г. Краснодар |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А53-31343/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Кухаря В.Ф. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "МТМ" (ИНН 2312214361, ОГРН 1142312004614) - Минаева А.Ю. (доверенность от 10.01.2018), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернуха А.Г. (доверенность от 04.01.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МТМ" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2017 (судья Корецкий О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 (судьи Ванин В.В., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А53-31343/2017, установил следующее.
ООО "МТМ" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "РЖД" (далее - ответчик, железная дорога) о взыскании 564 952 рублей 18 копеек убытков, 55 387 рублей 90 копеек процентов (уточненные требования).
Решением от 28.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2018, в иске отказано, поскольку исключительный характер неустойки, установленный законом при нарушении условий договора перевозки о сроке доставки порожнего вагона, исключает право на взыскание убытков.
Допущение перевозчиком нарушения сроков доставки вагонов не приводит к дополнительным расходам истца, связанным с посуточной платой за пользование вагонами. Возникновение таких расходов не обусловлено непосредственным и неизбежным следствием нарушения перевозчиком сроков доставки вагонов, а является необходимыми затратами истца на реализацию целей предпринимательской деятельности, поскольку не имея собственного подвижного состава истец вынужден для этих целей арендовать вагоны у иных лиц.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. Заявитель указывает, что представленные суду транспортные железнодорожные накладные не являются полным объемом перевозок с участием данных вагонов в указанный период, а представляют собой выборку по перевозкам с нарушением срока доставки.
Возражая относительно доводов жалобы, железная дорога в отзыве считает судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Суды установили, что спорные вагоны предоставлялись истцу на основании договора посуточного пользования от 09.06.2016 N ФГКФРст-73-12.1, заключенного с АО "ФГК". Согласно договору плата за пользованием вагонами АО "ФГК" начисляется ежесуточно и оплачивается авансом до 1 числа месяца, в счет которого перечисляется плата за пользование вагонами.
Указанные в иске вагоны предоставлены истцу контрагентом АО "ФГК" на основании заявок в соответствии с разделом 3 договора от 09.06.2016 N ФГКФРст-73-12.1 и плата за пользование вагонами начислялась на станции погрузки до даты прибытия вагонов в адрес грузополучателя - ОАО "ФГК" в связи с окончанием пользования вагонами (пункты 4.2 и 4.3 договора).
Суды установили, что согласно представленным истцом актам приема-передачи оказанных услуг по договору N ФГКФРст-73-12.1 плата за пользование вагонами начислялась за периоды, превышающие количество дней перевозки вагонов по представленным транспортным железнодорожным накладным.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Кодекса по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).
На основании статьи 793 Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9 % платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Закона N 18-ФЗ обстоятельств. Иные виды ответственности за указанное нарушение не предусмотрены.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 17-О, определяя общие условия гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе виды и основания такой ответственности, глава 25 (статьи 393 - 406) Кодекса в качестве одного из принципов гражданско-правовой ответственности называет возможность установления законом ограничения на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность) по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности.
В частности, это относится к обязательствам по перевозке грузов, поскольку они связаны с деятельностью в области использования транспортных средств, предполагающей повышенные предпринимательские риски осуществляющих ее лиц.
Статья 97 Закона N 18-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что за нарушение сроков доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов ответственность неисправного контрагента, в силу прямого указания закона, заключается в установлении фиксированного предела ответственности безотносительно к размеру ущерба, то есть объем ответственности ограничен размером провозной платы.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о возможности применения принципа ограниченной ответственности за нарушение обязательств по грузовой перевозке и, соответственно, ограничения права кредитора на возмещение убытков.
В данном случае исключительный характер неустойки, установленный законом при нарушении условий договора перевозки порожнего вагона о сроке его доставки, исключает право на взыскание убытков.
Допущение перевозчиком нарушения сроков доставки вагонов не приводит к дополнительным расходам истца, связанным с посуточной платой за пользование вагонами. Возникновение таких расходов не обусловлено непосредственным и неизбежным следствием нарушения перевозчиком сроков доставки вагонов, а является необходимыми затратами истца на реализацию целей предпринимательской деятельности, поскольку не имея собственного подвижного состава истец вынужден для этих целей арендовать вагоны у иных лиц.
С учетом изложенного в удовлетворении иска о взыскании убытков, а равно начисленных на убытки процентов отказано обоснованно.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу N А53-31343/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.