г. Краснодар |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А53-20832/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Садовникова А.В. и Улько Е.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Галактика" (ИНН 6162052927, ОГРН 1086162000011), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2017 (судья Димитриев М.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 (судьи Ильина М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-20832/2017, установил следующее.
ООО "Галактика" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконными отказы управления в осуществлении кадастрового учета, выраженные в уведомлениях от 05.09.2017 N 61-0-1-236/3403/2017-4149 и от 07.09.2017 N 61-0-1-236/3403/2017-4148;
- возложить обязанность на управление снять с кадастрового учета следующие объекты: канализационные насосные станции с кадастровым номером 61:47:0010132:1330, площадью 39,6 кв. м и с кадастровым номером 61:47:0010132:1332, площадью 41,6 кв. м, расположенные по адресу: Ростовская область, г. Белая Калитва, 25 м на восток от пункта ОМС N 28 (далее - канализационные насосные станции);
- взыскать с управления 44 тыс. рублей государственной пошлины за государственную регистрацию объектов (уточненные требования).
Решением суда от 25.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.04.2018, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными решения управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, выраженные в уведомлениях от 05.09.2017 N 61-0-1-236/3403/2017-4149 и от 07.09.2017 N 61-0-1-236/3403/2017-4148, на управление возложена обязанность снять с учета канализационные насосные станции. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление указывает на то, что общество не представило документы, подтверждающие его право собственности на спорные объекты. Представленные в качестве обоснования и подтверждения права собственности на объекты договоры купли-продажи недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном кадастре недвижимости (далее - ЕГРН), следовательно, являются незаключенными.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 31.05.2017 общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о снятии с государственного учета канализационных насосных станций, в связи с их демонтажем.
05 июня 2017 года государственная регистрация на указанные объекты приостановлена, в качестве основания приостановления регистратором указано, что в отношении спорных объектов не представлены документы, подтверждающие право собственности общества.
В письме от 05.06.2017 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" указало обществу, что необходимо зарегистрировать право собственности на спорные объекты, после чего обратиться с заявлением о снятии их с кадастрового учета.
Поскольку заявителем не были устранены причины, препятствующие осуществлению регистрационных действий, 05.09.2017 и 07.09.2017 государственным регистратором приняты решения об отказе в государственном кадастровом учете N 61-0-1-236/3403/2017-4149 и 61-0-1-236/3403/2017-4148.
08 июня 2017 года общество обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности на канализационные насосные станции.
В качестве правоустанавливающих документов заявитель представил договор купли-продажи недвижимого имущества от 13.02.2008 N 3/96 и 3/95.
21 июня 2017 года государственная регистрация на объекты приостановлена до 20.09.2017, в связи с наличием противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН (объекты прекратили свое существование по причине ветхости и демонтированы).
Общество не устранило причины, препятствующие осуществлению регистрационных действий, в связи с чем, 20.09.2017 государственный регистратор принял решения об отказе в государственной регистрации права собственности.
Полагая, что решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета являются незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившего в законную силу с 01.01.2017, следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества часть 7 указанной статьи Закона N 218-ФЗ понимает внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, соответствующие требованиям, указанным в статье 18 названного Закона.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Из приведенных норм права следует, что подача заявления о снятии объекта с учета относится к числу распорядительных актов собственников имущества.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Действующее законодательство предусматривает снятие объектов недвижимости с кадастрового учета при их гибели или уничтожении.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в дело доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды установив, что канализационные насосные станции, находящиеся на земельном участке общества, демонтированы в связи с их ветхостью, что подтверждается актом обследования, пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, противоречат положениям Закона N 218-ФЗ и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку запись в ЕГРН о существовании объектов недвижимости, которые демонтированы, нарушает права общества по использованию по целевому назначению спорного земельного участка, а иных способов защиты нарушенного права у заявителя не имеется, у управления не имелось препятствий для снятия с государственного кадастрового учета спорных объектов на основании представленных обществом документов.
Довод управления о том, что отсутствие правоустанавливающих документов подтверждающих право собственности общества на спорные объекты, препятствует снятию их с кадастрового учета, является необоснованным.
Актом обследования от 16.05.2017 подтверждается и управлением не оспаривается, что спорные объекты прекратили свое существование, в связи с демонтажем по причине ветхости, следовательно, при таком положении запись в ЕГРН в отношении несуществующих объектов не может быть сохранена по причине ее недостоверности.
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
В соответствии с положениями статей 286 и 287 Кодекса суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Кодекса основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А53-20832/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2017 и постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А53-20832/2017, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.05.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.