г. Краснодар |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А32-30723/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "НЭСК-электросети" - Захарченко Е.А. (доверенность от 29.01.2018), от заинтересованного лица - Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края - Ачегу Д.А и Нечесова Ю.В. (доверенности от 05.06.2018), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2017 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-30723/2016, установил следующее.
Акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к РЭК-Департаменту цен и тарифов Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным и отмене его приказа от 02.06.2016 N 9/2016 "Об удовлетворении требований, указанных в заявлении Запорожец П.Н. об урегулировании спора с АО "НЭСК-электросети".
Решением суда от 27.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду недоказанности несоответствия обжалуемого приказа действующему законодательству.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные судебные акты и удовлетворить его требования. Податель жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального права, выразившееся в том, что суды не учли внесенные в пункт 17 Правил технологического присоединения изменения, согласно которым оплата технологического присоединения лицами, обратившимися неоднократно в течение трех лет, осуществляется по правилам главы 3 Методических рекомендаций. При рассмотрении заявки гр. Запорожец П.Н. и выдаче договора N 1-55-15-1466 об осуществлении технологического присоединения общество учло, что ранее сторонами были заключены договоры на технологическое присоединение от 18.02.2013 N 1-55-13- 170 и от 01.08.2013 N 1-55-13-1320, исходя из чего плата на технологическое присоединение по новому договору составила 1 501 149 рублей 92 копейки.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы. Представители заинтересованного лица, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просили оставить их без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в РЭК-Департамент цен поступило обращение гражданина Запорожца П.Н. на действия общества по вопросу урегулирования спора об установлении платы по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям. 02 июня 2016 года по делу N 9/2016 издан приказ об удовлетворении требования названного гражданина о применении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств на земельном участке, расположенном по адресу: г. Новороссийск, с. Борисовка, ул. А. Головатова, кадастровый номер N 23:47:018001:2883, с присоединяемой мощностью 15 кВт, к электрическим сетям общества в размере 550 рублей.
Общество, считая данный приказ не соответствующим Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям, и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с иском.
Рассматривая данное заявление, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Из содержания части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и иным нормативным правовым актам и нарушение этим актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Абзацем 1 пункта 3 Правил N 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения данным лицом Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил N 861 независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил N 861 установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами.
В силу пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) Правил.
Согласно абзацу 1 пункта 17 Правил N 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Суды отклонили довод заявителя о том, что при рассмотрении заявки гр. Запорожца П.Н. и выдаче договора N 1-55-15-1466 об осуществлении технологического присоединения общество учло, что ранее между сторонами были заключены договоры на технологическое присоединение от 18.02.2013 N 1-55-13-170 и от 01.08.2013 N 1-55-13-1320, поэтому плата на технологическое присоединение по новому договору составила 1 501 149 рублей 92 копейки, по следующим основаниям.
Из решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 N ВАС-9742/11 следует, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом из подпункта "б" пункта 25 и подпункта "б" пункта 25.1 Правил N 861 следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей. Наличие либо отсутствие технологической возможности зависит исключительно от волеизъявления энергоснабжающей организации. Отсутствие достаточных затрат по развитию сетей и одновременное с этим взимание платы за подключение с граждан по повышенным тарифам ущемляет права абонентов физических лиц как слабой стороны в спорных правоотношениях. В этой связи необходимо учитывать разъяснения Федеральной службы по тарифам, данные в письме от 15.07.2014 N ЕП-7582/12 "О размере платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", согласно которым плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), при условии соблюдения расстояний, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) на уровне напряжения до 20 кВ независимо от конкретного уровня напряжения (0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ) ближайшего объекта электросетевого хозяйства сетевой организации, к которому необходимо осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, должна составлять не более 550 рублей.
Как следует из материалов дела, у общества имелась обязанность по осуществлению технологического подключения к ближайшему объекту электросетевого хозяйства принадлежащих физическому лицу энергопринимающих устройств на льготной основе, поскольку в пределах 500 м от границ участка Запорожца П.Н. находятся электрические сети.
Руководствуясь Правилами N 861, Правилами урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение или (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения такой платы (стандартизированных тарифных) ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 N 14 департамент, рассмотрев заявление гр. Запорожца П.Н., издал оспариваемый приказ.
Судебные инстанции установили, что заинтересованное лицо издало оспариваемый приказ в пределах своих полномочий.
Оспаривая приказ департамента, общество не обосновало по правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расчет стоимости технологического присоединения энергопринимающих устройств названного гражданина к электрическим сетям. Данное обстоятельство являлось предметом переписки между департаментом и антимонопольным органом, однако обществом ни ранее, ни при рассмотрении заявления в суде не было опровергнуто.
Довод кассационной жалобы о том, что гр. Запорожец П.Н. обращался за технологическим присоединение в третий раз в течение 3-х лет, поэтому ему в соответствии с пунктом 17 Правил N 861 обоснованно отказано в предоставлении "льготы" по оплате такого присоединения в размере 550 рублей, не может быть принят во внимание.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 915 пункт 17 указанных Правил дополнен абзацем 5, предусматривающим возможность осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств одного и того же лица с платой за технологическое присоединение в размере, не превышающем 550 рублей, не более одного раза в 3 года. Начало действия указанного постановления - с 25.10.2013, то есть указанное правило распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты.
Таким образом, выводы судов о соответствии оспариваемого приказа действующему законодательству и в силу данного обстоятельства о неспособности его нарушать права и законные интересы общества являются правильными.
Поскольку при рассмотрении дела суды правильно применили нормы материального и процессуального права, основания для изменения или отмены судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 по делу N А32-30723/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.