Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Направления социально-экономического развития Курганской области и целевые показатели прогноза Курганской области на среднесрочный период
Показатели прогноза Курганской области на среднесрочный период разработаны в двух вариантах: консервативном и базовом.
Консервативный вариант (вариант 1) разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом возможности ухудшения внешнеэкономических условий.
Базовый вариант (вариант 2) характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативного изменения внешних условий.
Варианты также различаются:
степенью влияния процессов, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, на экономику области;
эффективностью предпринимаемых государственных антикризисных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в области;
предполагаемыми сроками выхода экономики области из кризиса, восстановления и перехода к развитию.
Базовый вариант основан на предпосылке о более благоприятной экономической и стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации по сравнению с консервативным вариантом.
Оба варианта развития базируются на единых целях и приоритетах государственной социально-экономической политики по выходу экономики региона на траекторию устойчивого развития, обеспечивающую реализацию национальных целей, но степень решения поставленных задач и достижения обозначенных целей по базовому варианту является более высокой. Консервативный вариант предполагает наличие рисков недостижения поставленных задач.
Базовый вариант предложен в качестве основы для разработки параметров областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Прогнозная динамика демографических показателей учитывает выполнение мероприятий и достижение целевых показателей, определенных в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р), реализацию мероприятий региональных проектов национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение", плана мероприятий по реализации концепции демографического развития Курганской области на период до 2025 года (распоряжение Правительства Курганской области от 12 июля 2011 года N 225-р).
По базовому варианту прогноза общий коэффициент рождаемости с 2022 года будет постепенно увеличиваться и в 2025 году может составить 9,4 промилле против 8,0 промилле в 2022 году, показатель смертности с 15,7 промилле в 2022 году уменьшится до 14,5 промилле в 2025 году. На протяжении всего прогнозного периода коэффициент естественного прироста населения останется в зоне отрицательных значений. Таким образом, численность населения на протяжении всего прогнозного периода будет сокращаться и к 2025 году в среднегодовом выражении оценивается в 771,8 тыс. человек - на 3,6% меньше, чем в 2022 году.
Произойдут изменения в возрастной структуре населения. Уменьшится доля граждан старше пенсионного возраста с 27,9% в 2022 году до 27,3% в 2025 году. Доля численности населения в трудоспособном возрасте в 2025 году сохранится на уровне 52,7% в общей численности населения.
В консервативном варианте влияние объективных демографических факторов на процессы естественного воспроизводства населения сильнее, учтено также возможное ухудшение эпидемиологической ситуации, в связи с чем показатели имеют более неблагоприятную динамику. Общий коэффициент рождаемости в 2023 - 2025 годах будет увеличиваться более низкими темпами и в 2025 году может составить 9,0 промилле против 8,0 промилле в 2022 году. Коэффициент естественной убыли населения в 2025 году может составить 6,0 промилле против 7,7 промилле в 2022 году. Численность населения будет уменьшаться интенсивнее и в 2025 году в среднегодовом выражении может составить 766,5 тыс. человек - на 4,2% меньше, чем в 2022 году.
Прогноз ВРП Курганской области основывается на прогнозных оценках развития базовых отраслей и сфер экономики, влияния внешнего и внутреннего спроса на производимые в регионе товары и услуги.
С 2023 года по базовому варианту развития ожидается возобновление экономического роста в Курганской области.
По базовому варианту объем ВРП в 2023 году может увеличиться на 0,46% к предыдущему году в сопоставимых ценах и составит 292,5 млрд. руб., в 2024 году - на 0,86% (311,0 млрд. руб.), в 2025 году - на 1,75% (более 330,3 млрд. руб.). В целом за 2023-2025 годы объем ВРП увеличится на 3,1% в сопоставимых ценах.
По консервативному варианту объем ВРП в 2023 году может составить 99,71% к предыдущему году в сопоставимых ценах (287,0 млрд. руб.), в 2024 году прогнозируется рост на 0,67% (302,8 млрд. руб.), в 2025 году - на 1,23% (320,6 млрд. руб.). В целом за период 2023 - 2025 годов объем ВРП увеличится на 2,9% в сопоставимых ценах.
Базовой составляющей экономики региона выступает промышленный комплекс. Промышленным производством области формируется больше 26% ВРП и более трети общего объема налоговых поступлений.
В прогнозном периоде восстановлению и ускорению темпов роста будут способствовать постепенное ослабление ограничительных мероприятий, эффективная реализация мер, направленных на восстановление и развитие пострадавших отраслей, в том числе мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2020 года N 422-р), государственной программы Курганской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 493).
По базовому варианту в 2023 году индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 102,5% в сопоставимых ценах, в 2024 году - 103,0%, в 2025 году - 103,1%. В цепом за период 2023-2025 годов объем промышленного производства в Курганской области может увеличиться почти 8,8% в сопоставимых ценах.
По видам экономической деятельности:
"Добыча полезных ископаемых" (в структуре отгруженных товаров собственного производства области занимает около 2,0%) - в 2023 году индекс производства продукции ожидается на уровне 95,0% в сопоставимых ценах, в 2024 году - 100,%, в 2025 году - 100,0%. В 2025 году относительно 2022 года темп роста составит 95,0% в сопоставимых ценах;
"Обрабатывающие производства" (в структуре отгруженных товаров собственного производства области занимают 84,0% и оказывают на динамику промышленного производства региона определяющее влияние) - в 2023 году индекс производства продукции ожидается на уровне 102,0% в сопоставимых ценах, в 2024 году - 102,0%, в 2025 году - 103,0%. В 2025 году относительно 2022 года рост показателя составит 107,16% в сопоставимых ценах;
"Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" (в структуре отгруженных товаров собственного производства области занимает почти 12%) - в 2023 году индекс производства ожидается на уровне 102,86% в сопоставимых ценах, в 2024 году - 100,0%, в 2025 году - 100,0%. В 2025 году относительно 2022 года рост показателя составит 102,86% в сопоставимых ценах;
"Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" (в структуре отгруженных товаров собственного производства области занимает более 2,0%) - в 2023 году индекс производства ожидается на уровне 102,8% в сопоставимых ценах, в 2024 году - 102,8%, в 2025 году - 102,8%. В 2025 году к уровню 2022 года показатель составит 108,6% в сопоставимых ценах.
По консервативному варианту в 2023 году индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 101,5% в сопоставимых ценах, в 2024 году - 101,8%, в 2025 году - 102,3%. В целом за период 2023-2025 годов объем промышленного производства в Курганской области может увеличиться на 5,7% в сопоставимых ценах.
По видам экономической деятельности:
"Добыча полезных ископаемых" - в 2023 году индекс производства продукции ожидается на уровне 92,0% в сопоставимых ценах, в 2024 году - 95,0%, в 2025 году - 97,0%. В 2025 году относительно 2022 года темп роста показателя составит 84,8% в сопоставимых ценах;
"Обрабатывающие производства" - в 2023 году индекс производства продукции ожидается на уровне 100,0% в сопоставимых ценах, в 2024 году - 101,0%, в 2025 году - 102,0%. В 2025 году относительно 2022 года темп роста показателя составит 103,0% в сопоставимых ценах;
"Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - в 2023 году индекс производства ожидается на уровне 102,86% в сопоставимых ценах, в 2024 году - 100,0%, в 2025 году - 100,0%. В 2025 году к уровню 2022 года показатель составит 102,86% в сопоставимых ценах;
"Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - в 2023 году индекс производства ожидается на уровне 101,3% в сопоставимых ценах, в 2024 году - 101,3%, в 2025 году - 101,3%. В 2025 году к уровню 2021 года показатель составит 103,95% в сопоставимых ценах.
Доля сельского хозяйства в структуре ВРП региона составляет около 10,0%.
Базовый сценарий развития аграрного сектора экономики учитывает адаптацию агропромышленного комплекса к макроэкономической ситуации на внешнем и внутреннем рынке, активизацию инвестиционной деятельности в отрасли и увеличение мер государственной поддержки, наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также рост доходов и потребительского спроса населения на продукты питания.
Ключевыми инструментами оказания государственной поддержки в аграрном секторе станут мероприятия государственной программы Курганской области "Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области" (постановление Правительства Курганской области от 14 февраля 2017 года N 45).
Увеличению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, а также развитию фермерского движения и сельскохозяйственной потребительской кооперации будет способствовать реализация мероприятий в рамках федеральных проектов "Экспорт продукции АПК" национального проекта "Международная кооперация и экспорт" и "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство".
Реализация мероприятий государственной программы Курганской области "Комплексное развитие сельских территорий Курганской области" (постановление Правительства Курганской области от 28 декабря 2019 года N 458) будет способствовать дальнейшему развитию социальной и инженерной инфраструктуры на селе.
Консервативный вариант предусматривает преимущественно негативное влияние факторов, определяющих производство сельскохозяйственной продукции: зависимость урожайности и объемов сбора сельскохозяйственных культур от природно-климатических условий (среднегодовая температура, режим выпадения осадков), характерных для Курганской области, нестабильность продовольственного рынка и закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, снижение уровня государственной поддержки отрасли.
Также учитываются экономические риски, связанные со снижением инвестиционной активности в аграрном секторе экономики, социальные риски, оказывающие влияние на структуру потребления продукции агропромышленного комплекса, доступность продукции для населения.
По базовому варианту индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2023 году может составить 101,7% к предыдущему году в сопоставимых ценах, в 2024 году - 101,9%, в 2025 году - 102,4%. В целом за прогнозный период 2023 - 2025 годов индекс производства продукции сельского хозяйства составит 106,1% в сопоставимых ценах.
По консервативному варианту индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2023 году может составить 80,6% к предыдущему году в сопоставимых ценах, в 2024 году - 100,8%, в 2025 году - 101,2%. В целом за период 2023 - 2025 годов темпы роста объема производства продукции сельского хозяйства составят 82,2% в сопоставимых ценах.
Доля строительства в структуре ВРП региона составляет 4,4%.
Прогноз развития строительной деятельности в Курганской области по базовому варианту учитывает прогнозируемую активизацию инвестиционной деятельности и восстановление роста объемов инвестиций в основной капитал. Дальнейшему наращиванию объемов строительных работ будет способствовать реализация мероприятий региональных проектов национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", инфраструктурных проектов с государственным участием, мероприятий государственной программы Курганской области "Развитие автомобильных дорог" (постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 473) и государственной программы Курганской области "Формирование комфортной городской среды" (постановление Правительства Курганской области от 28 августа 2017 года N 320).
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в Курганской области в 2023 году увеличится на 5,9% к предыдущему году в сопоставимых ценах и составит 26,0 млрд. руб., в 2024 году - на 6,0% (28,8 млрд. руб.), в 2025 году - на 6,1% (почти 32,0 млрд. руб.). В целом за прогнозный период 2023 - 2025 годов объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в регионе увеличится на 19,1% в сопоставимых ценах.
Прогноз развития строительной деятельности в Курганской области по консервативному варианту основан на предположениях о более медленном восстановлении инвестиционной активности и сдержанном росте объемов инвестиций в основной капитал.
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2023 году составит 105,7% в сопоставимых ценах, в 2024 году - 105,8%, в 2025 году - 105,9%. В целом за прогнозный период 2023 - 2025 годов объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в регионе увеличится на 18,4% в сопоставимых ценах.
Развитию жилищного строительства будет способствовать реализация мероприятий региональных проектов национального проекта "Жилье и городская среда", государственной программы Курганской области "Развитие жилищного строительства" (постановление Правительства Курганской области от 4 июля 2018 года N 207).
По базовому варианту, с учетом выполнения мероприятий и достижения целевых показателей, определенных в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р), в 2023 году планируется ввод в действие 283,6 тыс. кв. метров общей площади жилья, в 2024 году - 300,0 тыс. кв. метров, в 2025 году - 300 тыс. кв. метров (106,3% к 2022 году).
По консервативному варианту прогнозируется в 2023 году ввод в действие 263,75 тыс. кв. метров общей площади жилья, в 2024 году - 279 тыс. кв. метров, в 2025 году - 279 тыс. кв. метров (98,9 к уровню 2022 года).
Прогнозная динамика уровня цен на потребительском рынке региона соответствует прогнозным параметрам по Российской Федерации. Уровень потребительской инфляции в 2023 году по базовому варианту прогнозируется на уровне 105,9%, далее - на уровне 104,3% ежегодно (декабрь к декабрю предыдущего года), по консервативному варианту - 105,7% в 2023 году, 104,0% - в 2024 году и 104,3% - в 2025 году.
В сфере потребительского рынка с учетом ожидаемого восстановления роста денежных доходов населения, активизации рынка потребительского кредитования и оживления потребительского спроса, а также сохранения стабильного уровня инфляции ожидается рост оборота розничной торговли и объема платных услуг населению.
На сферу торговли оптовой и розничной в структуре ВРП региона приходится около 9,0%.
По базовому варианту в 2023 году оборот розничной торговли прогнозируется в объеме 158,2 млрд. руб., 100,3% к предыдущему году в сопоставимых ценах, в 2024 году - 167,6 млрд. руб. (100,9%), в 2025 году - 176,6 млрд. руб. (101,0%). В целом за прогнозный период 2023-2025 годов оборот розничной торговли увеличится на 2,2% в сопоставимых ценах.
По консервативному варианту предусматривается более сдержанный потребительский спрос, обусловленный более низкими темпами роста доходов населения по сравнению с базовым вариантом. В 2023 году оборот розничной торговли может составить 150,4 млрд. руб., 96,5% к предыдущему году в сопоставимых ценах, в 2024 году - 158,8 млрд. руб. (100,9%), в 2025 году - 166,1 млрд. руб. (100,4%). В 2025 году к уровню 2022 года показатель может сложиться в 97,8% в сопоставимых ценах.
Объем платных услуг населению по базовому варианту составит в сопоставимых ценах в 2023 году 100,6% к уровню предыдущего года, в 2024 году - 101,0%, в 2025 году - 100,3%. В целом за 2023 - 2025 годы объем платных услуг населению увеличится на 1,9% в сопоставимых ценах.
По консервативному варианту объем платных услуг населению составит в сопоставимых ценах в 2023 году 100,2% к уровню предыдущего года, в 2024 году - 100,5%, в 2025 году - 100,2%. В целом за 2023 - 2025 годы объем платных услуг населению может сложиться на уровне 100,9% в сопоставимых ценах.
Активизация инвестиционных процессов является ключевым условием восстановления региональной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста.
Базовый вариант развития инвестиционной деятельности в Курганской области основан на постепенном восстановлении роста экономики региона и учитывает выполнение мероприятий и достижение целевых показателей, определенных в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р).
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2023 году составит 101,2% к оценке 2022 года в сопоставимых ценах, общий объем инвестиций - 66,5 млрд. руб., в 2024 году - 104,5% (73,0 млрд. руб.), в 2025 году - 106,5% (81,3 млрд. руб.). В целом за 2023-2025 годы объем инвестиций в основной капитал увеличится на 12,6% в сопоставимых ценах.
В консервативном варианте менее благоприятные экономические условия будут сдерживать темпы инвестиционного роста. В 2023 году объем инвестиций в основной капитал составит 100,0% к оценке 2022 года в сопоставимых ценах, в 2024 году - 103,1%, в 2025 году - 104,0%. В целом за 2023 - 2025 годы объем инвестиций в основной капитал увеличится на 7,2% в сопоставимых ценах.
Важнейшей задачей Правительства Курганской области в прогнозном периоде является восстановление и сохранение положительной динамики показателей уровня жизни населения.
По базовому варианту развития с учетом сохранения стабильного уровня инфляции, положительной динамики реальной заработной платы, а также увеличения пенсионных и социальных выплат уязвимым группам населения с 2023 года предполагается возобновление роста реальных располагаемых денежных доходов населения. В 2023 году - 100,1% к предыдущему году, в 2024 году - 100,7%, в 2025 году -101,0%.
По консервативному варианту в 2023 году прогнозируются реальные располагаемые денежные доходы на уровне 98,2%, а в 2024 - 2025 годах ожидается возобновление роста реальных располагаемых денежных доходов населения: в 2024 году - 100,1%, в 2025 году - 100,3%.
Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан в соответствии с Правилами установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 года N 1022, а также информационными материалами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 8 июня 2022 года N 27-3/10/В-7591), с применением коэффициента региональной дифференциации.
Величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Курганской области на 2022 год пересчитаны с учетом 10% индексации и установлены постановлением Правительства Курганской области от 7 сентября 2021 года N 261 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Курганской области на 2022 год". Прогноз величины прожиточного минимума на 2023-2025 годы проведен с учетом значений базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.
По прогнозным подсчетам к 2025 году величина прожиточного минимума вырастет по всем социально-демографическим группам населения. Прожиточный минимум в среднем на душу населения в 2025 году составит 14 945,0 руб., рост показателя к 2022 году на 14,2%, для трудоспособного населения - 16 290,0 руб. (рост на 14,2%), для пенсионеров - 12 853,0 руб. (рост на 14,2%), для детей - 15 093,0 руб. (рост на 15,2%).
Численность трудовых ресурсов за 2022 год, по оценке, составит 422,5 тыс. человек. В дальнейшем тенденция к сокращению трудовых ресурсов сохранится: по базовому варианту численность трудовых ресурсов в 2023 году составит 416,6 тыс. человек, в 2024 году - 413,1 тыс. человек, в 2025 году - 409,9 тыс. человек; в условиях консервативного варианта к 2025 году - 405,5 тыс. человек.
В 2022 году, по данным баланса трудовых ресурсов, численность занятых в отраслях экономики - 301,2 тыс. человек, 71,3% в численности трудовых ресурсов. По базовому варианту численность занятых в отраслях экономики в 2023 году составит 298,8 тыс. человек (71,7%), в 2024 году - 296,6 тыс. человек (71,8%), в 2025 году - 294,9 тыс. человек (71,9%). По консервативному варианту в 2023 году составит 296,7 тыс. человек (71,7%), в 2024 году - 294,0 тыс. человек (71,8%), в 2025 году - 290,3 тыс. человек (71,6%).
В 2022 году общая численность безработных (по методологии МОТ), по оценке, составит 26,2 тыс. человек, или 7,2% численности рабочей силы. Реализация мероприятий Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения (одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 года (протокол N 36, раздел VII), N П13-60855 от 2 октября 2020 года), и государственной программы Курганской области "Содействие занятости населения Курганской области" (постановление Правительства Курганской области от 26 августа 2014 года N 327) будет способствовать сокращению безработицы в прогнозном периоде. К 2025 году по базовому варианту общая численность безработных сократится до 25,3 тыс. человек (7,3% численности рабочей силы), по консервативному варианту - до 25,9 тыс. человек (7,5% численности рабочей силы).
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, на конец 2022 года, по оценке, составит 4,6 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы не превысит 1,3% численности рабочей силы. Благодаря принимаемым мерам численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, к концу 2025 года составит 5,2 тыс. человек по базовому варианту (по консервативному варианту - 5,8 тыс. человек). Уровень зарегистрированной безработицы в 2025 году составит по базовому варианту 1,46% (по консервативному - 1,6%).
В 2022 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций по области ожидается на уровне 40 819,84 руб., выше уровня предыдущего года на 12,8%. По прогнозным оценкам номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций по базовому варианту в 2023 году составит 45 105,92 руб. с темпом роста к 2022 году 110,5%, по консервативному варианту - 44493,62 руб. с темпом роста - 109,0%. К 2025 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций вырастет к уровню 2022 года на 27,6% и составит 52 077,04 руб. по базовому варианту, по консервативному варианту - вырастет на 24,8% и составит 50 940,75 руб.
В 2022 году размер реальной заработной платы ожидается на уровне 97,41% к предыдущему году. По базовому варианту в 2023 году показатель составит 100,73%, в 2024 году - 102,38%, в 2025 году - 102,97%. По консервативному варианту в 2023 году показатель составит 100,55%, в 2024 году - 102,29%, в 2025 году - 102,69%.
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) в 2022 году, по оценке, составит 34 900,96 руб., выше уровня предыдущего года на 112,74%. Среднемесячный доход от трудовой деятельности по прогнозным оценкам по базовому варианту в 2023 году составит 38 565,56 руб. с темпом роста к 2022 году 110,5%, по консервативному варианту - 38 042,05 руб. с темпом роста - 109,0%. К 2025 году среднемесячный доход от трудовой деятельности вырастет к уровню 2022 года на 27,6% и составит 44 525,87 руб. по базовому варианту, по консервативному варианту - вырастет на 24,8% и составит 43 554,34 руб.
В 2022 году величина фонда заработной платы работников организаций Курганской области оценивается на уровне 97 967,61 млн. руб.
Таблица 2. Основные показатели социально-экономического развития Курганской области на среднесрочный период
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
2020 год отчет |
2021 год отчет |
2022 год оценка |
Прогноз |
||||||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||||||||||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
I. Население |
|||||||||||
1. |
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. человек |
822,9 |
812,0 |
800,5 |
788,2 |
790,6 |
777,3 |
781,0 |
766,5 |
771,8 |
|
2. |
Численность населения (на 1 января года) |
тыс. человек |
827,2 |
818,6 |
805,5 |
793,7 |
795,5 |
782,7 |
785,6 |
771,9 |
776,4 |
|
3. |
Численность населения трудоспособного возраста |
тыс. человек |
428,5 |
421,6 |
424,9 |
415,1 |
417,6 |
409,4 |
412,4 |
403,7 |
409,2 |
|
4. |
Численность населения старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
238,3 |
238,5 |
224,6 |
224,6 |
221,9 |
221,5 |
217,6 |
218,4 |
211,9 |
|
5. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
число лет |
69,94 |
68,29 |
69,0 |
70,15 |
71,69 |
71,2 |
72,29 |
72,55 |
73,1 |
|
6. |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся живыми на 1000 человек населения |
9,0 |
8,9 |
8,0 |
8,2 |
9,2 |
8,5 |
9,3 |
9,0 |
9,4 |
|
7. |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
17,4 |
20,4 |
15,7 |
15,6 |
14,7 |
15,5 |
14,6 |
15,0 |
14,5 |
|
8. |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
-8,4 |
-11,5 |
-7,7 |
-7,4 |
-5,5 |
-7,0 |
-5,3 |
-6,0 |
-5,1 |
|
9. |
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. человек |
-1,6 |
-3,7 |
-3,8 |
-7,5 |
-5,6 |
-5,7 |
-5,1 |
-5,3 |
-5,3 |
|
|
II. Валовой региональный продукт |
|||||||||||
10. |
Валовой региональный продукт |
млн. руб. |
242 305,03 |
258 417,15 |
275 194,69 |
287 016,46 |
292 544,06 |
302 804,84 |
311 002,1 |
320 639,97 |
330 365,49 |
|
11. |
Индекс физического объема валового регионального продукта |
процент к предыдущему году |
97,4 |
101,6 |
100,0 |
99,71 |
100,46 |
100,67 |
100,86 |
101,23 |
101,75 |
|
|
III. Промышленное производство |
|||||||||||
12. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. руб. |
149 642,5 |
187 027,1 |
211 831,5 |
222 444,85 |
224 910,13 |
236 619,03 |
239 976,64 |
253 196,09 |
257 312,55 |
|
13. |
Индекс промышленного производства |
процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,7 |
105,0 |
104,0 |
101,5 |
102,5 |
101,8 |
103,0 |
102,3 |
103,1 |
|
14. |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" |
процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
108,3 |
90,6 |
92,0 |
92,0 |
95,0 |
95,0 |
100,0 |
97,0 |
100,0 |
|
15. |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" |
процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,3 |
100,8 |
102,0 |
100,0 |
102,0 |
101,0 |
102, |
102,0 |
103,0 |
|
16. |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" |
процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
82,9 |
120,4 |
97,76 |
102,86 |
102,86 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
17. |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
90,7 |
159,9 |
102,5 |
101,3 |
102,8 |
101,3 |
102,8 |
101,3 |
102,8 |
|
|
IV. Сельское хозяйство |
|||||||||||
18. |
Продукция сельского хозяйства |
млн. руб. |
45 091,9 |
50 923,2 |
79 396,34 |
67 157,14 |
84 827,58 |
70 507,01 |
89 997,44 |
74 203,52 |
95 860,01 |
|
19. |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
88,2 |
88,2 |
142,6 |
80,6 |
101,7 |
100,8 |
101,9 |
101,2 |
102,4 |
|
|
V. Строительство |
|||||||||||
20. |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет; млн. руб. |
23 328,2 |
21 323,1 |
23 529,91 |
25 915,7 |
26 014,58 |
28 597,82 |
28 816,35 |
31 617,64 |
31 980,56 |
|
21. |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,3 |
90,4 |
105,8 |
105,7 |
105,9 |
105,8 |
106,0 |
105,9 |
106,1 |
|
22. |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м общей площади |
267,4 |
280,7 |
282,1 |
263,75 |
283,6 |
279,0 |
300, |
279,0 |
300,0 |
|
|
VI. Торговля и услуги населению |
|||||||||||
23. |
Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года |
процент к декабрю предыдущего года |
105,9 |
109,0 |
114,3 |
105,7 |
105,9 |
101,0 |
104,3 |
104,3 |
104,3 |
|
24. |
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год |
процент к предыдущему году |
103,9 |
107,5 |
115,8 |
108,4 |
109,7 |
104,6 |
105,0 |
104,2 |
104,3 |
|
25. |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
121 234,7 |
133 013,2 |
143 803,2 |
150 426,8 |
158 225,4 |
158 762,6 |
167 631,9 |
166 092,3 |
176 588,5 |
|
26. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,5 |
101,0 |
92,8 |
96,5 |
100,3 |
100,9 |
100,9 |
100,4 |
101,0 |
|
27. |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. |
28 484,9 |
31 077,0 |
34 458,2 |
37 427,4 |
38 027,4 |
39 344,8 |
40 328,1 |
41 079,2 |
42 188,4 |
|
28. |
Индекс физического объема платных услуг населению |
процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
84,4 |
105,2 |
99,0 |
100,2 |
100,6 |
100,5 |
101,0 |
100,2 |
100,3 |
|
VII. Внешнеэкономическая деятельность |
|||||||||||
29. |
Экспорт товаров |
млн. долл. США |
130,8 |
142,3 |
115,0 |
150,0 |
160, |
160, |
170,0 |
170,0 |
175,0 |
|
30. |
Импорт товаров |
млн. долл. США |
141,4 |
112,6 |
68,0 |
140,0 |
150,0 |
150,0 |
160,0 |
160,0 |
165,0 |
|
31. |
Страны дальнего зарубежья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) |
экспорт товаров |
млн. долл. США |
47,5 |
61,3 |
49,0 |
55,0 |
62,0 |
62,0 |
70,0 |
70,0 |
73,0 |
|
2) |
импорт товаров |
млн. долл. США |
94,4 |
83,6 |
48,0 |
95,0 |
100,0 |
100,0 |
105,0 |
105,0 |
108,0 |
|
32. |
Государства-участники СНГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) |
экспорт товаров |
млн. долл. США |
83,3 |
81,0 |
65,0 |
95,0 |
98,0 |
98,0 |
100,0 |
100,0 |
102,0 |
|
2) |
импорт товаров |
млн. долл. США |
47,0 |
29,0 |
20,0 |
45,0 |
50,0 |
50,0 |
55,0 |
55,0 |
57,0 |
|
|
VIII. Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия |
|||||||||||
33. |
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
ед. |
6 759 |
6 427 |
6295 |
6300 |
6330 |
6340 |
6360 |
6340 |
6360 |
|
34. |
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей) |
тыс. человек |
44,38 |
38,2 |
43,44 |
43,5 |
436,6 |
43,65 |
43,75 |
43,8 |
43,9 |
|
35. |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
млрд. руб. |
115,11 |
136,1 |
136,5 |
136,0 |
138,2 |
136,2 |
140,3 |
136,4 |
142,4 |
|
|
IX. Инвестиции |
|||||||||||
36. |
Инвестиции в основной капитал |
млрд. руб. |
42 641,5 |
46 884,4 |
62 433,7 |
66 304,6 |
66 531,6 |
72 598,4 |
73 001,8 |
79 352,9 |
81 323,3 |
|
37. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,5 |
106,8 |
116,2 |
100,0 |
101,2 |
103,1 |
104,5 |
104 |
106,5 |
|
38. |
Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте |
процент |
17,6 |
18,1 |
22,69 |
23,1 |
22,74 |
23,98 |
23,47 |
24,75 |
24,62 |
|
39. |
Бюджетные средства |
млн. руб. |
6 559,5 |
6 674,5 |
8 888,1 |
9 439,2 |
9 471,5 |
10 335,2 |
10 392,6 |
11 296,7 |
11 577,2 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) |
федеральный бюджет |
млн. руб. |
5 136,7 |
5 179,4 |
6 897,2 |
7 324,8 |
7 349,9 |
8 020,1 |
8 064,6 |
8 766,3 |
8 983,9 |
|
2) |
бюджет Курганской области |
млн. руб. |
1 110,3 |
1 086,3 |
1 446,6 |
1 536,3 |
1 541,5 |
1 682,1 |
1 691,4 |
1 838,6 |
1 884,2 |
|
3) |
из местных бюджетов |
млн. руб. |
312,5 |
408,7 |
544,4 |
578,1 |
580,1 |
633,0 |
636,5 |
691,9 |
709,1 |
|
|
X. Консолидированный бюджет Курганской области |
|||||||||||
40. |
Доходы консолидированного бюджета Курганской области - всего |
млн. руб. |
60 214,14 |
67 892,48 |
72 979,4 |
66 337,88 |
66 733,79 |
60 970,93 |
61 438,12 |
53 502,43 |
53 598,74 |
|
1) |
Налоговые и неналоговые доходы, всего |
млн. руб. |
27 657,19 |
32 824,97 |
35 029,2 |
33 135,61 |
33 531,52 |
35 432,69 |
35 899,88 |
34 914,17 |
35 010,48 |
|
|
Налоговые доходы консолидированного бюджета Курганской области, всего |
млн. руб. |
26 238,37 |
30 599,74 |
32 274,57 |
31 359,65 |
31 755,56 |
33 162,36 |
33 629,55 |
33 125,45 |
33 221,76 |
|
|
Неналоговые доходы |
млн. руб. |
1 418,82 |
2 225,23 |
2 754,63 |
1 775,96 |
1 775,96 |
2 270,33 |
2 270,33 |
1 788,72 |
1 788,72 |
|
2) |
Безвозмездные поступления, всего |
млн. руб. |
32 556,95 |
35 067,51 |
37 950,2 |
33 202,27 |
33 202,27 |
25 538,24 |
25 538,24 |
18 588,26 |
18 588,26 |
|
41. |
Расходы консолидированного бюджета Курганской области, всего |
млн. руб. |
61 090,14 |
67 145,66 |
76 605,02 |
69 347,01 |
69 742,92 |
61 228,43 |
61 695,62 |
53 892,24 |
53 988,55 |
|
42. |
Дефицит(-), профицит(+) консолидированного бюджета Курганской области |
млн. руб. |
-876,0 |
746,82 |
-3 625,62 |
-3 009,13 |
-3 009,13 |
-257,5 |
-257,5 |
-389,81 |
-389,81 |
|
|
XI. Денежные доходы и расходы населения |
|||||||||||
43. |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
процент к предыдущему году |
97,2 |
100,1 |
92,6 |
98,2 |
100,1 |
100,1 |
100,7 |
100,3 |
101,0 |
|
44. |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) |
руб./мес. |
10 374 |
10 696 |
13 085 |
13 561 |
13513 |
14 132 |
14 146 |
14 766 |
14 945 |
|
|
по основным социально-демографическим группам населения: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) |
трудоспособного населения |
руб./мес. |
11 084 |
11 516 |
14 263 |
14 781 |
14 729 |
15 404 |
15419 |
16 095 |
16 290 |
|
2) |
пенсионеров |
руб./мес. |
8 592 |
9 248 |
11 253 |
11 662 |
11 621 |
12 154 |
12 166 |
12 699 |
12 853 |
|
3) |
детей |
руб./мес. |
10 865 |
11 452 |
13 101 |
13 848 |
13 874 |
14 402 |
14 471 |
15 021 |
15 093 |
|
45. |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
процент |
19,3 |
18,5 |
17,0 |
18,0 |
16,0 |
16,5 |
15,0 |
15,3 |
14,1 |
|
|
XII. Труд и занятость |
|||||||||||
46. |
Численность рабочей силы |
тыс. человек |
371,0 |
364,6 |
362,2 |
354,3 |
358,0 |
349,5 |
352,3 |
345,9 |
348,9 |
|
47. |
Численность трудовых ресурсов - всего |
тыс. человек |
427,4 |
427,0 |
422,5 |
413,8 |
416,6 |
409,3 |
413,1 |
405,5 |
409,9 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
тыс. человек |
392,1 |
391,8 |
387,8 |
379,7 |
382,0 |
375,5 |
379,0 |
372,1 |
376,3 |
|
2) |
иностранные трудовые мигранты |
тыс. человек |
1,9 |
2,4 |
2,5 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,7 |
|
3) |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике |
тыс. человек |
33,4 |
32,8 |
32,1 |
31,6 |
32,0 |
31,2 |
31,5 |
30,8 |
30,9 |
|
48. |
Численность занятых в экономике - всего |
тыс. человек |
309,8 |
302,8 |
301,2 |
296,7 |
298,8 |
294,0 |
296,6 |
290,3 |
294,9 |
|
|
в том числе по разделам ОКВЭД: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
тыс. человек |
28,5 |
27,3 |
26,7 |
25,7 |
26,2 |
24,9 |
25,7 |
23,9 |
25,2 |
|
2) |
добыча полезных ископаемых |
тыс. человек |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
0,8 |
1,0 |
|
3) |
обрабатывающие производства |
тыс. человек |
55,6 |
53,6 |
54,0 |
52,2 |
52,4 |
50,7 |
50,9 |
48,2 |
49,8 |
|
4) |
обеспечение |
тыс. человек |
11,0 |
10,1 |
10,2 |
10,3 |
10,2 |
10,1 |
10,2 |
10,1 |
10,2 |
|
|
электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5) |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
тыс. человек |
2,7 |
2,8 |
2,8 |
2,7 |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
|
6) |
строительство |
тыс. человек |
17,0 |
17,6 |
17,6 |
17,6 |
17,7 |
17,7 |
17,7 |
17,7 |
17,8 |
|
7) |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
тыс. человек |
45,2 |
44,7 |
45,1 |
45,1 |
45,2 |
45,2 |
45,3 |
45,2 |
45,3 |
|
8) |
транспортировка и хранение |
тыс. человек |
17,8 |
18,7 |
19,1 |
18,8 |
19,1 |
18,8 |
19,1 |
18,8 |
19,1 |
|
9) |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
тыс. человек |
5,3 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
5,2 |
5,1 |
5,2 |
|
10) |
деятельность в области информации и связи |
тыс. человек |
4,7 |
4,5 |
4,4 |
4,3 |
4,5 |
4,3 |
4,5 |
4,3 |
4,5 |
|
11) |
деятельность финансовая и страховая |
тыс. человек |
3,9 |
3,6 |
2,3 |
2,2 |
2,3 |
2,2 |
2,3 |
2,1 |
2,2 |
|
12) |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
тыс. человек |
5,9 |
5,6 |
5,6 |
5,5 |
5,6 |
5,5 |
5,6 |
5,5 |
5,6 |
|
13) |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
тыс. человек |
6,7 |
6,4 |
6,3 |
6,2 |
6,3 |
6,1 |
6,3 |
6,1 |
6,3 |
|
14) |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
тыс. человек |
5,4 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
|
15) |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
тыс. человек |
31,7 |
29,8 |
29,4 |
28,7 |
29,0 |
28,4 |
28,7 |
28,2 |
28,6 |
|
16) |
образование |
тыс. человек |
32,4 |
31,6 |
31,1 |
31,1 |
31,1 |
31,1 |
31,1 |
31,1 |
31,1 |
|
17) |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
тыс. человек |
26,2 |
25,8 |
25,5 |
25,5 |
25,6 |
25,5 |
25,6 |
25,5 |
25,6 |
|
18) |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
тыс. человек |
4,3 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,3 |
4,2 |
4,3 |
|
19) |
прочие виды экономической деятельности |
тыс. человек |
4,4 |
4,6 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
|
49. |
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике - всего |
тыс. человек |
89,6 |
94,3 |
121,3 |
117,2 |
117,8 |
115,3 |
116,4 |
115,3 |
115,1 |
|
50. |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
руб. |
33 181,5 |
36187,8 |
40819,84 |
44493,62 |
45105,92 |
47608,18 |
48488,87 |
50940,75 |
52077,04 |
|
51. |
Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций |
процент к предыдущему году |
108,3 |
109,1 |
112,8 |
109,0 |
110,5 |
107,0 |
107,5 |
107,0 |
107,4 |
|
52. |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
руб. |
28 701,0 |
30956,0 |
34900,96 |
38042,05 |
38565,56 |
40704,99 |
41457,98 |
43554,34 |
44525,87 |
|
53. |
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
процент к предыдущему году |
105,7 |
107,9 |
112,74 |
109,0 |
110,5 |
107,0 |
107,5 |
107,0 |
107,4 |
|
54. |
Реальная заработная плата работников организаций |
процент к предыдущему году |
104,3 |
101,5 |
97,41 |
100,55 |
100,73 |
102,29 |
102,38 |
102,69 |
102,97 |
|
55. |
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
процент к рабочей силе |
8,2 |
7,6 |
7,2 |
7,6 |
7,4 |
7,6 |
7,4 |
7,5 |
7,3 |
|
56. |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
процент |
7,5 |
1,9 |
1,3 |
1,7 |
1,5 |
1,7 |
1,5 |
1,6 |
1,46 |
|
57. |
Общая численность безработных граждан (по методологии МОТ) |
тыс. человек |
30,4 |
27,9 |
26,2 |
27,1 |
26,6 |
26,5 |
26,1 |
25,9 |
25,3 |
|
58. |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. человек |
27,7 |
7,1 |
4,6 |
6,3 |
5,6 |
6,1 |
5,5 |
5,8 |
5,2 |
|
59. |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн. руб. |
83 347,5 |
87460,7 |
97967,61 |
104649,0 |
107712,94 |
111403,14 |
115209,54 |
119201,35 |
123735,05 |
|
60. |
Темп роста фонда заработной платы работников организаций |
процент к предыдущему году |
104,8 |
104,9 |
112,01 |
106,82 |
109,95 |
106,45 |
106,96 |
107,0 |
107,4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.