Конвенция о гражданско-правовой ответственности
за коррупцию: общая характеристика
Исследователи считают коррупцией определенную форму поведения, которая, если она охватывает государственных служащих, мешает правильному управлению государственными делами. В современный период коррупцию можно обнаружить практически в любой стране мира и даже во многих международных организациях. Поэтому на протяжении ряда лет Совет Европы активно выступает против коррупции, осознавая важность укрепления международного сотрудничества в данной сфере. В документах Совета Европы подчеркивается, что коррупция представляет серьезную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие и угрожает справедливому функционированию рыночной экономики. Она создает вредные финансовые последствия для частных лиц, компаний и государств, а также для международных институтов. Поэтому Совет Европы проявляет особую заинтересованность в усилении международной борьбы против коррупции. Одно из важнейших его достижений в этом направлении - принятие Комитетом министров Совета Европы в 1996 году Программы действий по борьбе с коррупцией. В ее рамках был подготовлен ряд документов, среди которых следует особо выделить два - Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Первая была подписана Российской Федерацией 27 января 1999 г., вторая же, принятая 9 сентября 1999 г., до настоящего времени Российской Федерацией не подписана.
Говоря о второй Конвенции, необходимо подчеркнуть важность гражданско-правовых норм в деле предупреждения и пресечения коррупции. Названная Конвенция является одной из первых попыток установить в рамках Совета Европы общие международные правила гражданско-правового и гражданско-процессуального характера в данной сфере.
Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию состоит из преамбулы и трех глав: "Меры, которые должны быть приняты на национальном уровне", "Международное сотрудничество и контроль за выполнением", "Заключительные положения".
В документе сформулировано определение коррупции. Это, в частности, просьба, предложение, дача или получение, прямо или опосредованно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества, или перспектив таковых, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности.
Конвенция гласит, что каждое государство, присоединившееся к Конвенции, предусматривает в своем внутреннем законодательстве нормы, закрепляющие право лиц, понесших ущерб в результате коррупции, подать иск с целью получения полного возмещения ущерба; такое возмещение может охватить материальный ущерб, упущенную финансовую выгоду и нематериальный вред.
Каждое государство предусматривает в своем внутреннем законодательстве следующие условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы ущерб подлежал возмещению: ответчик совершил или не предпринял разумные шаги для предотвращения акта коррупции; истец понес ущерб; существует причинно-следственная связь между актом коррупции и нанесенным ущербом.
Каждое государство должно закрепить в своем внутреннем законодательстве надлежащие процедуры, позволяющие лицам, понесшим ущерб в результате акта коррупции, совершенного его публичными должностными лицами в ходе осуществления ими своих функций, требовать возмещения ущерба от государства или, если сторона не является государством, от соответствующих властей данной стороны. Помимо этого государства должны в своем внутреннем законодательстве предусматривать, что объем возмещения ущерба уменьшается или в его возмещении может быть отказано, если истец по собственной вине способствовал причинению ущерба или его усугублению.
В соответствии с Конвенцией каждое государство устанавливает в своем внутреннем законодательстве, что любой контракт или положение контракта, предусматривающие совершение акта коррупции, являются недействительными и не имеющими юридической силы. Помимо этого, каждое государство предусматривает в своем внутреннем законодательстве надлежащую защиту от любой неоправданной меры в отношении служащих, которые имеют серьезные основания подозревать наличие коррупции и добросовестно сообщают о своем подозрении компетентным лицам и властям.
Каждое государство в рамках своего внутреннего законодательства должно предусматривать необходимые меры для того, чтобы ежегодные отчеты компаний составлялись правильно и давали правдивое и честное представление о финансовом положении компании, а также устанавливать эффективные процедуры для получения доказательств в гражданском судопроизводстве, вытекающие из акта коррупции.
Конвенция предусматривает сотрудничество государств по вопросам, связанным с гражданским судопроизводством по делам о коррупции: предоставление документов, получение доказательств за рубежом, разграничение юрисдикции, признание и исполнение иностранных судебных решений и возмещение судебных расходов в соответствии с положениями международных договоров о международном сотрудничестве в гражданско-правовой и коммерческой сфере, участниками которых они являются, а также в соответствии с их внутренним законодательством.
Любое государство, которое подписало или присоединилось к Конвенции, к моменту вступления ее в силу автоматически становится членом "Группы государств против коррупции" и осуществляет контроль за исполнением этой Конвенции, руководящих принципов борьбы с коррупцией и других соглашений или правовых документов, принятых Советом Европы в соответствии с Программой действий против коррупции.
Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию была открыта для подписания 4 ноября 1999 г. Сторонами Конвенции могут быть как государства - члены Совета Европы, так и государства, не являющиеся его членами, но участвовавшие в ее разработке.
Российская Федерация пока не подписала данную Конвенцию. Но стоит отметить, что законодательные акты нашей страны затрагивают некоторые вопросы, урегулированные Конвенцией, хотя и без специального указания на акты коррупции. Это, в частности, ГК РФ: ст.168 "Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным актам", ст.169 "Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности", глава 59 "Обязательства вследствие причинения вреда".
Если Российская Федерация подпишет Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и ратифицирует ее, это повлечет внесение изменений и дополнений в гражданское, гражданское процессуальное, финансовое, банковское и административное законодательство нашей страны.
А. Куракин,
доцент Московского университета МВД России,
кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 3, март 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: общая характеристика
Автор
А. Куракин - доцент Московского университета МВД России, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2003, N 3, стр.27