г. Краснодар |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А15-6070/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курбаковым В.Ю. и участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан от истца - федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства (ИНН 2309033598, ОГРН 1022301436673) - Джебраиловой З.И. (доверенность от 12.12.2017), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Дагестантрубпласт" (ИНН 0541009339, ОГРН 1020502625186) - Магомедова М.А. (доверенность от 28.04.2017), в отсутствие третьих лиц: Федерального дорожного агентства, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.11.2017 (судья Ахмедов Д.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.) по делу N А15-6070/2016, установил следующее.
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Дагестантрубпласт" (далее - общество) об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельного участка площадью 740 кв. м с кадастровым номером 05:40:000042:888, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, МКР вдоль автомагистрали "Кавказ", в районе ДРСУ-11, с предоставлением компенсации за изымаемый земельный участок в размере 1 197 350 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное дорожное агентство (далее - агентство) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление).
Решением от 15.11.2017 исковые требования удовлетворены частично. Суд изъял для нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000042:888, с предоставлением выкупной цены за изымаемый земельный участок посредством перечисления со стороны учреждения на банковский счет общества возмещения в размере 5 069 тыс. рублей, в том числе 4 452 тыс. рублей рыночной стоимости земельного участка и 517 тыс. рублей убытков. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок необходим для реализации проекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской республикой (на Баку) на участке км 805+000- км 817+000". Стоимость возмещения определена в соответствии экспертным заключением от 29.09.2017 N 817 на дату рассмотрения настоящего спора. Данное заключение является полным и не содержит противоречий.
Апелляционным постановлением от 14.02.2018 решение от 15.11.2017 оставлено без изменения, в удовлетворении ходатайства учреждения о назначении по делу повторной судебной экспертизы отказано. Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции. Отказ в удовлетворении ходатайство о назначении экспертизы мотивирован тем, что истец в нарушение требований, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", не представил документы, подтверждающие возможность проведения указанным им учреждением/экспертом экспертизы, не решен вопрос о сроке ее проведения, размере вознаграждения эксперту, не внесены на депозитный счет суда денежные средства, подлежащие выплате эксперту. Назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что отказав в назначении повторной экспертизы и положив в основу судебного акта экспертное заключение от 29.09.2017 N 817, суды не учли, что оно не соответствует требованиям пункта 19 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки ФСО N 1)" (далее - ФСО N 1); используемая при проведении оценки информация не удовлетворяла требованиям достаточности и достоверности), требованиям пункта 14 ФСО N 1 (при использовании сравнительного подхода не взяты объекты-аналоги для целей оценки сходные объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость) и требованиям подпункта б пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости ФСО N 7)" (далее - ФСО N 7); в качестве объектов-аналогов использованы объекты недвижимости, которые не относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и несопоставимы с ним по ценообразующим факторам. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что изложенная экспертом позиция соответствует содержанию распоряжения Минимущества России от 06.03.2002 N 568-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков" (далее - распоряжение N 568-р) необоснованна. Согласно пункту 2.7.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее. Согласно положениям пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" (далее - ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется рыночная стоимость методами массовой оценки. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно данным публичной кадастровой карты кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:888 составляет 1 823 767 рублей, что указывает на завышение рыночной стоимости по результатам оценки ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" по отношению к кадастровой стоимости более чем в 2 раза. Экспертами при определении рыночной стоимости земельного участка был выбран сравнительный подход. Согласно пункту 14 ФСО N 1 под сравнительным подходом понимается совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. В соответствии с пунктом 22 ФСО N 1 сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Информация об объектах-аналогах экспертом была взята из источника в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (avito.ru). При проверке данной информации по указанным экспертам интернет-адресам не возможно осуществить проверку данных, поскольку указанные в заключении ссылки не найдены.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества возражал против отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 26.02.2015 за обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 740 кв. м с кадастровым номером 05:40:000042:888, категория земель - земли населенных пунктов, целевое назначение - под строительство базы, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, МКР вдоль автомагистрали "Кавказ", в районе ДРСУ-11 (т. 1, л. д. 15, 16, 42).
Распоряжением агентства от 20.10.2015 N 1949-р утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской республикой (на Баку) на участке км 805+000 - км 817+000" (т. 1, л. д. 23).
Распоряжением агентства от 29.03.2016 N 472-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе принадлежащего ответчику на праве собственности участка площадью 740 кв. м с кадастровым номером 05:40:000042:888 (пункт 1). Учреждение обязано обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия выкупа земельных участков; обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе управления (пункт 2; т. 1, л. д. 23 - 41).
07 апреля 2016 года учреждение в порядке статьи 56.6 Земельного кодекса в адрес общества направило уведомление о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельный участок с кадастровым номером 05:40:000042:888 подлежит изъятию в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской республикой (на Баку) на участке км 805+000 - км 817+000".
На основании отчета об оценке от 12.07.2016 N С-302-Э/10, подготовленного независимым оценщиком ООО "Межрегиональный Центр оценки и экспертизы", определен размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 05;40:000042:888, рыночная стоимость которого составила 1 184 тыс. рублей, убытки, связанные с изъятием земельного участка - 13 350 рублей (т. 2, л. д. 76 - 149). Отчет прошел экспертизу на соответствие требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно правовому регулированию оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в НП "Деловой Союз Оценщиков", которым подготовлено экспертное заключение без даты и номера (т. 2, л. д. 53 - 75).
02 сентября 2016 года учреждение направило в адрес общества для подписания проект соглашения от 01.09.2016 об изъятии путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:888 с приложением отчета об оценке. Проект соглашения получен обществом 06.09.2016, что подтверждается распиской о получении, подписанной руководителем адресата Гусейновым М.К. (т. 1, л. д. 19, 20).
В связи с отказом подписания обществом проекта соглашения учреждение повторно 11.11.2016 обратилось к обществу с просьбой подписать соглашение об изъятии земельного участка от 01.09.2016 N 10. Письмо оставлено без ответа и удовлетворения (т. 1, л. д. 17, 18).
Поскольку общество не подписало названное соглашение, учреждение обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 499-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Земельный кодекс, а также ряд иных федеральных законов (вступили в силу с 01.04.2015). Данным законом в Земельный кодекс введена глава VII.1, содержащая порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
Правовое регулирование, введенное Законом N 499-ФЗ, подлежит применению с учетом положений статьи 26 названного закона.
В силу части 1 статьи 26 Закона N 499-ФЗ, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом и Земельным кодексом в редакции Закона N 499-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Согласно пункту 5.4.1.1 названного Положения к полномочиям Росавтодора относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства (реконструкции) автомобильных дорог федерального значения.
Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Орган, принявший решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, вправе определить из числа организаций, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 Земельного кодекса, лицо, осуществляющее действия по подготовке и заключению соглашения об изъятии недвижимости, при условии наличия согласия в письменной форме этой организации (часть 1 статьи 26 Закона N 499-ФЗ).
Распоряжением от 31.03.2015 N 551-р Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) возложило на подведомственное учреждение обязанности по обеспечению выполнения в установленном порядке комплекса мероприятий, направленных на изъятие и выкуп земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе спорных земельных участков. Учреждению предписано: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в целях обеспечения реализации документации по планировке территории; заключить соглашение о выкупе земельных участков; обеспечить государственную регистрацию права федеральной собственности на изъятые участки.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о том, что решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:888 принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (агентством), наделившим учреждение полномочиями по его изъятию (заключению соглашения о выкупе).
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 Земельного кодекса должна быть соблюдена в полном объеме.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 2, 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении (пункты 6, 7 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Исходя из приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, судебные инстанции пришли к выводу о соблюдении учреждением порядка и сроков принудительного изъятия, принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка для федеральных нужд.
Общество не оспаривает наличие предусмотренных законом оснований для изъятия принадлежащего ему земельного участка, однако, указало на разногласия относительно стоимости возмещения при его изъятии.
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, указано следующее. По требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1 статьи 56.8 Земельного кодекса).
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного кодекса).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано следующее. По смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было. Если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 также разъяснено, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом.
Размер выкупной цены земельного участка площадью 740 кв. м с кадастровым номером 05:40:000042:888, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием участка в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании отчета об оценке от 12.07.2016 N С-302-Э/10, подготовленного независимым оценщиком ООО "Межрегиональный Центр оценки и экспертизы". Согласно данному отчету выкупная стоимость за изымаемый земельный участок составила 1 197 350 рублей, в том числе рыночная стоимость земельного участка 1 184 тыс. рублей, убытки, связанные с изъятием земельного участка - 13 350 рублей (т. 2, л. д. 76 - 149). Данный отчет прошел экспертизу на соответствие требованиям Закона N 135-ФЗ, Федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно правовому регулированию оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в НП "Деловой Союз Оценщиков", которым подготовлено экспертное заключение без даты и номера (т. 2, л. д. 53 - 75).
В силу статьи 13 Закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 Кодекса).
В связи с наличием у сторон разногласий относительно размера возмещения, причитающегося обществу за изымаемые для федеральных нужд земельные участки, и учитывая, что разрешение данного вопроса требует специальных познаний, суд первой инстанции назначил по делу судебную оценочную экспертизу.
В соответствии с заключением эксперта от 29.09.2017 N 817 размер возмещения за изъятие земельного участка площадью 740 кв. м с кадастровым номером 05:40:000042:888 для федеральных нужд составил 5 069 тыс. рублей, в том числе 4 452 тыс. рублей рыночная стоимость земельного участка и 517 тыс. рублей убытков.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что заключение комиссионной судебной экспертизы от 29.09.2017 N 817 является полным, ясным и содержательным, не содержит противоречий в выводах экспертов, поэтому отсутствуют основания для признания его недостоверным или недопустимым доказательством по делу. В заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, выводы эксперта обоснованы расчетами, исследованными им обстоятельствами, что исключает необходимость назначения по делу повторной экспертизы. Экспертами применен сравнительный подход и использованы объекты-аналоги промназначения, находящиеся в г. Махачкале (в районе федеральной трассы, федеральной трассы на Сулак (поворот на кардиоцентр), на трассе в г. Каспийск, возле трассы в районе ипподрома, в районе новой трассы в Каспийск, по пр. А.Султана, по ул. Бейбулатова, в районе ресторана "Пещера", на выезде в Каспийск). Заключение содержит ссылки на источники информации, имеются приложения в виде фотографий со всей информацией об объектах-аналогах, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации, полученной из общедоступных источников (сайт объявлений авито.ру в интернете). Невозможность проверки данных по отдельным объектам-аналогам после проведения экспертных исследований и подготовки экспертного заключения, связана с возможной продажей объектов-аналогов и удаления по этому объекту объявления и не свидетельствует о недостоверности использованной экспертом информации. С учетом изложенного, суды определили размер возмещения за изымаемый у общества земельный участок в размере 5 069 тыс. рублей.
Довод учреждения о том, что отчет об оценке от 12.07.2016 N С-302-Э/10 представленный истцом, соответствует всем установленным требованиям, в связи с чем должен был быть принят судом в качестве доказательства, обосновывающего стоимость возмещения за изымаемый земельный участок, не принимается судом округа. Оспаривание отчетов об оценке осуществляется путем реализации принципа состязательности сторон и принятия ими на себя риска совершения или несовершения определенных процессуальных действий (статьи 9, 41 и 65 Кодекса). В данном случае рыночная стоимость объекта оценки определялась на дату разрешения спора. Истец в нарушение положений статьи 9 и 65 Кодекса не опроверг выводы судебных экспертов, содержащиеся в заключениях от 01.06.2017 и от 29.09.2017, а также не подтвердил иную, более низкую рыночную стоимость земельного участка, изымаемого для государственных нужд.
Иные доводы кассационной жалобы учреждения направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 15.11.2017 и апелляционного постановления от 14.02.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.11.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 по делу N А15-6070/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.