Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тамбовского муниципального округа
от 03.05.2023 N 468
Муниципальная программа
"Развитие образования в Тамбовском муниципальном округе"
1. Паспорт муниципальной программы
1 |
Наименование муниципальной программы |
Развитие образования в Тамбовском муниципальном округе Амурской области |
2 |
Координатор муниципальной программы |
Управление образования администрации Тамбовского муниципального округа Амурской области |
3 |
Координатор подпрограмм |
Управление образования администрации Тамбовского муниципального округа Амурской области |
4 |
Участники муниципальной программы |
Управление образования администрации Тамбовского муниципального округа Амурской области, МКУ "Центр по обслуживанию учреждений образования", общеобразовательные организации, организации дошкольного и дополнительного образования детей Тамбовского муниципального округа. |
5 |
Цель муниципальной программы |
Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего инновационному развитию экономики, современным требованиям общества, каждого гражданина, а также процессов интеграции в мировое сообщество |
6 |
Задачи муниципальной программы |
1. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, современное качество учебных результатов и социализации детей. 2. Совершенствование деятельности по защите прав детей на отдых, оздоровление и социальную поддержку. 3. Обеспечение организационно-экономических, информационных и научно-методических условий развития муниципальной системы образования. |
7 |
Перечень подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы |
Подпрограмма 1 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей". Подпрограмма 2 "Развитие системы защиты прав детей". Подпрограмма 3 "Обеспечение реализации основных направлений государственной политики в сфере реализации муниципальной программы" |
8 |
Сроки реализации муниципальной программы |
2023 - 2027 годы |
9 |
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы (с расшифровкой по годам ее реализации), а также прогнозные объемы средств, привлекаемых из других источников |
Прогнозный объем финансового обеспечения программы за счет средств окружного, областного и федерального бюджетов составит 1484852,2 тыс. рублей, в том числе в разрезе подпрограмм: подпрограмма 1 - 1323146,3 тыс. рублей; подпрограмма 2 - 11250,9 тыс. рублей; подпрограмма 3 - 150455,0 тыс. рублей; Планируемые общие затраты на реализацию программы по годам и источникам финансирования: За счет средств местного бюджета: 2023 год - 278417,5 тыс. рублей 2024 год - 243296,7 тыс. рублей 2025 год - 321046,0 тыс. рублей 2026 год - 321046,0 тыс. рублей 2027 год - 321046,0 тыс. рублей За счет средств областного бюджета: 2023 год - 0,0 тыс. рублей 2024 год - 0,0 тыс. рублей 2025 год - 0,0 тыс. рублей 2026 год - 0,0 тыс. рублей 2027 год - 0,0 тыс. рублей |
|
|
За счет средств федерального бюджета: 2023 год - 0,0 тыс. рублей 2024 год - 0,0 тыс. рублей 2025 год - 0,0 тыс. рублей 2026 год - 0,0 тыс. рублей 2027 год - 0,0 тыс. рублей |
10 |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
1. Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе) будет обеспечена на 90%. 2. Удельный вес численности населения в возрасте от 5 до 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения данного возраста составит 99,7%. 3. Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся 100%. 4. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство)), в том числе по договору о приемной семье составит 86 детей. 5. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования к средней заработной плате учителей составит 100%. |
2. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Все школы округа муниципальные, они различаются по обеспечению ступеней образования, контингенту обучающихся, степени обеспеченности педагогическими кадрами, уровнем квалификации, социальному окружению, территориальному расположению.
Особенность расселения в округе такова, что образовательные учреждения в большей своей части удалены от центра. Имеется развитая сеть муниципальных дорог. Их состояние, социально-экономические, демографические и миграционные процессы определяют особенности школ округа, такие как их малочисленность, недостаточное финансовое обеспечение.
По состоянию на 01.01.2022 года в округе обучается 2960 учеников, за последние 5 лет число ученических мест в школах не изменилось, количество учащихся стабильное. В округе 12 общеобразовательных учреждений, 5 филиалов: Лазаревский филиал МОУ Козьмодемьяновская СОШ, Красненский филиал МОУ Куропатинская СОШ, Гильчинский филиал МБОУ "Раздольненской СОШ им. Г.П. Котенко", МБОУ Садовская СОШ филиал с. Лозовое, МБОУ Тамбовская СОШ филиал с. Придорожненское, 3 малокомплектных образовательных учреждения (Муравьевская, Толстовская, Куропатинская).
В течение 2019 - 2021 года реорганизации общеобразовательных учреждений округа не проводилось. На территории округа отсутствуют начальные школы. Осуществляется подвоз учащихся в 10 школ.
Общеобразовательные учреждения расположены в типовых зданиях, часть из них в зданиях по проекту основных школ, постройки 1960-70-х годов, где невозможно создание всех необходимых современных условий обучения. Два здания общеобразовательных учреждений требуют капитального ремонта (МОУ Козьмодемьяновская СОШ и МБОУ Тамбовская СОШ). В Красненском филиале МОУ Куропатинской СОШ отсутствует спортивный зал. Капитальный ремонт ДОУ требуют 4 учреждения: МБДОУ Толстовский детсад: МБОУ Жариковская СОШ (группа дошкольного образования), МДОУ Тамбовский детсад (корпус N 3), МБДОУ Раздольненский детский сад.
При уменьшении числа обучающихся сохранены все здания школ. В значительной степени это влечет большие расходы по содержанию зданий образовательных учреждений. Однако отсутствие регулярного автобусного сообщения между селами округа и некачественные дороги не дают возможности консервирования зданий.
Социально-экономическая ситуация в округе характеризируется:
1. низкой доходностью окружного бюджета;
2. невысоким уровнем оплаты труда;
3. финансовой обеспеченностью потребностей образования на уровне 70%
4. доступность к образовательным учреждениям округа ограничена из-за дорог, не соответствующих требованиям.
Анализ демографической ситуации
Детское население (от 0 до 18 лет) за три года (2019 - 2021) уменьшилось с 5290 до 5096, т.е. на 194 человека.
Дошкольные учреждения, обеспечивают охват услугами дошкольного образования 61% детей 1 - 7 лет. Очереди в ДОУ для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет не имеется. Места в ДОУ предоставляются всем желающим по мере необходимости.
Фактическая численность воспитанников ДОУ 2019 - 2021 года
Наименование учреждения |
Кол-во групп |
2019 |
2020 |
2021 |
МДОУ Тамбовский детский сад N 1 |
18 |
412 |
379 |
377 |
МБДОУ Лермонтовский детский сад |
3 |
43 |
34 |
34 |
МБДОУ детский сад с. Козьмодемьяновка |
6 |
100 |
79 |
79 |
МБДОУ детский сад с. Новоалександровка |
3 |
67 |
67 |
69 |
МБДОУ детский сад с. Лозовое |
2 |
41 |
43 |
32 |
МБДОУ детский сад с. Садовое |
3 |
68 |
62 |
55 |
МБДОУ детский сад с. Толстовка |
2 |
38 |
26 |
27 |
МБДОУ детский сад с. Раздольное |
4 |
80 |
75 |
67 |
МБДОУ Николаевский детский сад |
3 |
63 |
56 |
50 |
Группа дошкольного образования с. Гильчин МБОУ "Раздольненская СОШ им.Г.П.Котенко" |
1 разновозрастная |
17 |
18 |
16 |
Группа дошкольного образования МБОУ Жариковская СОШ |
2 |
42 |
42 |
36 |
Группа дошкольного образования МБОУ Косицынская СОШ |
2 |
26 |
28 |
30 |
Группа дошкольного образования МОУ Куропатинская СОШ |
3 |
21 |
23 |
26 |
Группа дошкольного образования МОУ Муравьёвская СОШ |
2 |
21 |
23 |
22 |
Группа дошкольного образования филиал с. Придорожное МБОУ Тамбовская СОШ |
2 |
27 |
26 |
26 |
Итого: |
56 |
1066 |
981 |
946 |
На 01.09.2022 года система дошкольного образования Тамбовского муниципального округа включает в себя 15 образовательных учреждений, из них 9 дошкольных учреждений и 6 групп дошкольного образования на базе Куропатинской, Муравьевской, Косицынской, Жариковской школ, Гильчинского и Придорожненского филиалов.
На территории округа проживает 1706 детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Дошкольное образование получают 1039 детей, из них 965 детей посещают детские сады и группы при школах, 74 ребёнка посещают группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе при образовательных учреждениях, а именно на базе Косицынской, Куропатинской, филиала с. Красное, филиала с. Придорожное, Муравьевской школ, а также на базе Центра детского творчества. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от года до 7 лет составляет 61 %.
В Тамбовском муниципальном округе создано 15 консультационных пунктов, оказывающих помощь детям, не получающим дошкольное образование.
Перспективные планы работы отдела по развитию дошкольного образования ориентированы на повышение качества услуг за счет, следования всем требованиям Федерального государственного стандарта, то есть поддержание разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (педагогических и иных работников учреждения) и детей, уважение личности ребенка, реализация образовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Указанные требования направлены на создание той образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает открытость дошкольного образования, создает условия для участия родителей в образовательной деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Для обеспечения образовательного пространства, то есть организацию игровой, познавательной, исследовательской и творческой активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей, образовательные дошкольные учреждения оснащают свои ДОУ в течение всего учебного года средствами обучения и воспитания соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Ежемесячный мониторинг посещаемости детских садов позволяет сделать вывод о том, что продолжает оставаться актуальной проблема посещаемости детских садов, в среднем по округу показатель посещаемости составляет 57%. Наибольший процент посещаемости в МБДОУ детском саду N 6 с. Садовое и группе дошкольного образования МБОУ Тамбовской СОШ филиал с. Придорожное составляет 71%. Наименьшие показатели в группе дошкольного образования Гильчинского филиала МБОУ "Раздольненская СОШ им.Г.П.Котенко" - 43%.
Средняя стоимость содержания одного ребенка в ДОУ в 2019 году - 111 510 рублей в год, в 2020 году составила 161 344 рубля в год, в 2021 году 205 084 рубля. Рост стоимости обусловлен не только повышением тарифов на коммунальные услуги и затрат на содержание зданий, но и в том числе низкой посещаемостью детьми дошкольных учреждениях. Неэффективные затраты не позволяют своевременно производить ремонт учреждений, улучшать материально-техническую базу дошкольных учреждений округа.
Фактический показатель численности учащихся на период 2019 - 2021 год.
Образовательное Учреждение |
2019 |
2020 |
2021 |
Гильчинский филиал |
45 |
39 |
41 |
Жариковская СОШ |
96 |
102 |
112 |
Козьмодемьяновская СОШ |
238 |
254 |
244 |
Косицынская СОШ |
117 |
122 |
135 |
Куропатинская СОШ |
75 |
71 |
57 |
СОШ с. Лазаревская |
41 |
43 |
37 |
Лермонтовская СОШ |
108 |
104 |
95 |
Филиал с. Лозовое |
123 |
127 |
126 |
Муравьевская СОШ |
97 |
99 |
93 |
Николаевская СОШ |
147 |
146 |
133 |
Новоалександровская СОШ |
211 |
225 |
239 |
Придорожненская СОШ |
109 |
105 |
101 |
Раздольненская СОШ |
277 |
284 |
276 |
Садовская СОШ |
128 |
130 |
114 |
Тамбовская СОШ |
1017 |
1014 |
1023 |
Толстовская СОШ |
95 |
99 |
101 |
Красненский филиал |
41 |
38 |
21 |
Итого |
2965 |
3002 |
2949 |
Снижение численности наблюдается на третьей ступени, в связи с выпуском учащихся 9 классов. Ежегодно порядка 50% выпускников 9 классов поступают в учреждения СПО. Остальные продолжают обучение в 10 - 11 классах. Кроме того после окончания 10 класса до 15 школьников уходят из школы, чтобы продолжить обучение в учреждениях СПО.
Внешние условия функционирования образовательной сети имеют проблемы, связанные с "человеческим фактором":
1. родители, озабоченные проблемами содержания семей в условиях экономической неблагонадежности, не проявляют активной заинтересованности в улучшении образования их детей, деятельности школ;
2. затраты на содержание зданий некоторых образовательных учреждений при снижающемся контингенте обучающихся и воспитанников существенно снижают эффективность бюджетных расходов на образование.
Все общеобразовательные учреждения имеют лицензии на образовательную деятельность, аттестованы и аккредитованы.
Для 21 ребенка с ограниченными возможностями здоровья организовано индивидуальное обучение на дому. По состоянию на 01.01.2022 года в школах округа обучаются 76 детей-инвалидов и 108 детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего обучающихся со специальными образовательными потребностями 184 человек. На территории округа нет обучающихся с ОВЗ, для которых организовано дистанционное обучение. Для создания безбарьерной среды в Тамбовской, Толстовской, Садовской, Лермонтовской и Куропатинской школах оборудованы пандусы. Все школы округа имеют лицензии на обучение по адаптированным образовательным программам. Учителя, работающие с особыми детьми, прошли курсовую подготовку.
В 2022 году были введены 21,25 ставки узкопрофильных специалистов, в том числе:
С 01.01.2022 года были введены 2,5 единиц:
1. МБОУ Жариковская СОШ - 0,25 ставки учителя - дефектолога;
2. МОУ Козьмодемьяновская СОШ - 0,25 ставки учителя - дефектолога, 0,25 ставки учителя - логопеда;
3. МБОУ Николаевская СОШ - 0,25 ставки учителя - дефектолога, 0,25 ставки учителя - логопеда;
4. МБОУ Тамбовская СОШ - 1,25 ставки учителя - дефектолога.
С 01.04.2022 года были введены 18,75 единиц: - МБОУ Садовская СОШ - 0,25 ставки педагога-психолога, 0,25 ставки учителя-дефектолога;
1. МБОУ Садовская СОШ филиал с. Лозовое - 0,25 ставки педагога-психолога, 0,75 ставки учителя-дефектолога, 0,25 ставки олигофренопедагога;
2. МБОУ Косицинская СОШ - 0,5 ставки педагога-психолога, 0,75 ставки учителя-логопеда, 0,25 ставки учителя-дефектолога, 0,25 ставки олигофренопедагога;
3. МБОУ Тамбовская СОШ филиал с. Придорожное - 0,25 ставки педагога-психолога, 0,5 ставки учителя-логопеда, 0,25 ставки олигофренопедагога;
4. МБОУ Лермонтовская СОШ - 0,25 ставки педагога-психолога, 0,5 ставки учителя-логопеда, 0,5 ставки учителя-дефектолога;
5. МБОУ Жариковская СОШ - 0,25 ставки педагога-психолога, 0,5 ставки учителя-логопеда, 1 ставку олигофренопедагога;
6. МОУ Козьмодемьяновская СОШ - 1,5 ставки учителя - дефектолога, 1,5 ставки учителя - логопеда, 1 ставку олигофренопедагога;
7. МОУ Козьмодемьяновская СОШ филиал с. Лазаревка - 0,25 ставки учителя - дефектолога;
8. МБОУ "Раздольненская СОШ имени Г.П. Котенко" - 0,25 ставки педагога-психолога, 0,25 ставки учителя-логопеда, 0,5 ставки олигофренопедагога, 0,25 ставки тьютера;
9. МБОУ Николаевская СОШ - 0,75 ставки учителя-логопеда, 0,5 ставки учителя - дефектолога, 0,25 ставки олигофренопедагога;
10. МБОУ Тамбовская СОШ - 1 ставку педагога-психолога, 1 ставку учителя-логопеда, 1,25 ставки олигофренопедагога;
11. МБОУ Толстовская СОШ - 0,25 ставки педагога-психолога, 0,25 ставки учителя-логопеда, 0,25 ставки олигофренопедагога.
Анализ функционирования сети образовательных учреждений, в связи с расположением округа в сельской местности, свидетельствует о влиянии негативных тенденций на развитие муниципальной образовательной системы:
1. постоянное недофинансирование расходов на капитальный ремонт, обветшание материально-технической базы: большая часть школ на селе требуют капитального ремонта, приведения условий в соответствие с требованиями надзорных органов, в т.ч. устройство душевых, замена освещения, дооборудования пищеблоков, замена окон и полов и пр.;
2. недостаточная укомплектованность школ квалифицированными педагогическими кадрами. Учебный план выполняется полностью в большинстве случаев за счет внутренних резервов (перераспределение педагогической нагрузки, привлечение пенсионеров, совместителей).
3. малая наполняемость учащихся в классах (среднее значение - 13):
1) начальных - 14 учеников;
2) основных - 14 ученика;
3) средних - 9 учеников.
По состоянию на 01.09.2021 года в общеобразовательных учреждениях Тамбовского муниципального округа трудятся 553 человека, из них 343 - педагогические работники. Из состава педагогических работников высшую категорию имеют 42 педагога, первую - 86 педагогов. Высшее образованию имеют 255 педагогов, из них педагогическое - 250 работников, среднее профессиональное образование имеют 85 педагогов, из них педагогическое - 79 работников. Учителей с педагогическим стажем работы до 5 лет - 21 человек, 198 педагогов имеют стаж педагогической работы более 20 лет. Из численности педагогических работников находятся в возрасте моложе 25 лет - 9 человек, 25 - 34 года - 63 человека, 35 лет и старше - 271 человек, пенсионеров из числа педагогических работников, возраст которых 55 лет и старше - 112 педагогов.
В 2019 - 2022 году в школы района пришли работать 9 молодых специалистов. В том числе в 2021 - 2022 учебном году - 5 человек. Средний возраст директоров школ 49 лет, заведующих детскими садами - 52 года.
В дошкольных образовательных учреждениях по состоянию на 01.09.2021 года трудятся 268 человек, из них 98 - педагогические работники. Высшая квалификационная категория - 3 человека, первая - 27.
Педагогической проблемой остается и снижение мотивации школьников к учебе. Это связано не только с социальным неблагополучием семей на селе (низкая заработная плата). Мотивацию к учебе снижает и малочисленность классов. Малая наполняемость классов на селе тормозит и коммуникативное развитие детей.
SWOT-АНАЛИЗ факторов развития в сфере образования Тамбовского муниципального округа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Модернизация дошкольного образования (оснащение дополнительно созданных мест оборудованием), а также развитие альтернативных форм предоставления дошкольного образования. 2. Обновление содержания общего образования (введение федерального государственного образовательного стандарта начального, основного общего образования). 3. Модернизация общего образования (повышение среднего уровня заработной платы педагогическим работникам, оснащение учреждений современным оборудованием в соответствии с нормативами; развитие школьной инфраструктуры, проведение мероприятий по энергосбережению; повышение квалификации руководящих и педагогических работников; приобретение школьного автотранспорта, пополнение фондов школьных библиотек). 4. Развитие системы дистанционного образования детей. Подключение всех образовательных учреждений к сети Интернет, создание ими собственных сайтов. 5. Создание безбарьерной среды для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 6. Сохранение возможности частично оплачивать из областного бюджета стоимость путевки в детские оздоровительные лагеря для детей работающих граждан. 7. Совершенствование форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие института приемной семьи. |
1. Низкий уровень кадрового потенциала (возрастной и гендерный дисбаланс, отток педагогических кадров в другие сферы экономики, а также за пределы округа). 2. Отсутствие стопроцентной доступности дошкольного образования (удаленность малых сел, неразвитость системы сопровождения детей раннего возраста: от 0 до 3 лет). 3. Снижение качества образования. 4. Опережение темпов износа зданий образовательных учреждений темпов их реконструкции и нового строительства. 5. Низкий уровень пропускной способности Интернет-трафика и обновления программного обеспечения. 6. Наличие проблемы социального сиротства, проблем по обеспечению детей-сирот жильем. 7. Отсутствие налаженных связей между уровнями образования. 8. Низкая экономическая эффективность системы образования. 9. Ограничение финансовых ресурсов для эффективной и комплексной реализации стратегических направлений развития образования. |
Угрозы |
Возможности |
Недофинансирование сферы образования влечет за собой снижение уровня: 1. квалификации педагогических кадров; 2. качества образования; 3. безопасности образовательного процесса; 4. физического и умственного развития обучающихся; 5. обеспеченности экономики округа высококвалифицированными кадрами |
1. Расширение сети дошкольных образовательных учреждений. 2. Повышение качества образования в округе. 3. Развитие системы профессиональной ориентации учащихся старших классов. 4. Развитие механизма государственно-частного партнёрства. 5. Получение большей финансовой самостоятельности (как следствие - увеличение стимулирующей части заработной платы педагога, обеспечение большего притока молодых специалистов) |
3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты
3.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы на период до 2027 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2023 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2023 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р);
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2023 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р);
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями и дополнениями);
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61);
федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011 - 2015 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 492 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011 - 2015 годы");
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Стратегия социально-экономического развития Амурской области на период до 2027 года (постановление Правительства Амурской области от 13.07.2012 N 380);
Комплекс мер по модернизации системы общего образования Амурской области в 2013 году и на период до 2023 года (постановление Правительства Амурской области от 21.02.2013 N 64);
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения, направленные на повышение эффективности образования и науки в Амурской области" (распоряжение губернатора Амурской области от 18.04.2013 N 77-р);
План мероприятий ("дорожная карта") по устранению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях (распоряжение губернатора Амурской области от 01.03.2013 N 36-р);
Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и в конечном итоге - социально-экономическое развитие Тамбовского муниципального округа Амурской области, Амурской области и России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Задачи доступности образования на уровне общего образования в округе в значительной степени решены.
В связи с этим первым приоритетом государственной политики является обеспечение доступности дошкольного образования. Вторым системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях. При этом речь идет не просто о повышении качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, но и об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития экономики округа, Амурской области. Речь идет не только об усредненных индивидуальных образовательных результатах, но и о качественных характеристиках поколения амурчан, формируемого системой образования, о равенстве возможностей для достижения качественного образовательного результата.
ФГОС дают школе значительные права по формированию содержания предметных программ и программ, создаваемых сверх базисных учебных планов. Тем самым педагогическим работникам предоставлена уникальная возможность превратить трансляционную школу в деятельностную. В контексте этого приоритета актуальной является задача переосмысления представлений о "качественном" образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации округа.
Традиционные институты образования - детские сады, школы, оставаясь центральными элементами муниципальной системы образования, сегодня дополняются постоянно растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами самообразования. Поэтому современная программа развития образования должна обеспечивать реализацию государственной политики человеческого развития не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека. В этой связи третьим системным приоритетом программы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека.
Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Поэтому четвертым системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность.
Тамбовский муниципальный округ Амурской области, Амурская область является частью федеративного государства, в котором миссия образования включает и консолидацию российской гражданской нации, и укрепление единства страны. Поэтому пятым системным приоритетом является укрепление единства образовательного пространства округа, что предполагает: выравнивание образовательных возможностей граждан независимо от места проживания и социального статуса, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик муниципального управления образованием.
Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам. Они подробно описаны в соответствующих подпрограммах Программы.
Основные мероприятия подпрограмм отражают актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере образования по реализации указанных приоритетов.
3.2. Цели и задачи Программы
Целью программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего инновационному развитию экономики, современным требованиям общества, каждого гражданина, а также процессов интеграции в мировое сообщество.
Задачи программы:
1. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, современное качество учебных результатов и социализации.
2. Совершенствование деятельности по защите прав детей на отдых, оздоровление и социальную поддержку.
3. Обеспечение организационно-экономических, информационных и научно-методических условий развития муниципальной системы образования.
Основными инструментами реализации Программы являются:
1. дифференцированное финансовое обеспечение муниципальных заданий образовательных учреждений с учетом реализуемых образовательных программ;
2. конкурсная поддержка муниципальных проектов и программ, программ развития и инициативных проектов образовательных учреждений, общественных организаций;
3. конкурсная поддержка лучших практик и проектов их распространения;
4. стимулирование инициативы, активности и самостоятельности образовательных учреждений.
3.3. Описание основных ожидаемых конечных результатов Программы
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих основных результатов.
Результаты для детей и семей
Будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (0 - 3 года). Семьи, нуждающиеся в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут обеспечены консультационными услугами в центрах по месту жительства.
В результате развития вариативных форм дошкольного образования не будет возникать очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет на получение услуг дошкольного образования. Дети 5 - 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования.
В старших классах для всех учащихся будет обеспечена возможность выбора профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной программы (в образовательных учреждениях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования).
Программы культурной адаптации и изучения русского языка будут доступны для всех детей из семей трудовых мигрантов.
К 2027 году будет решена задача обеспечения во всех школах удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет, спортивные сооружения.
Будет сокращен разрыв в качестве образовательных результатов между общеобразовательными учреждениями, работающими в разных социокультурных условиях.
Каждый ребенок-инвалид сможет получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации.
К 2027 году значительно укрепится материально-техническая база загородного детского оздоровительного учреждения в части соответствия современным требованиям безопасности и комфортабельности пребывания.
Будут решены вопросы развития кадрового потенциала учреждений отдыха и оздоровления детей.
Будет продолжена работа по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также защите их личных, имущественных и жилищных прав.
Результаты для общества и работодателей
Общественность (родители, работодатели, местное сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными учреждениями и оценку качества образования.
Повысится удовлетворенность населения округа качеством образовательных услуг.
Гражданам будет доступна полная и объективная информация об образовательных учреждениях, содержании и качестве их программ (услуг), эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования.
Работодатели получат кадры с современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности.
Результаты для педагогов
Существенно обновится педагогический корпус общего образования, повысится уровень подготовки педагогов. Молодые специалисты в течение первого года работы будут получать поддержку более опытных педагогов. Их заработная плата будет конкурентоспособна на региональном рынке труда.
Система аттестации и оплаты труда педагогов будут увязаны между собой и ориентированы на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие, карьерный рост.
В профессиональном сообществе будут действовать эффективные институты самоуправления, расширятся возможности участия работников в управлении образовательными учреждениями.
Основные ожидаемые конечные результаты Программы
1. Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе) будет обеспечена на 90%.
2. Удельный вес численности населения в возрасте от 5 до 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения данного возраста составит 99,7%.
3. Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся 100%.
4. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство)), в том числе по договору о приемной семье составит 86 детей.
5. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования к средней заработной плате учителей составит 100%.
4. Описание системы подпрограмм Программы
В основу Программы положена система подпрограмм Государственной программы "Развитие образования Амурской области", в реализации основных мероприятий которой Тамбовский муниципальный округ участвует в соответствии с возложенными на него Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" полномочиями.
В рамках Программы будут реализованы следующие подпрограммы:
подпрограмма 1 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей";
подпрограмма 2 "Развитие системы защиты прав детей";
подпрограмма 3 "Обеспечение реализации основных направлений государственной политики в сфере реализации муниципальной программы"
Все они направлены на достижение цели Программы: обеспечение доступности качественного образования, соответствующего инновационному развитию экономики, современным требованиям общества, каждого гражданина, а также процессов интеграции в мировое сообщество.
Включение первых двух подпрограмм в Программу связано с особенностями структуры системы образования в Тамбовском муниципальном округе и ключевыми целями ее развития, в том числе:
1. формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного общего образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития округа;
2. развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, современное качество учебных результатов и социализации;
3. совершенствование деятельности по организации воспитания и оздоровления детей, государственной поддержке и созданию условий для социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
подпрограмма 3 "Обеспечение реализации основных направлений государственной политики в сфере реализации муниципальной программы" направлена на обеспечение организационно-экономических, информационных и научно-методических условий развития системы образования. Реализация данной цели предусматривает повышение качества управления процессами развития образования через вовлечение профессионалов и общественности в реализацию мероприятий Программы.
Кроме того, в рамках основных мероприятий подпрограммы 3 решается вопрос формирования муниципальной системы оценки качества образования как важной составляющей обеспечения устойчиво высокого качества образовательных услуг и его повышения наряду с созданием организационных, кадровых, инфраструктурных, материально-технических и учебно-методических условий.
Формируемые в ходе реализации на территории округа мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2023 годы механизмы поддержки ключевых направлений модернизации системы образования требуют наличия объективной системы оценки результатов этой модернизации, которая не в последнюю очередь связана с результатами образования (качеством обучения, социализацией, удовлетворенностью потребителей услуг образования) и непосредственной деятельностью отдела образования администрации Тамбовского муниципального округа по исполнению возложенных на него полномочий.
Подпрограммы Программы состоят из основных мероприятий, которые отражают актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере образования Тамбовского муниципального округа.
Основные мероприятия включают меры по формированию и финансовому обеспечению государственного задания на реализацию образовательных программ, управлению сетью муниципальных образовательных учреждений.
В сфере дошкольного, общего, дополнительного образования соответствующими основными мероприятиями определены основные направления развития данных уровней образования и планируемые к реализации механизмы стимулирования со стороны региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Основные задачи по функционированию сети этих учреждений, формированию и финансовому обеспечению муниципального задания на реализацию образовательных услуг и управлению этой сетью обеспечивают органы местного самоуправления.
В Программе определены также стратегические направления развития образования округа, под которые выделены отдельные основные мероприятия.
Рядом основных мероприятий предусмотрено проведение традиционных и формирование новых окружных мероприятий, направленных на развитие творческой, научной, спортивной составляющей деятельности обучающихся.
Наряду с перечисленными мерами при формировании основных мероприятий Программы учитывались изменения, отраженные в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", и мероприятия, которые необходимо осуществить с целью его реализации, а также мероприятия по обеспечению реализации Программы.
Перечень основных мероприятий программы представлен в приложении N 1 к программе.
5. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы
В связи с принятием государственной программы "Развитие образования Амурской области", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 337-ФЗ от 03.08.2018 года (редакция, действующая с 13 октября 2022 года) в течение 2023 - 2027 годов в рамках Программы будут приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию указанного Федерального закона. При разработке нормативных правовых актов их содержание будет основываться, в том числе, на тех изменениях, которые запланированы в Программе "Развитие образования Амурской области".
6. Ресурсное обеспечение Программы
Расчетной базой финансового обеспечения Программы является аналитическое распределение утвержденных Законом Амурской области от 9 декабря 2021 года N 48-ОЗ "Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" расходов областного бюджета.
Расчет финансового обеспечения мероприятий программы на 2023 - 2027 годы, представленных в аналитическом распределении расходов окружного бюджета, осуществлялся с учетом изменения прогнозной численности обучающихся и педагогических работников в результате реализации мероприятий Программы, обеспечения повышения оплаты труда педагогических работников системы образования, а также индексации иных расходов на образование в соответствии с прогнозными значениями инфляции.
Начиная с 2023 года в рамках подготовки проекта постановления о бюджете на очередной финансовый год и плановый период будет уточняться финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие системы образования округа и повышение качества образовательных услуг.
При подготовке обосновывающих материалов ответственный исполнитель программы будет исходить из принципа соответствия объемов финансирования программы определенным для программы "потолкам".
Реализация программы предполагает привлечение финансирования за счет средств областного, федерального бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников.
С целью обеспечения системного подхода к субсидированию муниципального бюджета на обеспечение задач развития системы образования и повышения качества образовательных услуг в рамках реализации отдельных основных мероприятий, планируется участие в конкурсах, объявляемых Минобрнауки Амурской области, на предоставление субсидии из областного бюджета бюджету Тамбовского муниципального округа.
Ресурсное обеспечение расходов на реализацию основных мероприятий муниципальной программы округа из различных источников финансирования представлена в приложении N 2.
7. Планируемые показатели эффективности Программы
Уровень реализации Программы в целом предлагается оценивать с помощью следующих целевых показателей:
показатель 1 "Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе";
показатель 2 "Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет";
показатель 3 "Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся";
показатель 4 "Численность детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье";
показатель 5 "Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей".
Ежегодная оценка эффективности реализации Программы проводится для мониторинга, во-первых, степени достижения целей и решения задач Программы в целом и ее подпрограмм, во-вторых, степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств окружного бюджета и, в-третьих, степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.
Оценка степени достижения целей и решения задач Программы в целом и подпрограмм осуществляется на основании названных выше показателей (индикаторов) в соответствии с указанной методикой расчета эффективности Программы.
8. Риски реализации Программы. Меры управления рисками
К основным рискам реализации Программы относятся:
1. финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий Программы, в том числе со стороны Российской Федерации, Амурской области, муниципалитета, образовательных учреждений (минимизация рисков возможна через заключение соглашений и договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей Программы, через институционализацию механизмов софинансирования);
2. нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, внесение существенных изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", влияющих на мероприятия Программы в связи с необходимостью внесения в нее соответствующих изменений, что повлияет на сроки выполнения мероприятий и достижение целей (минимизация рисков связана с качеством планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений);
3. организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, в том числе недостаточный уровень квалификации муниципальных служащих для работ с новыми инструментами (устранение рисков возможно за счет организации единого координационного органа по реализации Программы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга, в том числе социологического, реализации Программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки Программы на основе анализа данных мониторинга; важным средством снижения риска является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования);
4. социальные риски, связанные с сопротивлением населения, профессиональной общественности целям и реализации Программы (минимизация риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования округа, а также публичного освещения хода и результатов реализации Программы, демонстрации достижений реализации Программы).
9. Методика расчета показателей эффективности Программы
Показатель 1
Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе) (ДДО), рассчитывается по формуле:
До - численность детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования;
Дв - численность детей округа а в возрасте 3 - 7 лет по данным Росстата;
Дш - численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе.
Показатель 2
Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет (НОО), рассчитывается по формуле:
Но - среднесписочная численность обучающихся 5 - 18 лет в образовательных учреждениях округа, за исключением учреждений дополнительного образования;
Нв - численность населения округа в возрасте 5 - 18 лет по данным Росстата.
Показатель 3
Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся (ВСТ), рассчитывается по формуле:
Чст - численность обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, в которых созданы современные условия реализации образовательных программ;
Чо - численность обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.
Показатель 4 "Численность детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье";
Показатель 5 "Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей".
СЗПдо x 100%, где:
ЗПД = СЗПобл
СЗПдо - среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования,
СЗПобл - средняя заработная плата в общем образовании Амурской области.
СЗПоо x 100%, где:
ЗПО= СЗПобл
СЗПоо - среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных образовательных учреждений общего образования;
СЗПобл - средняя заработная плата в Амурской области.
Подпрограмма 1.
"Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей"
1.1. Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей |
Координатор подпрограммы |
Управление образования администрации Тамбовского муниципального округа Амурской области |
Участники подпрограммы |
Управление образования администрации Тамбовского муниципального округа Амурской области, МКУ "Центр по обслуживанию учреждений образования", общеобразовательные организации, организации дошкольного и дополнительного образования детей Тамбовского муниципального округа. |
Цель подпрограммы |
Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, современное качество учебных результатов и социализации детей |
Задачи подпрограммы |
1. Формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей. 2. Модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике. 3. Создание современной инфраструктуры общего и дополнительного образования детей. |
Сроки и этапы реализации программы |
2023 - 2027 годы. |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объём финансирования подпрограммы за счет средств округа, областных и федеральных средств: 2023 - 2027 годы - 1323146,3 тыс. рублей В том числе: 2023 год - 246461,7 тыс. рублей 2024 год - 211325,9 тыс. рублей 2025 год - 288452,9 тыс. рублей 2026 год - 288452,9 тыс. рублей 2027 год - 288452,9 тыс. рублей Объёмы финансирования подпрограммы уточняются и корректируются при рассмотрении бюджета округа ежегодно. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
1. До 40% увеличится удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста. 2. 78% муниципальных общеобразовательных учреждений будут соответствовать современным требованиям обучения. 3. Доля муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования и дополнительного образования детей, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общей численности названных муниципальных образовательных учреждений уменьшится до 10%. 4. Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, которым показана такая форма обучения, составит 100%. 5. 75% детей в возрасте 5 - 18 лет будет охвачено программами дополнительного образования. 6. Среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных образовательных учреждений дошкольного образования составит не менее 100% средней заработной платы в общем образовании области, 7. Среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных образовательных учреждений общего и дополнительного образования составит не менее 100% средней заработной платы учителей в Амурской области. |
1.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
В настоящее время можно отметить позитивные сдвиги в масштабе нашего округа по развитию системы дошкольного образования.
В округе полностью ликвидированы очереди на устройство детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения. В сфере дошкольного образования Тамбовского муниципального округа услуги предоставляют 9 дошкольных образовательных учреждений, при 6 общеобразовательных учреждениях в качестве структурных подразделений созданы группы полного дня для детей дошкольного возраста. По состоянию на 01.01.2022 года 9 дошкольных образовательных учреждений на территории Тамбовского муниципального округа посещают 913 детей.
В округе получают развитие менее затратные формы работы с дошкольниками - группы кратковременного пребывания в школах, группы по подготовке детей к школе. В течение многих лет на базе школ и учреждении дополнительного образования для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет, в рамках решения задач по обеспечению равных стартовых возможностей для поступления в школу организованы группы по подготовке детей к школе: МБОУ Тамбовская, Раздольненская, Косицинская, Куропатинская и Муравьевская СОШ. На базе Тамбовского Центра детского творчества функционируют 2 группы. Такие группы посещают 38 детей из малообеспеченных семей, которые не могут оплачивать родительскую плату за содержание ребенка в детском саду.
На территории нашего округа имеются села, где отсутствуют детские сады и не предоставляется услуга дошкольного образования. В этих селах отсутствуют школы. Выходом из сложившейся ситуации является создание выездных консультационных пунктов по предоставлению дошкольной услуги в этих селах. В 2022 году такими формами охвачены 2 села, где посещают консультативные пункты 14 детей.
По состоянию на 01.09.2022 года при школах 6 групп дошкольного образования посещают 123 ребенка.
Итого в округе в 2022 году охват детей дошкольного возраста различными формами составляет 70,3 %. С 2020 года численность детей, охваченных дошкольным образованием, возросла. Одним из приоритетных направлений работы являются обеспечение государственных гарантий доступности, равных возможностей получения дошкольного образования и повышение его качества.
В целях решения проблем развития дошкольного образования одними из задач в округе являются:
1. в условиях увеличения спроса на услуги дошкольного образования осуществление ряда мер, направленных на создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях;
2. создание новых моделей дошкольного образования для детей раннего возраста (опережающий прием детей с 1 года).
Для решения этих задач был проведен социологический опрос и анализ показывает, что родители в настоящее время имеют желание получить услугу дошкольного образования для своего ребенка в возрасте с 1 года.
По состоянию на 01.09.2022 года, образовательный уровень дошкольных педагогов остается невысоким: руководящий состав детских садов в среднем укомплектован специалистами с высшим образованием на 33,3 %, доля воспитателей с высшим образованием в педагогическом составе кадров составляет только 27,8%. Наблюдается, с 2019 года в ДОУ ситуация с укомплектованностью кадров стабильная. Из 90 педагогических работников 25 сотрудников имеют высшее профессиональное образование, 56 среднее специальное педагогическое образование. В дошкольных учреждениях округа нет текучести педагогических кадров. Для обеспечения качества дошкольного образования важен и профессиональный уровень педагогов, работающих в детских садах. На 01.09.2022 года у 66,9 % педагогов своевременно пройдена курсовая подготовка. Основные направления кадровой политики Тамбовского муниципального округа - повышение статуса работников системы дошкольного образования округа, обеспечение ее высокопрофессиональными кадрами, создание эффективной системы повышения квалификации, аттестации руководящих и педагогических кадров.
Настоящее положение с материально-техническим оснащением дошкольных учреждений округа характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение безопасности дошкольных учреждений. Материально-техническая база большинства детских садов изношена, требует замены и ремонта технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, требуется приобретение медицинского оборудования, ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек и программно-методических пособий. По целому ряду актуальных направлений образовательной работы с детьми (формирование здорового образа жизни, безопасность на дорогах) современные обучающие пособия и тренажеры практически отсутствуют. Эксплуатационный износ объектов дошкольного образования происходит многократно быстрее, чем осуществляется техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты. Темпы старения и износа зданий существенно опережают темпы их реконструкций.
На деятельность ДОУ дестабилизирующее воздействие оказывают сложные социальные и экономические условия, в которых функционируют ДОУ. Такая ситуация складывается вследствие того, что ежегодно выделяемых финансовых средств, крайне не достаточно для обеспечения сохранности дошкольных учреждений, развития материально-технической базы. На фоне возрастающей потребности населения в услугах дошкольного образования ряд дошкольных образовательных учреждений не способны качественно удовлетворять спрос населения на дошкольные образовательные услуги в связи со старением и износом материально-технической базы.
Общеобразовательную деятельность в округе на 01.09.2022 осуществляют 12 общеобразовательных учреждений, в том числе 5 филиалов. По состоянию на 01.01.2022 года численность обучающихся общеобразовательных учреждений в целом стабильна с небольшой тенденцией к росту. В системе общего образования трудится 592 педагогических работника.
Сеть образовательных учреждений оптимизируется через интеграцию дошкольных и общеобразовательных учреждений, открытие групп полного дня пребывания детей дошкольного возраста в школах. На основании предварительной экспертной оценки и с учетом потребностей населения в образовательных услугах проводится реструктуризация сети общеобразовательных учреждений. Совершенствуется структура и содержание общего образования. Проведены мероприятия по обеспечению готовности системы образования области к введению новых федеральных образовательных стандартов основного общего образования.
Назрела необходимость инновационного подхода к совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений.
Обеспечивается транспортная доступность качественных образовательных услуг учащимся, за счет обновления парка школьных автобусов в 2019 году по проекту модернизации общеобразовательными учреждениями получен 1 новый автобус - "Газель", в 2020 году поступили 3 школьных автобуса "Ford".
В 100% муниципальных общеобразовательных учреждений введена новая система оплаты труда, ориентированная на достижение качественных результатов профессиональной деятельности.
Значительная работа проведена по формированию информационной среды. Все общеобразовательные учреждения округа имеют доступ к образовательным ресурсам сети Интернет по состоянию на 01.09.2022 год.
Созданы условия для дистанционного обучения в двух общеобразовательных учреждениях направленные на достижение стратегических задач модернизации: обеспечения качества образования и его доступности независимо от места жительства обучаемых.
Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных технологий.
Предпринимаются меры для улучшения условий труда педагогических работников, укрепления имиджа профессии. Заработная плата не только учителей, но и всех педагогических работников общеобразовательных учреждений достигла уровня средней заработной платы в Амурской области. Важной задачей остается сохранение этого уровня.
Согласно "майским указам Президента", при решении проблемы обеспечения образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами с целью закрепления молодых специалистов предусмотрены дополнительные надбавки к заработной плате, социальные выплаты, компенсация арендной платы.
В условиях осуществляемой модернизации системы образования требуется развитие профессионального потенциала педагогических работников. При этом главным ориентиром для них становится способность к самоорганизации, а также активное участие в общественной деятельности и презентация собственных достижений. В связи с этим первоочередной задачей, по-прежнему, остается создание условий для профессионального и личностного роста каждого педагогического работника, в том числе через участие в различных конкурсах, позволяющих демонстрировать профессиональное мастерство.
В общеобразовательных учреждениях округа наметилась устойчивая тенденция системного подхода к воспитанию. Значительную роль в этом процессе играют классные руководители, деятельность которых вознаграждается с сентября 2020 года, с момента реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Однако негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается учреждениями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др.
В рамках данной программы система дополнительного образования детей на 01.09.2022 года включает 2 учреждения дополнительного образования: ЦДТ и ДЮСШ, а также сеть детских объединений дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений. В целом услуги дополнительного образования в настоящее время предоставляются для 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения. Растет внимание к возможностям этой сферы в социализации подрастающего поколения. Дополнительное образование, которое дети получают на базе Центра детского творчества и детской юношеской спортивной школы остаётся бесплатным для всех обучающихся. Несмотря на значительное расширение спектра дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях округа, где внеурочной занятостью в 2022 году охвачено более 90% обучающихся. Тем не менее, существует необходимость повышения эффективности работы данных учреждений в части охвата детей дополнительным образованием, выявления и поддержки одаренных детей. При этом определенными сдерживающими факторами выступают дефицит профессиональных кадров, низкий уровень заработной платы педагогического персонала.
1.3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной подпрограммы, цели, задачи и ожидаемые результаты
Основным направлением государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период реализации Программы является обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования в соответствии с изменившимися потребностями населения.
Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:
1. качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам, социальным наукам;
2. внедрение механизмов выравнивания возможностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования;
3. формирование эффективной системы выявления и поддержки молодых талантов;
4. внедрение новой модели организации и финансирования сектора дополнительного образования и социализации детей;
5. развитие сектора услуг по сопровождению раннего развития детей (0 - 3);
6. существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального (за рамками учреждений дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет).
Важнейшим приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования в округе является обеспечение доступности дошкольного образования с целью повышения качества последующего образования, выравнивания стартовых возможностей.
В общем образовании приоритетом является завершение модернизации инфраструктуры, направленной на обеспечение во всех школах округа современных условий обучения. Данная задача должна быть решена как за счет мероприятий по реконструкции и ремонту зданий, закупке современного оборудования, так и путем реализации реструктуризации сети образовательных учреждений и социализации, предусматривающих кооперацию и интеграцию организаций различной ведомственной принадлежности, развитие системы дистанционного обучения.
Наряду с созданием базовых условий обучения, должна последовательно разворачиваться работа по формированию в школах современной информационной среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование) и управления (электронный документооборот).
Другим приоритетом в сфере общего образования станет обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи. Для этого должна быть создана система поддержки школ и педагогов, обучающих сложные категории учащихся (дети в трудной жизненной ситуации, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети мигрантов).
Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставить возможности выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования, а также обеспечить психолого-медико-социальное сопровождение и поддержку в профессиональной ориентации.
Для снижения дифференциации в качестве образования между группами школ должны быть реализованы адресные программы перевода в эффективный режим работы школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты.
Стратегическим приоритетом муниципальной политики выступает формирование механизма опережающего обновления содержания образования. Необходимо обеспечить комплексное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, задающего принципиально новые требования к образовательным результатам.
Параллельно введению федеральных государственных образовательных стандартов необходимо продолжить работу по поиску, разработке и распространению новых эффективных средств и форм организации образовательного процесса на базе школ - ресурсных центров и их сетей.
Безусловным приоритетом является переход от административно-командного управления системой образования к "умному" управлению, основанному на доверии и обратной связи. Для этого уже реализуются меры по укреплению организационно-финансовой самостоятельности школ, укреплению участия общественности в управлении образовательными учреждениями. Хорошей должна считаться постоянно развивающаяся, обновляющаяся школа.
Приоритетной задачей развития сферы дополнительного образования детей является повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения. С этой целью планируется обеспечить обновление спектра программ за счет модернизации организационных моделей и введения механизмов стимулирования конкуренции.
Должен быть обеспечен переход к качественно новому уровню индивидуализации образования через реализацию учебных траекторий в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного образования, самообразования.
Цель подпрограммы: развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, современное качество учебных результатов и социализации.
Задачи подпрограммы:
1. формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;
2. модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике;
3. создание современной инфраструктуры общего и дополнительного образования детей.
Основными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются следующие:
1. До 40% увеличится удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста.
2. 78% муниципальных общеобразовательных учреждений будут соответствовать современным требованиям обучения.
3. Доля муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования и дополнительного образования детей, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общей численности названных муниципальных образовательных учреждений уменьшится до 10%.
4. Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, которым показана такая форма обучения, составит 100%.
5. 75% детей в возрасте 5 - 18 лет будет охвачено программами дополнительного образования.
6. Среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных образовательных учреждений дошкольного образования составит не менее 100% средней заработной платы в общем образовании области,
7. Среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных образовательных учреждений общего и дополнительного образования составит не менее 100% средней заработной платы учителей в Амурской области.
1.4. Описание системы основных мероприятий
Подпрограмма 1. "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" содержит основные мероприятия, направленные на обеспечение реализации государственных заданий окружными муниципальными учреждениями общего и дополнительного образования детей реализацию приоритетов государственной политики на территории Тамбовского округа. Всего планируется 3 основных мероприятия в рамках реализации данной подпрограммы.
Основное мероприятие 1.1 Обеспечение прав граждан на получение общедоступного дошкольного, начального, основного, общего и дополнительного образования" включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятие 1.1.1. "Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях" направлено на обеспечение мер по реализации приоритетов государственной политики в Тамбовском муниципальном округе в сфере дошкольного образования, а также решение следующих задач:
формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;
модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных учреждений к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике.
Для решения задачи увеличения охвата услугами дошкольного образования в рамках данного мероприятия предполагается обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования, реализация мер по формированию современной качественной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях и центрах раннего развития детей.
В ходе реализации данного основного мероприятия удельный численность воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений составит 1000 человек, среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных образовательных учреждений дошкольного образования составит не менее 100% средней заработной платы в общем образовании области, повышение доли педагогических и руководящих работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений достигнет 78%.
Мероприятие 1.1.2. "Финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях" направлено на обеспечение доступности и высокого качества образовательных услуг общего образования; обеспечение единого образовательного пространства; осуществление формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий на реализацию основных образовательных программ общего образования с учетом показателей по объему и качеству оказываемых услуг; а также решению следующей задачи: формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей.
Мероприятие предусматривает:
1. внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования;
2. создание механизмов обеспечения равенства доступа к качественному образованию, независимо от места жительства и социально-экономического статуса, состояния здоровья (подвоз учащихся, дистанционное обучение детей-инвалидов).
В результате реализации данного основного мероприятия численность обучающихся по программам общего образования в общеобразовательных учреждениях составит 3000 чел.
Мероприятие 1.1.3 "Финансовое обеспечение реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дополнительного образования детей в муниципальных учреждениях дополнительного образования" направлено на обеспечение доступности и высокого качества услуг дополнительного образования для детей, воспитанников муниципальных учреждений дополнительного образования, а также решения следующих задач:
1. формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;
2. создание современной инфраструктуры общего и дополнительного образования детей.
Мероприятие предусматривает поддержку деятельности учреждений дополнительного образования в Тамбовском муниципальном округе, расширение сети филиалов основных учреждений дополнительного образования, проведении окружных и областных конкурсов и мероприятий, направленных на повышение качества дополнительного образования
В результате реализации данного основного мероприятия будут достигнуты следующий результат: 75% детей в возрасте 5 - 18 лет будет охвачено программами дополнительного образования.
Мероприятие 1.1.4. "Финансовое обеспечение мер социальной поддержки молодых педагогов" направлено на создание современных условий для работы молодых педагогов, создание хороших стартовых возможностей в начале трудовой деятельности путем назначения единовременных выплат, доплат к заработной плате при приеме на работу, поддержка других социальных гарантий молодым учителям, а также решения следующих задач:
1. формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;
2. модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных учреждений к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике.
Результатом реализации данного мероприятия станет увеличение удельного веса численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений до 13,4%.
Мероприятие 1.1.5. "Присмотр и уход за детьми из многодетных семей, детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования" направлено на обеспечение мер по реализации приоритетов государственной политики в Тамбовском муниципальном округе в сфере дошкольного образования, а также решение следующей задачи: создание условий для получения социальных гарантий в части получения бесплатного дошкольного образования отдельным категориям семей.
Для решения задачи увеличения охвата услугами дошкольного образования в рамках данного мероприятия предполагается:
Льготное предоставление услуг присмотра и ухода в учреждениях, реализующих программу дошкольного образования для следующих категорий семей:
1. многодетных;
2. имеющих детей-инвалидов, посещающих дошкольное учреждение;
3. имеющих детей с туберкулезной интоксикацией, посещающих дошкольное учреждение;
4. воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посещающих дошкольное учреждение.
В ходе реализации данного основного мероприятия, удельный вес численности детей от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста составит 27%.
Мероприятие 1.1.6. "Компенсационные выплаты на питание обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях" направлено на обеспечение мер по реализации приоритетов государственной политики в Тамбовском муниципальном округе в сфере общего образования, а также решение следующей задачи: увеличение охвата услугами горячего питания в школах округа.
Для решения задачи увеличения охвата услугами общего образования в рамках данного мероприятия предусматриваются выплаты на питание школьников в размере 66 рублей 00 копеек на одного обучающегося в месяц в течение учебного года за счет средств муниципального бюджета.
В ходе реализации данного основного мероприятия, количество обучающихся, получающих услугу горячего питания в общеобразовательных учреждениях, от общего количества обучающихся, проживающих на территории округа, составит 1216 детей.
Мероприятие 1.1.7 "Финансовое обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях" направлено на муниципальном обеспечение мер по реализации приоритетов государственной политики в Тамбовском округе в сфере общего образования, а также решение следующих задач:
1. Обеспечение двухразовым питанием детей с ОВЗ, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях по адаптированной образовательной программе и не проживающих в них;
2. Обеспечение детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении на дому по адаптированной образовательной программе, реализацию которой осуществляют муниципальные общеобразовательные учреждения, сухим пайком либо предоставление таким детям ежемесячной компенсационной денежной выплаты на питание.
Реализация основного мероприятия направлена на достижение целевых показателей: удельный вес обучающихся с ОВЗ из общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях составит 5,3%.
Мероприятие 1.1.8 "Проведение мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций".
Мероприятие 1.1.8 направлено на осуществление мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций (на приобретение, монтаж, модернизацию пожарной сигнализации в образовательных организациях, принятие мер по инженерно-технической защите муниципальных образовательных организаций (приобретение, установку, модернизацию систем видеонаблюдения, стационарных и ручных металлоискателей, ограждение периметра объекта, приобретение, установка, модернизация систем оповещения).
В результате реализации мероприятия планируется обеспечить безопасное функционирование образовательных учреждений на территории округа.
Мероприятие 1.1.9 "Обеспечение функционирования системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей".
Данное мероприятие направлено на:
1. внедрение и обеспечение функционирования системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, подразумевающей предоставление детям сертификатов дополнительного образования с возможностью использования в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
2. методическое и информационное сопровождение поставщиков услуг дополнительного образования, независимо от формы их собственности, семей и иных участников системы персонифицированного дополнительного образования детей.
В результате реализации мероприятия планируется достижение показателя доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных системой персонифицированного финансирования дополнительного образования детей не менее 32%.
Основное мероприятие 1.2. "Содействие развитию дошкольного и общего образования" включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятие 1.2.1. "Модернизация муниципальной системы дошкольного образования" направлено на обеспечение мер по реализации приоритетов государственной политики в Тамбовском муниципальном круге в сфере дошкольного образования, а также решение следующей задачи: создание современной инфраструктуры общего и дополнительного образования детей.
Для решения задачи увеличения охвата услугами дошкольного образования в рамках данного мероприятия предполагается:
1. приобретение оборудования для оснащения дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях;
2. создание дополнительных мест в дош
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.