г. Краснодар |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А32-49969/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Кубанская лоза" (ИНН 2352036147, ОГРН 1042329064030) - Ульянченко С.Г. (доверенность от 15.01.2018), Быкова А.В. (доверенность от 13.06.2018), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 33179 6), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в отсутствие ***, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кубанская лоза" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2018 (судья Лукки А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 (судьи Ильина М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-49969/2017, установил следующее.
ЗАО "Кубанская лоза" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 30.10.2017 N 07-17/1103 о привлечении общества к ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 150 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 29.01.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.03.2018, обжалуемое постановление управления признано незаконным и изменено в части назначения наказания в виде взыскания штрафа, который заменен на предупреждение.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и наличием оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отмене обжалуемого постановления управления в связи с отсутствием в действиях общества состава правонарушения и прекращении производства по делу.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что датой списания продукции является день утверждения руководителем акта на списание, составленного по результатам инвентаризации, а не время создания самого документа. Следовательно, обязанность общества по фиксации актов списания продукции на прочие расходы в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) в силу раздела 5.4.1 Приложения N 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок и фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключение розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - приказ N 149), возникает с момента утверждения руководителем акта на списание. Из представленных в материалы дела актов следует, что датой списания продукции является день утверждения руководителем акта списания, что соответствует дате фиксации в ЕГАИС акта о списании продукции на прочие расходы. Приказом N 149 утверждены сроки представления в ЕГАИС заявок о фиксации информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, а не сроки создания этих заявок, которые не являются пресекательными. Дни создания документа и его фиксации могут не совпадать, ответственность за несовпадение этих сведений не установлена. Общество при составлении акта сформировало заявки в системе ЕГАИС и отравило для их фиксации только после списания продукции - утверждения руководителем.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит прекратить производство по кассационной жалобе.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что с 01.10.2016 по 31.12.2016 общество по месту осуществления деятельности: Краснодарский край Темрюкский район станица Ахтанизовская улица 8 Марта дом 9 нарушило установленный порядок учета в ЕГАИС алкогольной и спиртосодержащей продукции при ее производстве и обороте, а именно - в нарушение раздела 5.4.1 Приложения N 5 к приказу N 149 несвоевременно зафиксировало акты списания продукции на прочие расходы. Так, акт списания продукции на прочие расходы от 01.12.2016 N 2/2 в объеме 21,40 дал (потери, выявленные при инвентаризации) зафиксирован 09.12.2016;
от 31.10.2016 N 10 в объеме 208,14 дал (потери при розливе, пробы лаборатории, не превышающие нормы) - 02.11.2016; от 30.11.2016 N 11 в объеме 241,22 дал (потери при розливе, пробы лаборатории, не превышающие нормы) - 02.12.2016; от 01.12.2016 N 2 в объеме 716,70 дал (потери выявленные при инвентаризации) - 09.12.2016.
В ходе проведения административного расследования общество представило акты на списание от 01.12.2016, 31.10.2016, 30.11.2016 без номеров, при этом дополнительно представило сведения из ЕГАИС о фиксации актов списания продукции на прочие расходы: 01.12.2016 - N 2/2, 31.10.2016 - N 10, 30.11.2016 N 11, 01.12.2016 - N 2.
По данному факту управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 18.10.2017 N 07-17/1103 и постановлением от 30.10.2017 N 07-17/1103 привлекло общество к ответственности по статье 14.19 Кодекса в виде взыскания 150 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление административного органа в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 14.19 Кодекса установлена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 150 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей (часть 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей" утверждены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее - Правила N 380), в соответствии с пунктом 4 которого учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в ЕГАИС.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с разделом 5.4.1 Приложения N 5 к приказу N 149 акт о списании продукции на прочие расходы представляется организациями по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, в течение рабочего дня после списания продукции.
Согласно пункту 3.2.5 Руководства пользователя ЕГАИС для учета в ЕГАИС данных о списании продукции на лабораторные исследования, на производственно-эксплуатационные и другие цели организациями, осуществляющими производство и (или) оборот продукции предназначен документ - "акт списания продукции на прочие расходы". Организация формирует документ, отправляет в управление, затем документ проходит проверку. В случае положительного результата проверки документ фиксируется в ЕГАИС и автоматически отправляется в федеральный центр управления и контроля Росалкогольрегулирования.
До создания заявки о фиксации в ЕГАИС информации акта о браке продукции, акта списания продукции на прочие расходы заполняется раздел "Выбор типа акта о браке (списания продукции)". В заявке о фиксации в ЕГАИС информации акта о браке продукции, акта списания продукции на прочие расходы поля "3. Номер ЕГАИС" и "5. Дата составления акта" формируются и заполняются автоматически (раздел 5.4.1 Приложения N 5 к приказу N 149)
Судебные инстанции правильно указали, что выявленные у общества нарушения свидетельствуют о том, что организация, заполняя заявку в ЕГАИС, уже списало данную продукцию. Датой списания продукции является дата составления акта, отражаемая в поле "Дата акта", которым была списана данная продукция, при этом не имеет значения дата его утверждения руководителем организации.
Общество не ссылается на норму права, исходя из которой датой списания продукции является именно дата утверждения акта руководителем организации. Судебные инстанции отклонили ссылки общества на Порядок проведения инвентаризации алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 N 1304, а также на приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", как не подтверждающие доводы общества.
Суд правильно указал, что дата принятия руководителем организации решения по предложениям о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием алкогольной продукции и данными бухгалтерского учета (в данном случае дата утверждения акта на списание руководителем общества) не отождествляется с датой акта списания продукции, отражаемой в разделе "Выбор типа акта о браке (списания продукции)" до создания заявки о фиксации в ЕГАИС информации акта списания продукции на прочие расходы и впоследствии автоматически формируемой в поле "5. Дата акта".
Суд также критически оценил ссылки общества на представленные им в ходе проведения административного расследования акты на списание от 01.12.2016, 31.10.2016, 30.11.2016 без номеров, тогда как в ЕГАИС зафиксированы акты списания продукции на прочие расходы (01.12.2016 - N 2/2, 31.10.2016 - N 10, 30.11.2016 N 11, 01.12.2016 - N 2), поскольку в момент проверки общество о них не сообщало и не представило их управлению.
В связи с тем, что акты списания зафиксированы обществом позже установленного законом срока, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии в его действиях состава правонарушения по статье 14.19 Кодекса.
Общество имело возможность для соблюдения указанных правил и норм законодательства, располагало первичными учетными документами для фиксации в ЕГАИС актов списания продукции на прочие расходы, и не приняло всех необходимых мер для соблюдения публично-правовой обязанности по соблюдению установленного порядка учета алкогольной продукции; не пояснило об объективных причинах, препятствующих соблюдению установленного действующим законодательством порядка учета объема производства, оборота и (или) использования алкогольной продукции.
При таких обстоятельствах общество обоснованно привлечено к ответственности за совершение правонарушения по статье 14.19 Кодекса.
Применив положения части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса, суд первой инстанции посчитал возможным заменить назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение. Доводы кассационной жалобы в этой части возражений не содержат.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 по делу N А32-49969/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.