г. Краснодар |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А63-12168/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании заявителя - публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания РусГидро" (ИНН 2460066195, ОГРН 1042401810494) - Макеевой Е.В. (доверенность от 27.01.2017), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю (ИНН 2635223067, ОГРН 1162651074442) - Пигулева Н.В. (доверенность от 24.05.2018), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.11.2017 (судья Русанова В.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А63-12168/2017, установил следующее.
ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания РусГидро" (далее - общество, ПАО "РусГидро"), обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительным предписания от 29.06.2017.
Решением от 22.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2018, суд удовлетворил заявленные обществом требования о признании оспариваемого предписания управления недействительным в части установления срока его исполнения как несоответствующее требованиям пункта 54 Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 1067 (далее - Правила N 1067). В удовлетворении остальной части заявленного обществом требования суд отказал.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования в полном объеме. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению управления, суды не учли отсутствие выполнения обществом мероприятий по реализации мер антитеррористической защищенности за 2,5 года из 3 запланированных. Срок исполнения предписания продлевался управлением до 31.12.2017. Управление полагает, что противоречия между установленным сроком исполнения оспариваемого предписания и пунктом 54 Правил N 1067 отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление, согласно плану проведения проверок топливно-энергетического комплекса на 2017 год, в период с 01.06.2017 по 29.06.2017 провело плановую документарную выездную проверку объектов ТЭК филиала общества "Каскад Кубанских ГЭС": Новотроицкая ГЭС, Егорлыкская ГЭС, ГЭС-3, ГЭС-4, Свистухинская ГЭС, Сенгилеевская ГЭС, в ходе которой выявило нарушения пунктов 71, 77, 83, 86, 88, 115, 122, 129, 136, 137 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458 (далее - Правила N 458).
По результатам проверки управление составило акты проверок от 29.06.2017 N 6/2017 в отношении объекта Новотроицкая ГЭС, N 7/2017 в отношении объекта Егорлыкская ГЭС, N 8/2017 в отношении объекта ГЭС-3, N 9/2017 в отношении объекта ГЭС-4, N 10/2017 в отношении объекта Свистухинская ГЭС, N 11/2017 в отношении объекта Сенгилеевская ГЭС и выдало обществу предписание об устранении нарушений требований Правил N 458 в срок до 29.07.2017.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения объектов ТЭК в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК, определены Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ").
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона N 256-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 1067.
Согласно статье 7 Закона N 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.
Правила N 458 устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов.
В силу части 2 статьи 12 Закона N 256-ФЗ субъекты ТЭК обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов ТЭК.
В соответствии со статьей 16 Закона N 256-ФЗ финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов ТЭК осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов ТЭК. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов ТЭК за счет иных источников средств, осуществляется, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку угрозы безопасности в рассматриваемой сфере носят не временный (сиюминутный) характер и требуют адекватного проведения повседневных превентивных мер для их минимизации, пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 256-ФЗ определен принцип непрерывности процесса обеспечения безопасности объектов ТЭК.
Соответственно, недостаточное финансирование и отсутствие поступательности в процессе обеспечения безопасности, не может быть признано основанием для освобождения должностного лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, поскольку невыполнение указанных требований, может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей.
Суды исследовали представленные в материалы дела доказательства, в том числе оспариваемое предписание, акты проверки от 29.06.2017 N 6/2017, N 7/2017, N 8/2017, N 9/2017, N 10/2017, N 11/2017 и установили, что на момент проверки в деятельности общества на объектах ТЭК филиала общества "Каскад Кубанских ГЭС" имелись нарушения пунктов 71, 77, 83, 86, 88, 115, 122, 129, 136, 137, 139, 145 Правил N 458. Указанное обстоятельство общество не оспаривает.
Оспаривая предписание, общество приводит доводы относительно невозможности исполнения предписания в полном объеме в установленный в предписании срок и проведения проверки до истечения сроков, определенных в паспорте безопасности объектов ТЭК.
Нормы Закона N 256-ФЗ и Правил N 458 не устанавливают сроки выполнения мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.
Согласно пункту 54 Правил N 1067 при принятии решения о сроках устранения выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны учитывать выводы и рекомендации, изложенные в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Судебные инстанции исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц относительно проведения обществом мероприятий в рамках модернизации КБС, выполнимости предписания в установленный в нем срок, и, установив, что в соответствии с паспортом объекта топливно-энергетического комплекса сроки указанных мероприятий установлены с 2015 по 2017 годы, обоснованно пришли к выводу о том, что указание в оспариваемом предписании срока его исполнения ранее сроков, утвержденных в паспорте безопасности объекта ТЭК, противоречит пункту 54 Правил N 1067.
Судебные инстанции установили, что 28.07.2017 общество обратилось в управление с заявлением об изменении срока исполнения предписания (письмо от 27.07.2017 N 1109.ККГЭС), управление продлило срок исполнения предписания до 31.12.2017, что подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции представителем управления.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона N 256-ФЗ паспорт безопасности объекта ТЭК это документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
Паспорт безопасности объекта ТЭК составляется на основании результатов категорирования объекта, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защищенности и охране объекта при террористических угрозах, паспорт безопасности объектов ТЭК является документом подтверждающим обеспечение безопасности объектов ТЭК.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества пояснил, что в отношении объектов ТЭК ПАО "РусГидро" имеются утвержденные и согласованные в соответствии с Законом N 256-ФЗ антитеррористической комиссией Ставропольского края паспорта безопасности объектов ТЭК, согласно которым сроки проведения мероприятий установлены на 2015 - 2017 годы. Данное обстоятельство подтверждено представителем управления, пояснившим, что паспорта безопасности и установленные в них сроки согласованы с управлением.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали недействительным оспариваемое постановление управления в части установления срока его исполнения как несоответствующее требованиям пункта 54 Правил N 1067.
Доводы управления были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.11.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 по делу N А63-12168/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.