г. Краснодар |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А32-41528/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Кубаньтранс" (ИНН 2311109741, ОГРН 1082311004764) и заинтересованного лица - Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы про надзору в сфере транспорта (ИНН 2310142224, ОГРН 1092310005094), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Кубаньтранс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2017 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-41528/2017, установил следующее.
ООО "Русавтопром-Кубаньтранс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы про надзору в сфере транспорта (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.09.2017 N 02271545 о привлечении общества к ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 27.11.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.02.2018, обществу отказано в удовлетворении заявления.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания его малозначительным, а также замены административного штрафа на предупреждение.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что не является субъектом правонарушения, в его действиях отсутствует вина в связи с неоднократным обращением в Министерство транспорта Российской Федерации за выдачей карт маршрутов.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 30.08.2017 в ходе осмотра управлением принадлежащего обществу транспортного средства ПАЗ 320302-08 (государственный регистрационный номер Р 626 ОВ 123), перевозящего пассажиров по регулярному межрегиональному автобусному маршруту N 173 (Яблоновский АП (Мега Адыгея-Кубань) - Краснодар АП (ЦКР)) выявлено отсутствие у водителя транспортного средства карты маршрута регулярных перевозок, что зафиксировано в акте осмотра от 30.08.2017 N 02-080-002.
По данному факту управление составило протокол об административном правонарушении от 11.09.2017 N 02171096 и вынесло постановление от 12.09.2017 N 02271545 о привлечении общества к ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно указали, что использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса.
Объектом указанного правонарушения являются отношения в области обеспечения безопасности регулярных перевозок, связанные с организацией регулярных перевозок, в том числе с допуском юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к осуществлению этого вида перевозок.
Субъектом правонарушения является лицо, допущенное в установленном законом порядке к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 17.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Судебные инстанции, руководствуясь статьями 3, 12, 14, 17, 19, 25, 28, 35 Закона N 220-ФЗ, статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, и сделали правильный вывод о том, что перевозка обществом пассажиров носила характер регулярной перевозки по маршруту N 173 (Яблоновский АП (Мега Адыгея-Кубань) - Краснодар АП (ЦКР)); право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается картами соответствующего маршрута регулярных перевозок; на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту, выдается отдельная карта; водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Учитывая изложенное, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что карта маршрута является обязательным документом, подтверждающим законное право на осуществление перевозок по соответствующему маршруту, и только при ее наличии лицо имеет право использовать транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров по определенному маршруту.
Отсутствие у общества карты маршрута регулярной перевозки по указанному регулярному маршруту подтверждается материалами дела и обществом фактически не оспаривается.
Как отметил суд, информация об указанном маршруте отсутствует в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, размещенном на сайте Министерства транспорта Российской Федерации (http://www.mintrans.ru).
Осуществляя регулярную перевозку пассажиров по маршруту: Яблоновский АП (Мега Адыгея-Кубань) - Краснодар АП (ЦКР) с использованием автобуса, при отсутствии карты маршрута, общество в рассматриваемом случае не сослалось на обстоятельства объективной невозможности соблюдения названных требований. Доказательства, подтверждающие отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Суд сделал обоснованный вывод о наличии в действиях общества события правонарушения по части 4 статьи 11.33 Кодекса, объективной и субъективной стороны вмененного правонарушения, поскольку карта маршрута является обязательным документом, подтверждающим законное право на осуществление перевозок по соответствующему маршруту, и только при ее наличии лицо имеет право использовать транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров по определенному маршруту.
Ссылка общества на информацию Министерства транспорта Российской Федерации от 21.07.2016 (л. д. 31 т. 1), направленную неопределенному кругу перевозчиков о том, что свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрутов будут выданы по мере проведения работы по включению остановочных пунктов в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, размещенный на сайте Министерства транспорта Российской Федерации, не принимается судом, поскольку не свидетельствует об относимости ее с маршрутом N 173.
Ссылка общества на неоднократные обращения в Министерство транспорта Российской Федерации за выдачей карт маршрутов не опровергает выводов судебных инстанций и не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Ссылки на обращения в министерство с вопросом о согласовании маршрута и получении карты маршрута перевозок об отсутствии вины в совершении вмененного правонарушения в рассматриваемом случае не свидетельствуют. Доказательства принятия каких-либо мер к обжалованию незаконного бездействия министерства в материалах дела отсутствуют. Кроме того, осуществление перевозок без карты маршрута запрещено, ее отсутствие влечет невозможность осуществления перевозки независимо от причин.
Общество не проявило заинтересованности в организации перевозки пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок на законных основаниях.
Для получения карт маршрута регулярных перевозок общество обязано внести изменения в маршрут N 173 и определить остановочные пункты согласно реестру.
У общества имелись такая обязанность и возможность.
Более того, из имеющегося в материалах дела письма Министерства транспорта Российской Федерации от 01.03.2018 N 03-374ПГ следует, что общество обратилось 11.01.2018 в ФБУ "Росавтотранс" с вопросом об изменении маршрута 01.23.060, которое возвращено из-за несоответствия установленным законодательством требованиям (т. 2). Принадлежность маршрута 01.23.060 к спорному неясна. Несоответствие заявки общества предъявляемым законом требованиям также не является обстоятельством, исключающим вину в совершении правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения общества с заявлением об изменении автобусного маршрута N 173. Общество не предприняло все достаточные меры для получения карты маршрута.
Общество не предприняло необходимые и достаточные меры в организации перевозки пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок на законных основаниях. При этом какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности общество имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательства невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенных обстоятельств вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества вины в совершении вмененного ему правонарушения основан на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам.
Суд установил, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, штраф назначен обществу с учетом статьи 4.1 Кодекса в минимальном размере санкции части 4 статьи 11.33 Кодекса. Доказательства наличия каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, в материалы дела не представлены.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 по делу N А32-41528/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.