Бланки строгой отчетности (БСО)
В ст.1 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" установлено общее правило: все организации, а также индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг физическим лицам на территории России должны обязательно применять контрольно-кассовые машины (далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов*(1).
Исключение установлено лишь для отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин согласно Перечню отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц...), организаций и учреждений, которые... могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее - Перечень), утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 917).
Организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют право не применять ККМ, разделены на две группы:
1) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие денежные расчеты с населением без применения каких-либо документов, подтверждающих произведенный расчет (как без применения ККМ, так и без использования бланков строгой отчетности) (пункты 2 - 5, 7 Перечня);
2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие денежные расчеты с населением без применения ККМ, но с использованием бланков строгой отчетности (далее - БСО) по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее - ГМЭК) (пункты 1, 6 Перечня).
На второй группе остановимся более подробно.
Кто может использовать БСО вместо чеков ККМ?
1. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).
2. Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие любые товары (работы, услуги) в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных расчетов с населением в ряде случаев могут не использовать ККМ. При этом производимые расчеты должны сопровождаться оформлением БСО, утвержденных в установленном порядке.
Кто разрабатывает и утверждает БСО?
В соответствии с пунктами 1, 6 Перечня данное полномочие возложено на Минфин России. Это министерство разрабатывает и утверждает БСО по согласованию с ГМЭК.
Наиболее общие требования к БСО и порядку их оформления приведены в письме Минфина России от 23.08.01 N 16-00-24/70 "О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением".
Документы строгой отчетности наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, должны содержать следующие обязательные реквизиты: гриф утверждения, наименование формы документа; шестизначный номер; серию; код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД); дату осуществления расчета; наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО); код ИНН; вид оказываемых работ (услуг); единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении); наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, с личной подписью.
В случае необходимости утвержденные формы документов строгой отчетности могут быть дополнены реквизитами, соответствующими роду деятельности организации.
При оформлении БСО следует учитывать, что все реквизиты, предусмотренные в утвержденных формах, должны оставаться без изменения; удаление отдельных реквизитов не допускается. В случае незаполнения той или иной строки в ней ставится прочерк.
В то же время формат, художественное оформление и техническое редактирование БСО определяются организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Обращаем внимание на форму БО-14, которая упоминается в письме Минфина России от 11.04.97 N 16-00-27-15. Она не была утверждена в установленном порядке, поэтому использование этой формы при осуществлении денежных расчетов с населением должно сопровождаться использованием ККМ.
Какие БСО утверждены Минфином России на сегодняшний день?
В настоящий момент нормативно-правовыми актами Минфина России установлено более двухсот форм БСО*(2).
Перечень наиболее часто применяемых форм бланков строгой отчетности приведен в таблице на с.113.
Должны ли БСО изготавливаться типографским способом?
Да, должны.
Обязательность типографского способа изготовления БСО установлена в письме Минфина России от 26.12.02 N 16-00-24/61.
При изготовлении БСО серию им присваивает организация самостоятельно при сдаче заказа на изготовление бланков в типографию. Номер конкретного бланка в пределах соответствующей серии ставит типография.
Кроме того, в письме МНС России от 15.04.02 N АС-6-06/476 указано, что на БСО должны быть типографским способом нанесены выходные данные (типография (краткое название типографии), место ее размещения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Отметим, что данное письмо имеет лишь рекомендательный характер, поскольку МНС России не уполномочено принимать обязательные решения по вопросам оформления БСО (таким органом является Минфин России).
Являются ли счета-фактуры и приходные кассовые ордера БСО?
Нет, не являются.
Приходные кассовые ордера предназначены для учета кассовых операций, а не для оформления расчетов с населением. Кроме того, форма N КО-1 "Приходный кассовый ордер" утверждена не Минфином России по согласованию с ГМЭК, как это установлено для БСО, а Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88.
Вид услуг, оказываемых населению |
Форма БСО | Номер и дата документа Минфина России |
Услуги связи | Форма N 1 "Квитанция в приеме почтовых отправ- лений"; форма N 5 "Кви- танция в приеме почто- вого перевода денежных средств"; форма N 47 "Квитанция в приеме разного рода платы"; форма СП-2 "Квитанция в приеме платы за подпис- ку на газеты, журналы и книги"; форма МТФ-2 "Талон на междугородное телефонное соединение и дополнительные услуги"; форма МТФ-4 "Бланк ис- ходящего заказа за на- личный расчет"; форма ТФ-2/22 "Акт-квитанция на выполнение гарантий- ных и платных работ по ремонту абонентских ус- тановок" и др. |
Приказ N 124н от 29.12.2000, письма от 29.11.93 N 16-16-84, от 22.02.94 N 16-36 |
Банковские услуги при приеме денежной налич- ности от физических лиц |
Квитанция (форма N 31); бланк платежного доку- мента (форма N ПД-4р) |
Приказ N 59н от 28.06.2000 |
Выставочные, концерт- ные и т.п. услуги |
"Экскурсионная путев- ка", "Абонемент", "Би- лет" |
Приказ N 20н от 25.02.2000 |
Санаторно-курортные услуги |
"Путевка" (форма N 1), "Путевка" (форма N 2), "Курсовка" (форма N 3), "Санаторно-курортная путевка" |
Приказ N 90н от 10.12.99 |
Туристические услуги | Форма ТУР-1 "Туристская путевка" и другие тури- стические путевки, нак- ладная-счет для получе- ния наличных денежных средств за путевки, та- лоны на питание |
Письма от 16.06.94 N 16-30-65, от 10.04.96 N 16-00-30-19 |
Бытовые услуги | Форма БО-1, БО-2, БО-3, БО-4, БО-5 "Наряд-за- каз", "Квитанция", "Ко- пия квитанции"; БО-6 "Обязательство-квитан- ция", "Копия обязатель- ства-квитанции"; БО-7 "Залоговый билет", "Ко- пия залогового билета", "Опись вещей"; БО-8 "Сохранная квитанция", "Копия сохранной квита- нции", "Опись вещей"; БО-9 "Кассовая ведо- мость приема выручки", "Копия кассовой ведомо- сти приема выручки"; БО-11 "Листок учета вы- работки", "Талон"; БО-10 ДМ, БО-12; БО-13 (01); БО-13 (02) "На- ряд-заказ", "Копия на- ряд-заказа", "Квитан- ция", "Копия квитанции" |
Письма от 11.04.97 N 16-00-27-15, от 20.04.95 N 16-00-30-33 |
Услуги организаций Службы лесного хозяйс- тва, Минкультуры, Мин- юста, Минздрава, Гос- санэпиднадзора, Гос- комстата, Департамента ЖКХ Минстроя, Минобра- зования, некоторых других государственных организаций, а также негосударственных ор- ганизаций аналогичной хозяйственной направ- ленности |
Квитанция | Письма от 20.04.95 N 16-00-30-35, от 12.03.98 N 16-00-27-11, от 10.05.95 N 16-00-30-37, от 11.05.95 N 16-00-30-38, от 11.05.95 N 16-00-30-41, от 25.05.95 N 16-00-30-45, от 2.06.2000 N 04-01-20 |
Продажа товаров, выпо- лнение работ, оказание услуг в случае отклю- чения электроэнергии |
Чек | Письмо от 12.03.99 N 16-00-24-32 |
Услуги в сфере охоты и рыбной ловли |
Путевки на право охоты и рыбной ловли |
Письмо от 14.04.95 N 16-00-30-30 |
Ветеринарные услуги | Квитанция N 1 вет-фин и N 2 вет-фин |
Письмо от 26.05.95 N 16-00-30-46 |
Услуги по приему вто- ричного сырья и прода- жи товаров |
Форма N БСО-11 "Квитан- ция" |
Письмо от 11.04.97 N 16-00-27-14 |
Страховые услуги | Форма N А-7 "Квитанция на получение страхового взноса" |
Письмо от 23.02.94 N 16-37 |
Транспортные услуги | Квитанция разных сбо- ров; заказ-квитанция на перевозку и погрузку- разгрузку грузов |
Письмо от 16.06.94 N 16-30-63 |
Услуги топливно-энер- гетических сбытовых организаций (в т.ч. организаций Минтоп- энерго) |
Форма N 5-ТС "Квитанция на оплату и отпуск топ- лива, товаров, услуг населению" |
Письмо от 21.03.94 N 16-49 |
Услуги по парковке ав- томобилей |
Квитанция за парковку автомобилей |
Письмо от 24.02.94 N 16-38 |
Поэтому приходные кассовые ордера нельзя расценивать как БСО, дающие право осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.11.96 N 3833/96).
Аналогичный вывод можно сделать и применительно к счетам-фактурам. Данный документ предназначен для целей исчисления НДС и подтверждает право на возмещение "входного" НДС. Форма счета-фактуры утверждена постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Что делать, если БСО для соответствующей деятельности не установлены?
Если для тех услуг, которые организация (индивидуальный предприниматель) оказывает населению, форма БСО не утверждена, то организация обязана при осуществлении денежных расчетов с населением применять ККМ.
При этом она может обратиться в Минфин РФ с соответствующей просьбой об утверждении формы БСО для осуществляемой ею деятельности (часть вторая п.2 Постановления СМ РФ от 30.07.93 N 745). В этой связи обратим внимание на форму БСО, утвержденную Минфином России в письме от 20.04.95 N 16-00-30-35.
Первоначально она была утверждена для Службы лесного хозяйства РФ. Затем Минфин России распространил ее действие на организации Минкультуры России, Минюста России, Минздрава России, Госкомитета России по санитарно-эпидемиологическому надзору, Госкомстата России, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России (письмо Минфина России от 12.03.98 N 16-00-27-11). Кроме того, Минфином России в ответах на частные запросы организаций сфера применения этой формы была распространена и на другие виды деятельности (например, на образовательные услуги).
Существуют ли единые правила изготовления, хранения, учета, уничтожения БСО?
В настоящий момент таких правил нет.
И, видимо, они появятся не скоро. Дело в том, что Минфином России такие Методические рекомендации были разработаны в 2002 г. Однако Минюст России в регистрации данного нормативного правового акта отказал.
Поэтому можно порекомендовать использовать Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР 29.07.83 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР) в части, не противоречащей действующему российскому законодательству (см., например, п.6.2 Положения о том, что БСО должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность).
Подчеркнем, что для отдельных категорий БСО методические указания существуют.
Так, письмом Госналогслужбы РФ от 31.03.98 N ВК-6-16/210 рекомендованы для использования Методические указания по заполнению и применению БСО при выполнении бытовых услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности, разработанные сотрудниками АО "Росбытсоюз".
Минкультуры России 05.04.99 также утверждены Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы Минкультуры РФ.
Нужно ли регистрировать БСО в местных налоговых органах?
Действующим российским законодательством такая обязанность не предусмотрена. Поэтому соответствующие требования местных налоговых инспекций необоснованны и незаконны.
Как организовать бухгалтерский и налоговый учет БСО?
Затраты на приобретение БСО относят к расходам, осуществление которых связано с оказанием услуг.
В бухгалтерском учете данные расходы отражаются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н) как расходы организации по обычным видам деятельности.
Для обобщения информации о наличии и движении БСО, находящихся на хранении и выдаваемых под отчет, в Плане счетов предназначен забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности".
Приобретение БСО (в том числе подотчетными лицами) отражается по дебету счета 006 в условной оценке (например, 1 руб.), списание - по кредиту счета 006 на основании соответствующих документов об их использовании и т.п. Аналитический учет ведется по каждому виду БСО и местам их хранения.
При приобретении БСО в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
- приобретены БСО по фактической себестоимости;
Дебет 006
- оприходованы БСО для хранения;
- в соответствии со счетом-фактурой продавца БСО учтен НДС;
- оплачено поставщику за приобретенные БСО;
- произведен налоговый вычет;
Кредит 006
- списаны использованные БСО.
Расходы организации на приобретение БСО уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организации в соответствии с подп.24 п.1 ст.264 НК РФ. Причем отнесение на расходы сумм, затраченных на приобретение БСО, нужно производить сразу, а не по мере их использования в ходе хозяйственной деятельности.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то они в соответствии с п.1 ст.221 НК РФ имеют право на профессиональный налоговый вычет в размере суммы расходов, произведенных на приобретение БСО.
Какая ответственность предусмотрена за неприменение БСО?
В статье 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оказание услуг организациями, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В качестве наказания за данное правонарушение предусмотрен административный штраф в размере:
для граждан - от 15 до 20 МРОТ;
для должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ;
для юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
Как следует из письма МНС России (органа, которому подведомственны дела данной категории согласно ст.23.5 КоАП РФ) от 14.08.02 N АС-6-06/1243@, неисполнение обязанности по использованию БСО является основанием для привлечения организаций (индивидуальных предпринимателей) к ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ в соответствии со ст.14.5 КоАП РФ.
Кроме того, подобный вывод содержится и в пунктах 7, 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.08.99 N 10.
А. Чумаков
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 4, апрель 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Высшими судебными инстанциями России неоднократно подчеркивалось, что ККМ должны применяться и при расчетах с индивидуальными предпринимателями (см. Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.01 N 88-О, а также п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона РФ "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением").
*(2) Попытки систематизировать имеющиеся БСО предпринимались (см. письма Госналогслужбы РФ от 30.08.94 N НИ-6-14/320, от 22.06.95 N ЮУ-4-14/29н, письмо МНС России от 07.04.99 N ВГ-6-16/222), но единого нормативно-правового акта по этому вопросу пока нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".