Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение и сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что при оказании услуг по прокату может применяться патентная система налогообложения.
В соответствии со статьей 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) может применяться в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор), в группе услуг 01 "Бытовые услуги".
Согласно статье 346.27 Кодекса в целях ЕНВД к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуг по изготовлению мебели и строительству индивидуальных домов), предусмотренные Классификатором.
Классификатором к бытовым услугам отнесены, в частности, услуги почасового проката предметов в специальных помещениях (код услуги 019430), прокат игровых автоматов, компьютеров, игровых программ (код услуги 019434), прокат компьютерной техники (код услуги 019436).
Понятие "прокат" Кодексом не определено.
Статьей 626 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства. Договор проката является публичным договором и заключается в письменной форме.
Из приведенных выше определений следует, что договор проката является отдельным видом договора аренды и для него применяются общие положения о договоре аренды. Объектом проката может являться только движимое имущество, которое приобретено арендодателем исключительно с целью передачи его в аренду.
При этом следует иметь в виду, что предмет проката передается "во владение и пользование", поэтому отношения по предоставлению права пользования имуществом с сохранением права владения за арендодателем правилами о договоре проката не регламентируются.
Поскольку компьютерный клуб осуществляет деятельность по организации компьютерных игр посредством компьютеров, подключенных к сети Интернет, и оказывает дополнительные услуги по предоставлению физическим лицам возможности выхода в сеть Интернет, то данную деятельность нельзя рассматривать как оказание услуг по прокату и, следовательно, переводить её на систему налогообложения в виде ЕНВД или патентную систему налогообложения.
В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) данный закон действует на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя с 01.01.2016.
До 01.01.2016 на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя порядок применения контрольно-кассовой техники (регистраторов расчетных операций), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за применением контрольно-кассовой техники (регистраторов расчетных операций), регулируются нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности").
Пунктом 1 Порядка применения контрольно-кассовой техники (регистраторов расчетных операций) и регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления контроля за применением контрольно-кассовой техники (регистраторов расчетных операций), на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 08.08.2014 N 2437-6/14 (далее - Порядок N 2437-6/14), определено, что применение контрольно-кассовой техники юридическими лицами, местом нахождения которых является территория Республики Крым, и индивидуальными предпринимателями, проживающими на территории Республики Крым, сведения о которых внесены соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, филиалами и представительствами российских организаций, иными обособленными подразделениями российских организаций, а также обособленными подразделениями иностранных организаций, созданными на территории Республики Крым после 18.03.2014, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о применении и регистрации контрольно-кассовой техники с учетом особенностей, установленных Порядком N 2437-6/14.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Согласно письму Минфина России от 27.01.2009 N 03-01-15/1-29 принадлежность к услугам, предоставляемым населению предприятиями и организациями, определяет Классификатор.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению вправе выдавать бланки строгой отчетности, соответствующие требованиям Положения о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359, вне зависимости от применяемого режима налогообложения, или применять контрольно-кассовую технику в общеустановленном порядке.
Действительный |
Д.Ю. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 28 января 2015 г. N ГД-3-3/249@ "О налогообложении предпринимательской деятельности"
Опубликование:
-