В соответствии со статьями 214, 217 Трудового кодекса Российской Федерации, руководствуясь Примерным положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда":
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат".
2. Руководителям структурных подразделений государственного органа Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" (далее - Государственный орган) ознакомить государственных гражданских служащих Московской области, занимающих должности государственной гражданской службы в Государственном органе и работников, занимающих должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Московской области, государственным должностям Московской области с настоящим распоряжением.
3. Отделу взаимодействия со средствами массовой информации обеспечить размещение настоящего распоряжения на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области.
Уполномоченный по правам человека |
И.К. Фаевская |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением государственного органа
Московской области "Уполномоченный
по правам человека и его аппарат"
от 05.07.2023 N РГОМО-170/2023
Положение
о системе управления охраной труда в государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат"
I. Общие положения
1. Положение о системе управления охраной труда в государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" (далее - Положение о СУ ОТ) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, с учетом Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда".
2. Положение о СУОТ разработано в целях обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" (далее - Государственный орган), соблюдения требований охраны труда, сохранения жизни и здоровья государственных гражданских служащих Московской области, замещающих должности государственной гражданской службы Московской области в Государственном органе и работников, занимающих должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Московской области, государственным должностям Московской области (далее - работники) (далее вместе - сотрудники), в процессе их трудовой (служебной) деятельности посредством разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда (службы), а также предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
3. СУОТ представляет собой единство:
организационной структуры управления в Государственном органе, предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
документированной информации (локальных нормативных актов, регламентирующих мероприятия СУОТ, организационно-распорядительных и контрольно-учетных документов, и др.).
4. Создание и функционирование СУОТ осуществляется посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики деятельности Государственного органа, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.
5. Положение о СУОТ устанавливает общие требования к организации работы по охране труда на основе нормативных правовых документов, принципов и методов управления, направленных на совершенствование деятельности по охране труда.
II. Политика и цели по охране труда
6. Политика Государственного органа в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией Государственного органа о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
7. Политика по охране труда обеспечивает:
приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма, учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования;
непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ; обязательное привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения;
личную заинтересованность в обеспечении безопасных условий труда; выполнение иных обязанностей в области охраны труда, исходя из специфики деятельности Государственного органа.
8. Основными целями работодателя в области охраны труда являются: обеспечение безопасности и здоровья сотрудников в процессе трудовой деятельности;
стремление к нулевому травматизму, исключение чрезвычайных и аварийных ситуаций;
организация процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;
организация процедуры подготовки работников по охране труда; организация процедуры организации и проведения оценки условий труда;
организация процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, а также о предоставляемых им гарантиях и полагающихся компенсациях.
Для достижения указанных целей Государственный орган берет на себя следующие обязательства:
соблюдать требования применимого к деятельности Государственного органа международного, федерального и муниципального законодательства, а также иные требования в области охраны труда;
проводить консультации с сотрудниками по вопросам обеспечения охраны труда и окружающей среды;
постоянно улучшать систему управления в области охраны труда и окружающей среды;
организовывать работу по предупреждению травматизма, травмоопасных ситуаций, ухудшения здоровья сотрудников;
обеспечивать здоровые и безопасные условия труда для сотрудников; поддерживать на высоком уровне и постоянно улучшать подготовку сотрудников в области обеспечения безопасности путем организации качественного обучения.
III. Планирование СУОТ
9. Планирование мероприятий по охране труда в Государственном органе осуществляется в соответствии с Примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней".
10. План мероприятий по охране труда утверждается согласно приложению к Положению о СУОТ.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ
11. В целях обеспечения функционирования СУОТ распределение обязанностей в сфере охраны труда между сотрудниками осуществляется с использованием уровней управления.
12. Устанавливаются обязанности в сфере охраны труда: Уполномоченного по правам человека в Московской области; руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области;
руководителей структурных подразделений Государственного органа; ответственного за охрану труда в Государственном органе; сотрудников Государственного органа.
13. Уполномоченный по правам человека в Московской области: гарантирует права сотрудников на охрану труда;
распределяет обязанности между сотрудниками и определяет меру их ответственности за охрану труда в Государственном органе;
по представлению уполномоченных представителей органов государственной власти отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда;
приостанавливает работу в Государственном органе в случаях, не соответствующих установленным требованиям охраны труда.
14. Руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области:
обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха сотрудников; обеспечивает своевременное страхование сотрудников от несчастных случаев на рабочих местах, профессиональных рисков;
руководит разработкой распорядительных документов Государственного органа в сфере охраны труда;
контролирует установленный порядок обучения и профессиональной подготовки сотрудников по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;
осуществляет организацию проведения специальной оценки условий труда;
принимает участие в расследовании причин несчастных случаев, принимает меры по устранению причин к ним приведших, а также по их предупреждению и профилактике в составе Комиссии по расследованию причин несчастного случая, утверждаемой распоряжением Государственного органа;
обеспечивает функционирование СУОТ в Государственном органе.
15. Руководители структурных подразделений Государственного органа:
участвуют в организации проведения специальной оценки условий труда в составе Комиссии по проведению специальной оценке условий труда на рабочем месте;
участвуют в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в курируемом структурном подразделении Государственного органа в составе Комиссии по проведению специальной оценке условий труда на рабочем месте:
принимают участие в расследовании причин несчастных случаев, произошедших в курируемом структурном подразделении Государственного органа, принимают меры по устранению указанных причин к ним приведших их предупреждению и профилактике;
незамедлительно информируют руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека Московской области о несчастных случаях, произошедших в курируемом структурном подразделении;
приостанавливают работу в курируемых структурных подразделениях Государственного органа в случаях, установленных требованиями охраны труда;
при несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении, принимают меры по вызову скорой медицинской помощи осуществляют информирование сотрудников курируемых структурных подразделений об условиях труда на их рабочих местах.
16. Ответственный за охрану труда в Государственном органе: осуществляет организационную работу по функционированию СУОТ
в Государственном органе, координирует работу структурных подразделений Государственного органа;
осуществляет разработку проектов распорядительных документов Государственного органа по охране труда;
при приеме на работу проводит вводный инструктаж сотрудников Государственного органа по охране труда;
организует наличие наглядных пособий и нормативных правовых документов для проведения инструктажа сотрудников Государственного органа по охране труда;
контролирует соблюдение требований охраны труда в Государственном органе, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха сотрудников;
осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда:
организует и проводит проверки состояния охраны труда в структурных подразделениях Государственного органа;
дает рекомендации об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
участвует в расследовании несчастных случаев, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение;
информирует сотрудников в рамках СУОТ о политике и целях в области охраны труда, о результатах расследования несчастных случаев, об опасностях и рисках на рабочих местах.
17. Сотрудники Государственного органа:
обеспечивают соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих трудовых обязанностей, включая выполнение требований инструкций по охране труда;
соблюдают Правила внутреннего трудового и служебного распорядков Государственного органа;
проходят подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате несчастных случаев на рабочем месте;
содержат в чистоте свое рабочее место;
перед началом рабочего дня проводят осмотр своего рабочего места; следят за исправностью оборудования на своем рабочем месте; о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывают своему непосредственному руководителю и действуют по его указанию;
извещают своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья.
V. Функционирование СУОТ
18. Основными процессами по охране труда в Государственном органе являются:
а) специальная оценка условий труда;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
в) проведение обучения сотрудников;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
д) обеспечение безопасности сотрудников при эксплуатации оборудования;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) санитарно-бытовое обеспечение сотрудников;
к) обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха сотрудников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
л) обеспечение социального страхования сотрудников;
м) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
н) реагирование на аварийные ситуации;
о) реагирование на несчастные случаи;
19. Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ в целом, являются:
а) планирование мероприятий по охране труда;
б) выполнение мероприятий по охране труда;
в) контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
г) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
д) управление документами СУОТ;
е) информирование сотрудников и взаимодействие с ними;
ж) распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
20. Процессы специальной оценки условий труда являются базовыми процессами СУОТ. По результатам специальной оценки условий труда формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ.
21. С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий труда не реже чем 1 раз в 5 лет в Государственном органе издается распорядительный документ о создании Комиссии по проведению специальной оценки условий труда, порядке проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах и использования результатов специальной оценки условий труда.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске для их здоровья;
осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
организации в случаях, установленных правовыми актами Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на рабочем месте и профессиональных заболеваний;
обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на рабочем месте; подготовки статистической отчетности об условиях труда; расследования несчастных случаев на рабочем месте и профессиональных заболеваний;
рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
определения в случаях, установленных правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников.
22. Реагирование на несчастные случаи направлено на достижение следующей основной цели СУОТ - проведения профилактических мероприятий по отработке действий сотрудников при возникновении таких ситуаций, расследования причин их возникновения, а также их устранения.
С целью своевременного определения причин возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области, исходя из специфики деятельности Государственного органа, действующих государственных нормативных требований охраны труда, требований иных применяемых нормативных правовых актов, утверждаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, и локальных нормативных актов обеспечивает проведение расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформление отчетных документов.
23. Информирование сотрудников в рамках СУОТ осуществляется посредством:
включения соответствующих положений в служебный контракт (трудовой договор) сотрудника;
ознакомления сотрудника с результатами специальной оценки условий труда;
проведения совещаний;
размещения соответствующей информации в общедоступных местах; проведения инструктажей,
размещения стендов с необходимой информацией.
VI. Оценка результатов деятельности
24. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур по охране труда в Государственном органе ежегодно проводятся мероприятия, обеспечивающие:
оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда;
получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.
Исходя из специфики своей деятельности, в Государственном органе определены основные виды контроля функционирования СУОТ к которым относятся:
а) контроль состояния рабочего места, материалов, выполнения работ работником;
б) учет и анализ несчастных случаев, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению,
в) ежегодный контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
25. Контроль функционирования СУОТ осуществляется Комиссией по проведению специальной оценки условий труда.
26. Результаты контроля функционирования СУОТ оформляются в форме акта.
VII. Улучшение функционирования СУОТ
27. В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на повышение качества контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований несчастных случаев на рабочем месте.
28. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ является одним из этапов функционирования СУОТ и заключается в разработке мероприятий по повышению эффективности и результативности как отдельных процессов (процедур) СУОТ, так и СУОТ в целом.
29. Корректирующие действия разрабатываются, в том числе на основе результатов выполнения мероприятий по охране труда, анализа результатов контроля, выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследований несчастных случаев.
VIII. Управление документами СУОТ
30. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ, включая:
журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда Государственного органа;
журнал регистрации инструктажа сотрудников структурных подразделений;
журнал учета и акты записей данных о несчастных случаях; результаты контроля функционирования СУОТ (акты).
Приложение
к Положению о СУОТ
План мероприятий по охране труда
Мероприятие |
Ожидаемый результат |
Срок реализации |
Ответственные |
1. Мероприятия, направленные на улучшение условий труда | |||
Проведение специальной оценки условий труда |
Идентификация вредных и опасных факторов трудового процесса и оценка уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений |
Раз в 5 лет |
Ответственный за охрану труда, члены Комиссии по специальной оценке условий труда |
Заключение договора на оказание услуг по снабжению сотрудников свежей питьевой водой |
Обеспечение сотрудников свежей питьевой водой |
Ежегодно |
Начальник Отдела административного обеспечения, закупок и документооборота |
Обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников |
Обеспечение достаточного уровня освещения на рабочих местах |
Постоянно |
Начальник Отдела административного обеспечения, закупок и документооборота, руководители структурных подразделений |
2. Мероприятия, направленные на повышение уровня знаний работников в области охраны труда | |||
Проведение инструктажей и обучения по охране труда |
Улучшение качества знаний по охране труда |
По графику |
Ответственный за охрану труда, руководители структурных подразделений |
Направление сотрудников на обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ |
Улучшение качества знаний по охране труда |
Ежегодно |
Заместитель начальника отдела финансового и кадрового обеспечения, начальник Отдела административного обеспечения, закупок и документооборота |
3. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья сотрудников | |||
Оказание содействия инициативам сотрудников по пропаганде и ведению здорового образа жизни |
Увеличение количества сотрудников, ведущих здоровый образ жизни |
Постоянно |
Руководители структурных подразделений |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Государственного органа Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" от 5 июля 2023 г. N РГО МО-170/2023 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат"
Опубликование:
сайт государственного органа Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" (upch.mosreg.ru) 10 июля 2023 г.