17.02.2017 N 01/3-09-363 указала на отсутствие оснований для признания возникшим в силу закона права собственности Российской Федерации на земельный участок. Распоряжение неразграниченными земельными участками в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:524 относится к собственности Российской Федерации в силу закона, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с иском о признании права федеральной собственности на него.
На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Признание права является одним из способов защиты гражданских прав (вещно-правовой защиты), что прямо предусмотрено абзацем вторым статьи 12 Гражданского кодекса.
Признание права как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права.
В постановлении от 29.04.2010 N 10/22 определен подход к разрешению споров о признании права. Согласно пунктам 58 и 59 названного постановления лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались, либо возникли независимо от их регистрации.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу норм статьи 2 Закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Согласно абзацу третьему статьи 3 Закона N 101-ФЗ основанием внесения земельных участков в перечень участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является, в том числе: расположение на таких земельных участках недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности; предоставление их органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; расположение на этих находящихся в государственной собственности земельных участках приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Исследовав представленные сторонами в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции признали недоказанными истцом обстоятельства отнесения земельного участка с кадастровым номером 26:12:022404:524 (либо участка, из которого он образован), к землям, на которые возникло право собственности Российской Федерации в соответствии с Законом N 101-ФЗ. Не доказан территориальным управлением и факт возникновения права федеральной собственности на спорный участок и по основаниям, предусмотренным статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ (действующей с 01.07.2006). Объекты недвижимости приватизированы в 1992 году (при создании акционерного общества). Доказательства нахождения на спорном участке (на земельном участке, предоставленном ЗАО "Красный металлист" в постоянное (бессрочное) пользование), недвижимого имущества, относящегося в собственности Российской Федерации, в материалы дела не представлены. Сведения о зарегистрированных правах на участок с кадастровым номером 26:12:022404:524 также отсутствуют. Суды также отметили, что приобретение прав на земельные участки в процессе разграничения государственной собственности на землю на основании статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ не включено законодателем в перечень прав, подлежащих признанию в судебном порядке. В ЕГРН отсутствует зарегистрированное право иных лиц на спорный земельный участок. Следовательно, право собственности в порядке разграничения государственной собственности на землю подлежало регистрации в заявительном порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (после 01.01.2017 - в порядке, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Однако территориальному управлению управлением Росреестра отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации, и данный отказ в судебном порядке истцом не оспорен. Рассматриваемые требования по существу направлены на преодоление истцом порядка регистрации прав на недвижимое имущество при разграничении государственной собственности на землю. С учетом установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводам о недоказанности оснований для отнесения спорного участка к разграниченной федеральной собственности, об отсутствии между сторонами спора о праве, а также об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, поэтому отказали территориальному управлению в удовлетворении требований.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы, приведенные территориальным управлением в кассационной жалобе, проверялись судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора, они получили надлежащую правовую оценку. Судебные инстанции признали недоказанными истцом обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для отнесения участка с кадастровым номером 26:12:022404:524 к землям, право федеральной собственности на которые разграничено в силу Законов N 101-ФЗ и (или) N 137-ФЗ. Суды при разрешении спора с достаточной полнотой исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, к которым правильно применили нормы права. Не может окружной суд не учитывать и результаты разрешения споров по ранее рассмотренным делам N А63-3470/2017 и N А63-3467/2017 (по искам территориального управления к администрации о признании права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 26:12:022404:525 и 26:12:022404:527, также образованные из исходного участка с кадастровым номером 26:12:022404:51).
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 285, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.11.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 по делу N А63-3468/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы, приведенные территориальным управлением в кассационной жалобе, проверялись судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора, они получили надлежащую правовую оценку. Судебные инстанции признали недоказанными истцом обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для отнесения участка с кадастровым номером 26:12:022404:524 к землям, право федеральной собственности на которые разграничено в силу Законов N 101-ФЗ и (или) N 137-ФЗ. Суды при разрешении спора с достаточной полнотой исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, к которым правильно применили нормы права. Не может окружной суд не учитывать и результаты разрешения споров по ранее рассмотренным делам N А63-3470/2017 и N А63-3467/2017 (по искам территориального управления к администрации о признании права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 26:12:022404:525 и 26:12:022404:527, также образованные из исходного участка с кадастровым номером 26:12:022404:51)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2018 г. N Ф08-3699/18 по делу N А63-3468/2017