Финансовую деятельность учреждения осуществляет централизованная бухгалтерия при отделе культуры администрации района. Между учреждением (юридическое лицо) и отделом культуры существует договор о ведении вышеназванной деятельности. Руководителя учреждения их деятельность не устраивает: сдача отчетности затягивается, оперативности в работе нет, ссылки на занятость бухгалтеров и нехватку кадров (бухгалтерия обслуживает 14 юридических лиц - домов культуры). Штатное расписание учреждения составляет 80 единиц.
Может ли учреждение расторгнуть договор с бухгалтерией отдела культуры и принять бухгалтера в свой штат?
В соответствии со ст.120 ГК РФ, п.1 ст.9 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Учреждение является разновидностью юридических лиц. Переданное ему собственником имущество находится у него на праве оперативного управления (ст.296 ГК РФ), которым оно не вправе самостоятельно распоряжаться. Также у него может быть имущество, полученное от собственной предпринимательской деятельности, если она разрешена учредительными документами. Им учреждение вправе самостоятельно распоряжаться (ст.298 ГК РФ).
Те или иные особенности правового статуса учреждения как самостоятельного юридического лица определяются собственником учреждения в его уставе.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций (т.е. руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации - абзац второй ст.2 Закона N 129-ФЗ). В силу изложенного и в соответствии с п.2 ст.6 Закона N 129-ФЗ руководитель организации обладает следующими полномочиями: 1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; 2) ввести в штат должность бухгалтера; 3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; 4) вести бухгалтерский учет лично.
Таким образом, руководитель учреждения как субъект, отвечающий за организацию бухгалтерского учета в организации, может расторгнуть договор с централизованной бухгалтерией (если конкретные условия договора позволяют) и воспользоваться полномочиями, предусмотренными ст.6 Закона N 129-ФЗ (если уставом учреждения прямо не запрещено самостоятельное ведение бухгалтерского учета).
Если штатным расписанием не предусмотрена должность бухгалтера, то руководителю учреждения необходимо ходатайствовать перед учредителем о введении этой штатной единицы либо оплачивать труд бухгалтера за счет собственных средств организации. Если эта должность предусмотрена, то необходимо ходатайствовать о включении затрат на оплату услуг бухгалтера в смету ежегодно утверждаемых расходов.
При ведении бухгалтерского учета следует помнить, что имущество, полученное от предпринимательской деятельности, должно учитываться на отдельном балансе (п.2 ст.298 ГК РФ), а у учредителя учреждения (отдел культуры администрации района) сохраниться право контролировать использование имущества, находящегося на праве оперативного управления (в том числе проверять бухгалтерскую отчетность).
А. Чумаков
1 апреля 2003 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 4, апрель 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".