г. Краснодар |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А32-16451/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Агрофирма "Мысхако"" (ИНН 2315005310, ОГРН 1022302397853) - Пожидаева И.В. (доверенность от 17.10.2016), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Патласовой Е.Л. (доверенность от 01.05.2018), в отсутствие от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края (ИНН 2315091333, ОГРН 1022302382277), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Агрофирма "Мысхако"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2017 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 (судьи Шимбарева Н.В., Николаев Д.В., Сулименко Н.В.) по делу N А32-16451/2017, установил следующее.
Конкурсный управляющий ЗАО "Агрофирма "Мысхако"" Боклин Вячеслав Андреевич (далее - общество) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция), выразившегося в невозврате 22 556 392 рубля 85 копеек ошибочно уплаченных денежных средств; обязании инспекции вернуть 22 556 392 рубля 85 копеек (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 28.11.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края (далее - пенсионный фонд).
Решением суда от 26.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.03.2018, пенсионный фонд обязали вернуть обществу 15 846 130 рублей 68 копеек излишне уплаченных страховых взносов. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что согласно акту сверки переплата общества по страховым взносам составила 20 436 955 рублей 01 копейка, сумма задолженности - 4 590 824 рубля 33 копейки.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение суда от 26.12.2017 и постановление апелляционной инстанции от 14.03.2018, обязать пенсионный фонд вернуть обществу 20 436 655 рублей 01 копейку излишне уплаченных страховых взносов. Заявитель жалобы считает, что судебные инстанции необоснованно сослались на пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Погашение требований кредиторов по текущим платежам является обязанностью конкурсного управляющего и осуществляется им по правилам статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Пенсионный фонд и инспекция не реализовали свое право на зачет суммы излишне уплаченного налогоплательщиком налога в счет погашения имеющейся недоимки в установленном статьей 78 Кодекса порядке и в предусмотренные указанной статьей сроки. Неисполнение указанной обязанности со стороны инспекции или пенсионного фонда не должно препятствовать возврату всей суммы излишне уплаченных налогоплательщиком страховых взносов.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает судебные акты в обжалуемой части законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель инспекции в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2014 по делу N А32-19671/2013-38/36-Б общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. В реестр требований кредиторов общества включены требования по обязательным платежам в сумме 41 984 455 рублей 99 копеек, в том числе 19 428 063 рубля 14 копеек налоговые платежи; 22 556 392 рубля 85 копеек страховые взносы.
ООО "НВЦ-КОРП" погасило задолженность общества по страховым взносам на общую сумму 22 556 392 рубля 85 копеек, что подтверждается имеющимися в деле платежными поручениями.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2017 по делу N А32-19671/2013-3 8/3 6-Б-101-УТ, 641-УТ требования уполномоченного органа по оплате обязательных платежей в сумме 42 434 455 рублей 99 копеек, включенные в третью очередь реестра требований кредиторов общества, признаны погашенными. Данным определением произведена замена инспекции на кредитора - ООО "НВЦ-КОРП".
Согласно справке о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам реестровая задолженность общества по состоянию на 31.12.2016 составила 21 066 855 рублей 06 копеек.
В соответствии со справкой от 06.03.2017 о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам задолженность по текущим обязательствам общества по состоянию на 31.12.2016 составляет 55 446 291 рубль 57 копеек, согласно справке от 24.01.2017 по состоянию на эту же дату - 68 408 813 рублей 95 копеек.
22 680 515 рублей 15 копеек перечислена обществом в инспекцию платежными поручениями от 15.02.2017 N 184, 193 и 194, в поле 24 "Назначение платежа" которых указано, что это текущие платежи 4-й очереди по страховым взносам (пенсионного и медицинского страхования) согласно пункту 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
20 февраля 2017 года общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате ошибочно уплаченных 22 680 515 рублей 15 копеек, при этом указало, что вышеуказанные платежи фактически являются повторной оплатой страховых взносов, включенных во вторую очередь реестра требований кредиторов общества.
В связи с наличием текущей задолженности по страховым взносам инспекция на основании пункта 6 статьи 78 Кодекса приняла решения от 09.03.2017 N 998 о зачете 1 170 770 рублей 06 копеек в счет погашения текущей задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и решение N 1000 о зачете 5 470 621 рубля 29 рубля в счет погашения текущей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Инспекция приняла решения N 977 о возврате 1 669 423 рубля 40 копеек излишне оплаченных страховых взносов, N 999 - 2 315 398 рублей 61 копейки; N 1001 - 9 569 762 рубля 69 копеек.
Обществу вручены извещения от 09.03.2017 N 109829 о принятом инспекцией решении о возврате и N 109830 о принятом решении о зачете. Заявки на возврат и зачет переданы на исполнение в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
В связи с тем, что на момент вынесения вышеуказанных решений пенсионным фондом проводилась камеральная проверка представленных обществом расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (РСВ-1) за 2016 год, результаты которой влияют на текущие обязательства общества, инспекция в адрес общества направила письмо от 27.03.2017 N 19215 о том, что являются недействительными извещения о принятых решениях от 09.03.2017 N 109829 и 109830 о возврате/зачете.
Конкурсный управляющий общества 28.04.2017 обратился в управление с апелляционной жалобой на решения инспекции о зачете от 09.03.2017 N 109829 и 109830.
В ответе на жалобу управление указало, что в целях разрешения спорной ситуации инспекции дано поручение провести совместно с пенсионным фондом мероприятия по актуализации сведений о состоянии расчетов общества.
Считая бездействие инспекции по невозврату 22 556 392 рублей 85 копеек незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы и не полномочна переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 3 статьи 78 Кодекса установлено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
В силу пункта 7 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом (пункты 8, 9 статьи 78 Кодекса). Следовательно, по общему правилу возврат излишне уплаченной суммы налога производится по письменному заявлению налогоплательщика поданного в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным Законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено данным Законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"" (далее - Закон N 250-ФЗ) с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.
В письме Минфина России от 03.07.2017 N 03-15-05/41754 разъяснено, что федеральными законами от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) и Законом N 250-ФЗ не определены, в частности, полномочия органов пенсионного фонда и налоговых органов по принятию решений о проведении зачетов излишне уплаченных сумм страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Вместе с тем, Законом N 250-ФЗ предусмотрен возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Согласно статье 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
В совместном письме от 04.10.2017 Пенсионного фонда Российской Федерации N НП-30-26/15844 и Федеральной налоговой службы N ГД-4-8/20020@ разъяснено, что получив подтверждение, пенсионный фонд принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов и в рамках регулярного обмена информацией в срок не позднее 1 рабочего дня после принятия решения, направляет его в управление налоговой службы по субъекту Российской Федерации (в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ). В срок не позднее 3 рабочих дней после получения решения территориальный налоговый орган формирует на его основании решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и направляет соответствующую заявку на возврат в орган Федерального казначейства Российской Федерации.
В рамках рассматриваемого дела суды установили, что инспекция не наделена полномочиями по самостоятельной корректировке принятого сальдо и только обращение в отделение пенсионного фонда является основанием для передачи в инспекцию новых (корректирующих) сведений данным ведомством. Кроме того, инспекция не наделена полномочиями по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов, начисленных до 01.01.2017.
Установив, что в рассматриваемом деле имеется спор о размере переходящего с 2017 года сальдо обязательств по страховым взносам, суд привлек к участию в деле пенсионный фонд.
В ходе рассмотрения дела, в целях урегулирования возникшего спора, инспекция провела с пенсионным фондом сверку расчетов для подтверждения наличия или отсутствия задолженности за обществом.
В материалы дела представлен акт сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам общества по состоянию на 30.11.2017, подписанный инспекцией, пенсионным фондом и обществом. Согласно акту переплата общества по страховым взносам составляет 20 436 955 рублей 01 копейка, сумма задолженности - 4 590 824 рубля 33 копейки.
Суд признал задолженность 4 590 824 рублей 33 копеек текущей, поскольку вся реестровая задолженность на общую сумму 22 556 392 рубля 85 копеек общества оплачена за общество ООО "НВЦ-КОРП" в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества.
Так, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2017 по делу N А32-19671/2013-3 8/3 6-Б-101-УТ, 641-УТ признаны погашенными требования инспекции по оплате обязательных платежей в сумме 42 434 455 рублей 99 копеек, включенные в третью очередь реестра требований кредиторов общества. Данным определением произведена замена инспекции на кредитора ООО "НВЦ-КОРП". При этом, оплачивая страховые взносы повторно конкурсный управляющий в назначении платежа указал на оплату текущей задолженности.
Рассмотрев довод общества о том, что отказывая в удовлетворении требований в части 4 590 824 рублей 33 копеек, суд не учел, что погашение требований кредиторов по текущим платежам является обязанностью конкурсного управляющего и осуществляется им по правилам статьи 134 Закона о банкротстве, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что очередность удовлетворения текущих требований несостоятельного налогоплательщика установлена статьей 134 Закона о банкротстве.
Материалами дела установлено, что задолженность общества по страховым взносам является текущей. Доказательства обратного общество не представило.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, разъяснено, что исходя из особой правовой природы и предназначения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование расчеты по соответствующим требованиям в делах о банкротстве осуществляются в порядке, установленном для погашения задолженности по заработной плате (пункт 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, далее - Обзор от 20.12.2016). Поэтому в соответствии с абзацем третьим пункта 2 и абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве) соответствующая основная задолженность, возникшая после принятия заявления о признании должника банкротом, относится ко второй очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника. При этом следует учитывать, что в случае недостаточности имеющихся у должника денежных средств для погашения всей текущей задолженности, относящейся ко второй очереди удовлетворения, расчеты с кредиторами согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве производятся в порядке календарной очередности.
При этом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, вопрос об изменении календарной очередности погашения текущих требований кредиторов второй очереди удовлетворения (о приоритетном погашении требований по заработной плате) может быть разрешен судом, рассматривающим дело о банкротстве, с учетом сохраняющих свою силу разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункте 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"".
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами (пункт 6 Обзора от 20.12.2016).
На запрос суда конкурсный управляющий общества не представил доказательства наличия задолженности первой очереди, при этом указал, что таковой задолженности не имеется.
Таким образом, суды правомерно отказали в возврате 4 590 824 рублей 33 копеек излишне уплаченных страховых взносов, при этом сделали правомерным вывод о том, что текущая задолженность по страховым взносам относится ко второй очереди текущих платежей. Доказательств того, что имеются текущие платежи, имеющие приоритет, общество не представило.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 по делу N А32-16451/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.