г. Краснодар |
|
19 июня 2018 г. |
Дело N А61-2630/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) (ИНН 6447000040, ОГРН 1026402490608), ответчика - федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Северная Осетия - Алания" (ИНН 1504033832, ОГРН 1021500508325), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.12.2017 (судья Ясиновская Т.Д.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2018 (судьи Макарова Н.В., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А61-2630/2017, установил следующее.
ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском о взыскании с ФКУ "Военный комиссариат РСО - Алания" (далее - военкомат) 163 805 рублей 57 копеек имущественного ущерба, а в случае недостаточности собственных денежных средств, о взыскании долга в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) за счет средств казны Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.10.2017 принят отказ от иска в части требований к Российской Федерации в лице Министерства обороны и тем самым удовлетворено заявление фонда об изменении исковых требований от 19.09.2017 N 09-10970 (т. 1, л. д. 140).
Решением от 07.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.02.2018, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что фондом не доказан элементный состав убытков.
В кассационной жалобе фонд просит отменить решение и постановление, удовлетворить иск. Заявитель полагает неверным вывод судов о том, что на фонд возложен контроль за обоснованностью предоставления документов для назначения ежемесячной денежной выплаты. Фонд является правоприменительным органом, в обязанности которого входит, в том числе, назначение и выплата соответствующих социальных льгот, а установление льготного статуса Фомина О.К. - обязанность соответствующего органа по линии Министерства обороны. По мнению фонда, у военкомата изначально отсутствовали законные основания для выдачи Фомину О.К. удостоверения инвалида о праве на льготы, поскольку граждане-инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, не имеют права на получение удостоверения инвалида о праве на льготы. Утверждение о том, что выдача такого удостоверения не была ошибочной, противоречит законодательству, поскольку статус Фомина О.К с момента выдачи удостоверения и до момента признания удостоверения недействительным, не менялся.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 24.01.2007 Фомин О.К., 21.08.1945 года рождения, обратился в фонд с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ). В подтверждение своего права Фомин O.K. предоставил удостоверение инвалида о праве на льготы, установленные для инвалидов Отечественной войны, серии XVI N 156154, выданное военкоматом 25.07.1995 (далее - удостоверение инвалида N 156154) и удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом серии А N 003752, выданное военкоматом 07.04.1997 (т. 1, л. д. 13 - 16).
В соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.11.2004 N 294, статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), статьей 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьей 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ) и на основании представленных документов, в том числе удостоверений, Фомину O.K. решением комиссии от 29.01.2007 назначена ЕДВ как инвалиду, имеющему право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, и как перенесшему лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием.
С 01.04.2007 по 30.04.2015 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2007 N 181, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2008 N 205, Федеральным законом РФ от 01.03.2008 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2009 N 248, Федеральным законом Российской Федерации от 15.04.2009 N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан", ежегодными постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.03.2011 N 224, от 27.03.2012 N 236, от 29.03.2013 N 281, от 22.03.2014 N 220 Фомину О.К. производилась индексация размера ЕДВ.
16 апреля 2015 года в адрес Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области поступило уведомление военкомата от 27.03.2015 N СО/272, перенаправленное в фонд 22.04.2015, в котором сообщено, что удостоверение инвалида N 156154 Фомину О.К. выдано ошибочно (т. 1, л. д. 19).
В связи с данным уведомлением выплата ЕДВ Фомину О.К. была прекращена на основании решения от 22.06.2015 N 708 с 01.05.2015 (т. 1, л. д. 20).
Фомин О.К. умер 09.10.2015, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным 12.10.2015 N 523255 (т. 1, л. д. 23).
Фонд, полагая, что выплаченные Фомину О.К. в качестве ЕДВ 163 805 рублей 57 копеек на основании ошибочно выданного удостоверения инвалида N 156154 являются для фонда ущербом, обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании данной суммы с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2016 по делу N А40-234824/15, в иске отказано по мотиву отсутствия правовых оснований для взыскания заявленной суммы с Российской Федерации в лице Министерства обороны, указано, что удостоверение инвалида N 156154 выдал военкомат, являющийся юридическим лицом.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда с иском к военкомату о взыскании 163 805 рублей 57 копеек ущерба.
Возражая против иска, военкомат ссылался на то, что выдача Фомину О.К. удостоверения инвалида N 156154 не была ошибкой. На момент обращения Фомина О.К. в военкомат по вопросу предоставления льгот, определенных законодательством Российской Федерации, удостоверения установленного образца отсутствовали, и были получены только в 1997 году. Учитывая, что Фомин О.К. относился к лицам, приравненным по льготам к инвалидам Великой Отечественной войны, 25.07.1995 принято решение о выдаче ему удостоверения инвалида N 156124. При направлении в адрес фонда уведомления об ошибочности выдачи Фомину О.К. спорного удостоверения исполнитель письма руководствовался нормативными правовыми актами, действующими на момент исполнения указанного уведомления, то есть по состоянию на 2015 год. Однако в рассматриваемом случае следовало руководствоваться тем законодательством, которое действовало на момент выдачи Фомину О.К. спорного удостоверения, то есть законодательством, действующим с 1995 по 1997 годы. Фонд не принял во внимание письмо военкомата от 10.08.2015 N СО/680, в котором изложена позиция относительно выдачи спорного удостоверения в соответствии с действующим на момент его выдачи законодательством и указано на ошибочность направления в адрес фонда письма от 27.03.2015 N СО/272 (т. 1, л. д. 105). Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Обязательства вследствие причинения вреда".
В соответствии с частью 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для возникновения обязательства по возмещению ущерба (гражданско-правовой ответственности) одного факта причиненного вреда недостаточно. Для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения ущерба истцом должны быть доказаны: вина и противоправность действий (бездействия) ответчика; факт причинения ущерба и его размер; наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом.
Привлечение лица к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба возможно только при доказанности всей совокупности вышеперечисленных условий, отсутствие хотя бы одного из элементов состава гражданского правонарушения исключает возможность привлечения к имущественной ответственности.
В силу статьи 14 Закона о ветеранах (в редакции от 25.01.1995) льготы, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики от 29.11.2006 за 3 квартал 2006 года разрешил вопросы относительно граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС в отношении их права на льготы, установленные для инвалидов Отечественной войны (вопросы 19, 20). Из данных разъяснений следует, что удостоверение инвалида о праве на льготы установлено Положением о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209.
Согласно пункту 27 указанного Положения льготы для инвалидов Великой Отечественной войны предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны. В соответствии с пунктом 28 этого же Положения вышеуказанным лицам выдавалось удостоверение инвалида о праве на льготы.
Однако на момент принятия данного нормативного правового акта такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, отсутствовала. Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Таким образом, граждане - инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, не относятся к гражданам, которым выдается удостоверение инвалида о праве на льготы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о ветеранах (с последующими изменениями) меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123.
Как установили суды, и следует из письма от 03.11.2017 N ЦСО-5241 военкомата Московской области (т. 2, л. д. 76), в пенсионном (личном) деле полковника Фомина О.К. имеется справка от 28.06.1994 N 930 (т. 2, л. д. 45), выданная госпитальной военно-врачебной комиссией при войсковой части 41567, о получении Фоминым О.К. увечья при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, а также выписка из акта освидетельствования во ВТЭК к справке от 12.07.1995 серии ВТЭ-256 N 068756 об установлении Фомину О.К. второй группы инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со статьей 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Статьей 44 Закона N 122-ФЗ введена статья 23.1, в соответствии с которой отменена часть натуральных льгот и с 01.01.2005 произведена замена части льгот ЕДВ (статья 155 Закона).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ", за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий и пособий.
Из положения о фонде (в редакции 2004 года) следует, что на него возложен контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) пенсий, в том числе на льготных условиях и в связи с особыми условиями труда.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, руководствуясь названными положениями законодательства и разъяснениями высшей судебной инстанции, суды пришли к обоснованному выводу о том, что выдача Фомину О.К. удостоверения инвалида N 156154 (на момент выдачи ему этого удостоверения) соответствовала действующему законодательству. Выдача военкоматом Фомину О.К. спорного удостоверения в 1995 году не влекла как следствие безусловного назначения ему ЕДВ. Указанное назначение ЕДВ не находилось в компетенции военкомата. Фонд при назначении Фомину О.К. решением от 29.01.2007 ЕДВ мог и должен был с учетом действующего на момент принятия данного решения законодательства и с учетом имевшихся разъяснений высшей судебной инстанции проверить основания для назначения такой выплаты и отказать Фомину О.К. в назначении выплаты ЕДВ по спорному удостоверению.
При таких обстоятельствах, суды указали, что назначение Фомину О.К. ЕДВ и выплата ему 163 805 рублей 57 копеек находится в причинно-следственной связи не с действиями военкомата, выдавшего Фомину О.К. спорное удостоверение с учетом действующего на момент его выдачи законодательства, а с действиями самого фонда, обладавшего необходимыми полномочиями по проверке обоснованности такого назначения, и правомерно отказали в иске по мотиву отсутствия доказательств совокупности условий, необходимых для возложения на военкомат ответственности в виде возмещения убытков.
У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки названных фактических обстоятельств по делу.
Довод кассационной жалобы фонда о том, что у военкомата изначально отсутствовали законные основания для выдачи Фомину О.К. удостоверения инвалида N 156154, поскольку граждане-инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, не имеют права на получение такого удостоверения, не принимается судом округа. Как правильно отметил суд первой инстанции, при формировании правовой позиции по данному делу фонд руководствуется законодательством, действующим не на момент выдачи Фомину О.К. спорного удостоверения, а на момент принятия им решения от 29.01.2007 о назначении Фомину О.К. ЕДВ.
Ссылка заявителя на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку в настоящем деле установлена иная совокупность доказательств и обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.12.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2018 по делу N А61-2630/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.