г. Краснодар |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А32-27656/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 103209080264) - Науменко Е.Г. (доверенность от 02.08.2017), Петецкой И.В. (доверенность от 13.02.2018), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Арман" (ИНН 2325019826, ОГРН 1072325000747), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 16314 8, 16316 2, извещения о вручении телеграмм, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационные жалобы Новороссийской таможни и общества с ограниченной ответственностью "Арман" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2017 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Сулименко О.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-27656/2015, установил следующее.
ООО "Арман" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о взыскании 1 371 050 рублей 16 копеек процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей по декларациям на товары N 10317090/081010/0007879, 10317100/310710/0007971, 10317090/131010/0008067, 10317090/071010/0007858, 10317090/131010/0008069, 10317090/091010/0007948, 10317090/020311/0002004, 10317090/201210/0010381, 10317090/071110/0008759, 10317090/101110/0008970, 10317090/241210/0010600, 10317090/011110/0008685, 10317090/031210/0009817, 10317090/171210/0010310, 10317090/061010/0007806, 10317090/091010/0007955, 10317090/191010/0008260, 10317090/160311/0002513, 10317090/170111/0000418, 10317090/130111/0000269, 10317090/251110/0009553, 10317090/171110/0009267, 10317110/131010/0008301, 10317090/030211/0001054, 10317090/141010/0008113, 10317090/281210/0010764, 10317090/201010/0008313, 10317090/071010/0007826, 10317110/041010/0008031, 10317090/291010/0008619, 10317090/031210/0009799, 10317110/151210/0010672, 10317090/071110/0008761, 10317110/281010/0008871, 10317090/131010/0008072, 10317090/031210/0009785, 10317090/261110/0009583, 10317110/151010/0008388, 10317090/110211/0001365, 10317100/250410/0004341, 10317100/060110/0000066, 10317090/181110/0009323, 10317090/051210/0009841, 10317100/030410/0003566, 10317090/111110/0009031, 10317090/291010/0008618 (далее - спорные ДТ) (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция).
Решением суда от 28.12.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.03.2016, заявленные требования удовлетворены.
Таможня на основании пункта 1 части 2 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) обратилась в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения суда от 28.12.2015 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением суда от 24.01.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.04.2017, решение суда от 28.12.2015 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с наличием доказательств факта возмещения обществом в 2010 - 2012 годах из федерального бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченного в составе таможенных платежей, что влияет на вывод о наличии у общества финансовых потерь от взыскания таможенных платежей.
Решением суда от 17.08.2017 в удовлетворении заявленных требований о взыскании с таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей отказано. Обществу возвращено из федерального бюджета 30 114 рублей 49 копеек излишне уплаченной государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован пропуском обществом срока давности обращения с заявлением.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.02.2018 решение суда от 17.08.2017 изменено, с таможни в пользу общества взыскано 181 725 рублей 60 копеек процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей.
В удовлетворении остальной части требований отказано. С таможни в пользу общества взыскано 3539 рублей 14 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и 397 рублей 50 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Судебный акт мотивирован тем, что требование общества с учетом уточнения о взыскании с таможни процентов, начисленных за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей, за период с 14.01.2013 по 27.11.2015 (дата возврата денежных средств таможенным органом) (1048 дней) заявлено в пределах установленного статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) срока исковой давности. Проценты на сумму НДС не подлежат взысканию, поскольку общество располагало этими средствами и не лишалось возможности их использовать в спорный период с 14.01.2013 по 27.11.2015.
В кассационной жалобе таможня просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на неверную оценку апелляционной инстанцией имеющихся в деле доказательств и неправильное применение норм права.
Отзыв на жалобу таможни не представлены.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что начисление процентов в порядке, установленном пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), носит характер санкции по отношению к таможенному органу, неправомерно взыскавшему таможенные платежи, и не связано с учетом и администрированием НДС налоговыми органами. Действующий порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей не предусматривает возврат таможенных платежей без возврата НДС. Именно на возврат таможней НДС подлежат начислению проценты. Судебные инстанции не обладали полномочиями по оценке факта возмещения обществу НДС в качестве вновь открывшегося обстоятельства, поскольку эти сведения могли быть установлены в ходе судебного разбирательства. Таможня не доказала, что предпринимала попытки получить данную информацию у налогового органа, и по не зависящим от нее обстоятельствам ее не получила. Информация, представленная инспекцией по запросу таможни, существовала при рассмотрении настоящего дела. Фактически таможня представила новые доказательства по ранее исследованным обстоятельствам, что недопустимо. Таможня не обжаловала в кассационном порядке решение суда от 28.12.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 30.03.2016, т.е. не исчерпала все предоставленные Арбитражным процессуальным кодексом возможности.
В отзыве на кассационную жалобу общества таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей таможни, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество осуществило ввоз товара, задекларированного по спорным ДТ, с определением таможенной стоимости ввезенных товаров по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
По результатам проверки таможня отказала обществу в принятии основного метода определения таможенной стоимости товара и приняла решения о корректировке таможенной стоимости товаров по спорным ДТ.
Денежный залог, внесенный ранее обществом, таможня зачла в погашение задолженности по уплате таможенных платежей по спорным ДТ в 2010, 2011 годах.
Общество обратилось в таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Письмом от 17.12.2012 N 13-13/50373 таможня отказала обществу в рассмотрении заявлений о возврате денежных средств.
Общество обжаловало отказ таможни в арбитражный суд.
Судебными актами по делу N А32-22966/2013 заявленные требования удовлетворены.
Неисполнение судебных актов по делу N А32-22966/2013 послужило основанием для обращения общества 28.07.2015 в арбитражный суд с заявлением о взыскании с таможни излишне взысканных таможенных платежей и процентов за нарушение сроков их возврата.
Таможенный орган возвратил денежные средства (платежные поручения от 27.11.2015 N 488819 и 488881 (л. д. 63, 64 т. 3)).
Полагая, что на сумму излишне взысканных таможенных платежей по спорным ДТ подлежат начислению проценты, общество уточнило заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс), действовавшего в спорный период, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на них начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушен ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912).
Признавая ошибочным вывод суда первой инстанции об истечении трехлетнего срока исковой давности, суд апелляционной инстанции правомерно учел, что с заявлением по настоящему делу общество обратилось 28.07.2015, а не 28.07.2017, как установил суд первой инстанции. Это обстоятельство подтверждается штампом органа почтовой связи на конверте (л. д. 142, т. 2).
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса установлено общее правило, исходя из которого течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать об уплате денежных средств или о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В данном случае требования общества о взыскании суммы процентов подлежат рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности в три года, а также с исчислением срока исковой давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, судебная коллегия сделала обоснованный вывод о том, что трехлетний срок исковой давности по требованию о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей соблюден в части процентов за трехлетний период, предшествующий дате предъявления заявления, а именно с 28.07.2012 (заявление подано 28.07.2015).
В связи с этим судебная коллегия правомерно учла, что требование общества с учетом уточнения о взыскании с таможни процентов, начисленных за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей, за период с 14.01.2013 по 27.11.2015 (дата возврата денежных средств таможенным органом) (1048 дней), направлено в пределах установленного статьей 190 Гражданского кодекса срока исковой давности (л. д. 61, 62 т. 3).
Суд апелляционной инстанции проверил правильность расчета, в том числе ставку процентов, действовавшей в дни нарушения прав общества, и количество дней в соответствующем году с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13.
Судебная коллегия отметила, что обществом по спорным ДТ излишне уплачено (взыскано) 767 173 рубля 78 копеек (ввозная таможенная пошлина) и 5 052 155 рублей 77 копеек (НДС) с разбивкой сумм по каждой ДТ.
Из представленных в материалы дела форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1) по декларациям на товары N 10317090/081010/0007879, 10317100/310710/0007971, 10317090/131010/0008067, 10317090/071010/0007858, 10317090/131010/0008069, 10317090/091010/0007948, 10317090/071110/0008759, 10317090/061010/0007806, 10317090/091010/0007955, 10317090/191010/0008260, 10317090/171110/0009267, 10317110/131010/0008301, 10317090/141010/0008113, 10317090/201010/0008313, 10317090/071010/0007826, 10317110/041010/0008031, 10317090/291010/0008619, 10317110/281010/0008871, 10317090/111110/0009031 следует, что уплата ввозной пошлины по результатам корректировки таможенной стоимости не производилась.
При этом НДС, уплаченный обществом по спорным ДТ, возмещен обществу инспекцией в 2012 году (решениям от 07.10.2011 N 1781, 10.01.2012 N 1920 и 19.03.2012 N 2062, что следует из писем налогового органа от 20.08.2015 N 13-26/158/22367, 22.04.2016 N 13-23/01859дсп, 08.04.2016 N 13-24/223090 с приложениями, заявления общества о возмещении НДС, приложений к с/з от 20.09.2016 N 13-13/3149 (данные об уплате и возврате НДС по ДТ), что участвующими в деле лицами не оспаривается (л. д. 106 т. 3, л. д. 73 - 83 т. 4).
Возмещение НДС инспекция произвела ранее заявленного обществом периода для взыскания процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей. По этой причине суд апелляционной инстанции обоснованно счел, что проценты по данным суммам (НДС) не подлежат взысканию, поскольку общество располагало данными средствами и не лишалось возможности их использовать в спорный период с 14.01.2013 по 27.11.2015.
В связи с этим суд апелляционной инстанции рассчитал проценты, подлежащие возврату обществу, исходя из суммы уплаченной ввозной таможенной пошлины - 767 173 рубля 78 копеек (сумма ввозной пошлины) / 365 дней х 1048 дней х 8,25% = 181 725 рублей 60 копеек.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исключил из состава излишне взысканных 5 052 155 рублей 77 копеек НДС, начислив проценты на 767 173 рублей 78 копеек излишне взысканной ввозной таможенной пошлины, поскольку последняя сумма обществу инспекцией из бюджета не возмещалась.
Доводы кассационной жалобы таможни не конкретизированы и не мотивированы в части правомерности выводов суда первой инстанции об истечении срока исковой давности, в связи с чем подлежат отклонению.
Доводы общества о том, что судебные инстанции не могли оценивать возмещение обществу НДС как вновь открывшееся обстоятельства, поскольку: эти сведения подлежали установлению в ходе судебного разбирательства; таможня не предпринимала попытки получить эти сведения у инспекции; информация, представленная инспекцией по запросу таможни, существовала при рассмотрении настоящего дела; фактически таможня представила новые доказательства по ранее исследованным доказательствам, что недопустимо; таможня не обжаловала в кассационном порядке решение суда от 28.12.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 30.03.2016, т. е. не исчерпала все предоставленные Арбитражным процессуальным кодексом возможности, подлежат отклонению как не основанные на нормах права.
Оценка правомерности доводов инспекции о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке главы 37 Арбитражного процессуального кодекса дана в решении суда от 24.01.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.04.2017 по делу N А32-27656/2015. Указанные судебные акты в кассационном порядке не обжалованы. Привидение данных доводов на стадии рассмотрения дела по существу после отмены судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам фактически свидетельствует о несогласии общества с позицией судебных инстанций о наличии вновь открывшихся обстоятельств, что не является предметом рассмотрения дела по существу на данной стадии процесса.
Доводы общества в остальной части не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не опровергают его выводы.
В части распределения между сторонами судебных расходов по уплате государственной пошлины доводы кассационных жалоб таможни и общества возражений не содержат.
С учетом изложенного выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
В силу подпункта 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная в федеральный бюджет обществом за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина (1500 рублей) подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 делу N А32-27656/2015 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Арман" излишне уплаченную в федеральный бюджет по чеку-ордеру от 18.04.2018 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.