г. Краснодар |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А53-29115/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 июня 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Союз Архстрой" - Ляшенко Н.Н. (доверенность от 25.05.2018, после перерыва), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту", направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз Архстрой" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2017 (судья Чернышева И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А53-29115/2017, установил следующее.
ООО "Союз Архстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 27.06.2017 по делу N 1291/04 о признании жалобы общества необоснованной.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: некоммерческая организация "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (организатор торгов).
Решением суда от 02.11.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что тем, что предоставление банковской гарантии является необходимым условием заключения договора, в связи с чем она должна была быть предоставлена победителем аукциона в виде подлинника вместе с подписанным проектом контракта. Суды сделали вывод о законности и обоснованности оспариваемого решения управления.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 02.11.2017 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.02.2018, принять новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что решением управления нарушены права общества в сфере предпринимательской деятельности. По мнению общества, основания для признания его уклонившимся от заключения контракта отсутствовали. Незаконное признание общества уклонившимся от заключения договора повлекло незаконное лишение его права на заключение контракта и лишения денежных средств, уплаченных в виде обеспечения участия в аукционе. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что письмо, направленное по электронной почте в 19 часов 20 минут 22 мая 2017 года, подано за пределами срока на подачу документов, предусмотренных конкурсной документацией.
В отзывах на кассационную жалобу управление и организатор торгов просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании объявлен перерыв до 16 часов 40 минут 30.05.2018, после перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав пояснения представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из представленных в дело документов, 06.04.2017 на сайте www.rts-tender.ru размещено извещение о проведении торгов на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, расположенных в г. Новочеркасске, номер процедуры РТС261Б170046, и документация о проведении электронного аукциона, утвержденная приказом организатора торгов 28.03.2017 N 27-0.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 12.05.2017 подано две заявки: обществом и ООО "Релект", заявки допущены к участию в торгах. Протоколом проведения электронного аукциона от 15.05.2017 победителем признано общество с ценой договора 28 148 939 рублей 32 копейки
Организатор торгов 15.05.2017 по электронной почте направил в адрес общества (победителя) проект договора, который подписан последним и возвращен организатору 19.05.2017. Копия банковской гарантии от 22.05.2017 N ЭБГ-А(2)-0305-2017-0382, выданная АО "Солид Банк", получена организатором торгов 23.05.2017, что подтверждается штампом входящей корреспонденции - "вх. N 7634/л от 23.03.2017".
Общество, явившееся победителем торгов, признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта, в связи с чем заказчик отказался от заключения договора.
Общество обжаловало решение заказчика в управление.
Антимонопольный орган сделал вывод о том, что победителем торгов не представлено обеспечение исполнения договора в срок, предусмотренный документацией об аукционе, а сама банковская гарантия в подлиннике получена обществом 31.05.2017. По результатам рассмотрения жалобы общества комиссия управления приняла решение от 27.06.2017 по делу N 1291/04 о признании жалобы общества необоснованной.
Общество, не согласившись с решением управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды руководствовались следующим.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. В целях выполнения указанной функции региональным оператором закупки товаров, работ, услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 180 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - постановление N 615, Положение N 615).
В соответствии с пунктом 2 постановления N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения N 615.
В соответствии с пунктом 196 Положения N 615 (в редакции на дату проведения закупки), пунктом 1 раздела IХ "Порядок заключения договора" документации об электронном аукционе договор о проведении капитального ремонта заключается региональным оператором в соответствии с Гражданским кодексом, Положением N 615 и документацией об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 185 Положения N 615 заказчик в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола проведения электронного аукциона передает победителю электронного аукциона проект договора об оказании услуг, который составляется путем включения цены договора об оказании услуг, предложенной победителем электронного аукциона при проведении электронного аукциона, в проект договора об оказании услуг, прилагаемый к документации об электронном аукционе.
В случае если победитель электронного аукциона в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, не представил заказчику подписанный договор об оказании услуг, переданный ему в соответствии с пунктами 165, 185 и 187 настоящего Положения, и (или) не представил обеспечение исполнения договора об оказании услуг, то победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения договора об оказании услуг (пункт 199 Положения N 165). Договор об оказании услуг заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, обеспечения исполнения договора об оказании услуг в размере, указанном в извещении о проведении электронного аукциона (пункт 205 Положения N 165).
Из материалов дела видно, что победитель аукциона определен в соответствии с протоколом от 15.05.2017. В порядке пункта 185 Положения N 615 организатор торгов направил обществу проект договора.
Общество 19.05.2017 направило подписанный проект договора без обеспечения. Банковская гарантия направлена организатору торгов 22.05.2017.
Согласно пункту 40 Информационной карты аукционной документации документ, подтверждающий обеспечение исполнения договора о выполнении работ, предоставляется одновременно с подписанным подрядчиком договором о выполнении работ.
Указанное требование документации соответствует части 15 статьи 70 Закона N 44-ФЗ, согласно которой участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта. В нарушение указанных правил банковская гарантия направлена организатору торгов не только после направления подписанного подрядчиком договора, но и с нарушением 5-дневного срока с даты получения договора от организатора торгов, установленного пунктом 43 информационной карты аукционной документации.
Следовательно, обществом нарушены положения аукционной документации в части непредставления обеспечения совместно с договором в срок, установленный документацией.
Вместе с тем, суды не учли следующее.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 Постановления N 615 и пункта 8 Положения N 615 в случае, если предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, то сначала проводится предварительный отбор, по результатам которого органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, а затем аукцион по правилам Положения N 615.
В соответствии с пунктом 196 Положения N 615, пунктом 1 раздела IХ "Порядок заключения договора" документации об электронном аукционе договор о проведении капитального ремонта заключается региональным оператором в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Положением N 615 и документацией об электронном аукционе.
Поскольку Положение N 615 не регулирует вопросы исчисления сроков (начала течения сроков, определенного периодом времени), то в силу пункта 196 Положения N 615 при исчислении сроков следует руководствоваться положениями главы 11 Гражданского кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть исполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
В силу пункта 2 статьи 194 Гражданского кодекса письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сданными в срок.
Согласно пункту 43 извещения о проведении электронного аукциона N РТС261Б170046 договор не может быть заключен ранее чем через 10 дней и позднее чем 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона. Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола проведения электронного аукциона передает победителю электронного аукциона два экземпляра проекта договора, который направляется посредством почтовой связи и (или) на адрес электронной почты, указанной участником в заявке, и (или) вручается лично руководителю участника аукциона или его представителю по доверенности, или подается в приемную (канцелярию) участника электронного аукциона. Подрядчик в течение 5 дней со дня получения от заказчика проекта договора подписывает договор со совей стороны и предоставляет два экземпляра договора заказчику.
Таким образом, в извещении о проведении электронного аукциона N РТС261Б170046 отсутствует указание на то, что подрядчик должен предоставить подписанный договор и обеспечение его исполнения только нарочно заказчику в рабочее время.
Заказчику предоставлено право передать победителю аукциона проект договора по электронной почте и (или) посредством почтовой связи и (или лично руководителю или представителю участника аукциона или в приемную (канцелярию) участника электронного аукциона, исходя из фактических обстоятельств настоящего спора, установленных судами, заказчик 15.05.2017 по электронной почте направил в адрес общества (победителя) проект договора. Таким образом, подрядчик вправе в таком же порядке предоставить заказчику подписанный проект договора.
В пункте 40 извещения о проведении электронного аукциона N РТС261Б170046 указано, что документ, подтверждающий обеспечение исполнения договора о выполнении работ, предоставляется одновременно с подписанным подрядчиком договором о выполнении работ. Учитывая условия аукционной документации, подрядчик вправе в течение 5 дней со дня получения от заказчика проекта договора и документ, подтверждающий обеспечение исполнения договора о выполнении работ.
В рассматриваемом случае, как установлено судами и не оспаривается участвующими в деле лицами, проект договора получен обществом 15.05.2017, следовательно, течение пятидневного срока, предусмотренного для подписания договора пунктом 43 документации об электронном аукционе, начинается с 16.05.2017 и истекает 22.05.2017.
Поскольку общество направило заказчику по электронной почте 19.05.2017 подписанный договор и 22.05.2017 банковскую гарантию, то оно не нарушило порядок и срок, установленный пунктом 43 документации об электронном аукционе, учитывая пункт 2 статьи 194 Гражданского кодекса.
В данном конкретном случае абзац первый пункта 1 статьи 194 Гражданского кодекса неприменим, поскольку подписанный договор и банковскую гарантию общество предоставило не нарочно, а посредством электронной почты.
Таким образом, вывод антимонопольного органа и судов о нарушении обществом срока и порядка представления заказчику проекта договора и банковской гарантии, что в силу Положения N 615 свидетельствует об уклонении общества от заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту, является ошибочным.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания законным решения антимонопольного органа.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании недействительным решения антимонопольного органа.
При подаче кассационной жалобы общество уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 рублей.
В соответствии со статьей 104 Кодекса, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации обществу следует возвратить из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 30.03.2018 N 401.
В силу статьи 110 Кодекса судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб подлежат взысканию с антимонопольного органа в пользу общества.
Исполнительный лист подлежит выдаче Арбитражным судом Ростовской области (часть 2 статьи 319 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 по делу N А53-29115/2017 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 27.06.2017 по делу N 1291/04.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Союз Архстрой" из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 30.03.2018 N 401.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Союз Архстрой" 6 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.