г. Краснодар |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А32-21071/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х, при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО РЖД (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Ковтун И.В. (доверенность от 07.07.2017), от ответчика - муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" (ИНН 2315178760, ОГРН 1132315000806) - Шипиловой Е.Ю. (доверенность от 28.05.2018), в отсутствие третьих лиц: Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, администрации муниципального образования город Новороссийск, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2017 (судья Орлова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 (судьи Маштакова Е.А., Нарышкина Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-21071/2016, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО РЖД (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МУП "Водоканал города Новороссийска" (далее - водоканал) об обязании заключить договор по транспортировке сточных вод в редакции проекта договора от 25.04.2017, с пунктом 54 в следующее редакции: "54. Настоящий договор вступает в силу с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-21071/2016" (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования; т. 3, л. д. 2, 3).
Определением от 09.10.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК) и администрация муниципального образования г. Новороссийска.
Решением от 29.11.2017 (с учетом исправительного определения 16.04.2018) иск удовлетворен, суд первой инстанции обязал водоканал заключить с обществом договор по транспортировке сточных вод на условиях, приведенных в резолютивной части решения. Судебный акт мотивирован тем, что условия спорного договора не противоречат типовому договору; факт технологического присоединения сетей общества и водоканала подтвержден материалами дела; доказательства, подтверждающие отсутствие у водоканала экономической и технологической возможности заключить спорный договор, не представлены.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 22.03.2018 решение от 29.11.2017 изменил в части редакции пунктов 27, 28, 30, 47 договора по транспортировке сточных вод, в остальной части решение оставил без изменения. Изменяя решение, суд апелляционной инстанции сослался на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права при принятии названных пунктов в редакции общества.
В кассационной жалобе водоканал просит отменить решение и постановление и отказать в иске. По мнению заявителя, общество обратилось в суд с иском только 23.06.2016, то есть по истечении полугода со дня истечения срока для акцепта, а направленная обществом оферта оформлена ненадлежащим образом, проект договора не подписан. У водоканала отсутствуют абоненты, технологически присоединенные к сетям общества, поэтому общество не осуществляет транспортировку сточных вод для водоканала, поэтому заключение договора не представляется возможным. Суды не учли постановление администрации муниципального образования г. Новороссийска от 20.02.2014 N 1303 "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования г. Новороссийск", в силу которого общество определено как гарантирующая организация с установленной зоной деятельности в границах: г. Новороссийск, ул. Жуковского, ул. Парк А, Парк Б. Применительно к данному спору суды неправильно оценили обстоятельства, установленные при рассмотрении дел N А32-4031/2016, А32-8100/2017.
В отзыве на кассационную жалобу общество просило оставить без изменения апелляционное постановление, ссылаясь на его законность, обоснованность и соответствие фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
В заседании суда кассационной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 20.06.2018, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, приказом РЭК от 05.08.2015 N 23/2015-ок в отношении Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" (далее - СК ДТВ) установлены тарифы на транспортировку питьевой воды и сточных вод для оказания услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод.
В соответствии с разъяснениями РЭК от 07.10.2015 N 57-8632/15-07 при формировании тарифа на транспортировку сточных вод, утвержденных приказом от 05.08.2015 N 23/2015-окк "Об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и сточных вод, подвоз питьевой воды", подтвержден учет объема реализации транспортировки сточных вод в размере 581,96 тыс. куб. м по соответствующим муниципальным образованиям, включая городской округ г. Новороссийск в объеме - 133,93 тыс. куб. м.
На территории муниципального образования г. Новороссийск водоканал является организацией, осуществляющей услуги по водоотведению, сети которой технологически присоединены к сетям водоотведения, находящимся в собственности общества.
В целях реализации прав транспортирующей организации по муниципальному образованию г. Новороссийск, общество направило в водоканал обращение с приложением проекта договора по транспортировке сточных вод, подготовленного в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, а также копии приказа уполномоченного органа об установлении тарифа по транспортировке сточных вод.
Общество направило водоканалу претензию от 19.11.2015 N 1724 с требованием привести в соответствие с действующим законодательством правоотношения сторон в сфере транспортировки сточных вод (т. 1, л. д. 20, 21), которая оставлена без удовлетворения.
Уклонение водоканала от заключения договора по транспортировке сточных вод по сетям, принадлежащим обществу и технологически присоединенным к сетям водоканала, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском об обязании заключить договор.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе оказания услуг по транспортировке сточных вод, урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - закон N 416-ФЗ), статья 2 которого определяет гарантирующую организацию как организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенную решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 12 закона N 416-ФЗ). При этом организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно статье 17 закона N 416-ФЗ по договору на транспортировку сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями данного Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644), согласно пункту 45 которых договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 46 Правил N 644 заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
В пункте 57 Правил N 644 предусмотрено право транзитной организации на обращение в суд с иском о понуждении гарантирующей организации заключить договор по транспортировке холодной воды в случае уклонения последней от его заключения.
Типовая форма договора на транспортировку сточных вод утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Руководствуясь названными положениями законодательства, суды установили и сторонами не оспаривалось, что общество является собственником сетей водоотведения в г. Новороссийске. Водоканал определен в качестве гарантирующей организации на территории муниципального образования г. Новороссийск. К системе водоотведения, собственником которой является общество, а именно к магистральным трубам технологически подключены сторонние абоненты (ОАО "ЖТК", Новороссийское ЛУВДТ, НУЗ "Узловая больница на ст. Новороссийск", МБДОУ МО "Детский сад N 25", ФГУП "Почта России", Управление судебного департамента, АО "ФПК Новороссийск", ОАО "ИПП", ОАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов", ООО "Терминал "Мега"", ОАО "НУК", ООО "НМТ", Серегин С.С. (ООО "Елена"), ООО "Трансбункер - Новороссийск", филиал 2351 ВТБ 24 (ПАО), Бадалян А.А.), что подтверждается договорами и актами сверок.
Факт технологического присоединения сетей общества и водоканала подтвержден схематическим изображением сетей водоснабжения по ст. Новороссийск, а также существующими между сторонами договорными отношениями (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.07.2014 N 17, по условиям которого водоканал является организацией ВКХ, оказывающей услуги в отношении общества в части водоснабжения и водоотведения, общество - абонентом, выступающим также собственником участка сетей водоотведения, к которым технологически присоединены сторонние потребители (субабоненты)). При этом, в договорные объемы покупаемых стоков входят объемы стоков сторонних потребителей.
Приказом РЭК от 30.11.2015 N 98/2015-окк "Об установлении тарифа на питьевую воду, водоотведение, транспортировку питьевой воды и сточных вод" обществу установлены тарифы на транспортировку питьевой воды и сточных вод со сроком реализации с 01.01.2016 по 31.12.2018 (т. 1, л. д. 29 - 32).
Суд апелляционной инстанции указал, что при изложенных обстоятельствах стороны являются участниками отношений по транспортировке сточных вод, а заключение договора по транспортировке сточных вод с обществом обязательно для водоканала, и согласился с выводом суда первой инстанции о том, что исковые требования общества обоснованы и правомерны.
Кроме того, апелляционный суд учел преюдициальный характер обстоятельств, установленных при рассмотрении дела N А32-8100/2017, в рамках которого действия водоканала в части отказа от заключения с обществом договора по транспортировке сточных вод в 2015 году (с момента вступления законную силу тарифа на транспортировку сточных вод, то есть с 15.08.2015) признаны не соответствующими Правилам N 644.
Изменяя решение суда первой инстанции при проверке его законности и обоснованности в пределах доводов апелляционной жалобы водоканала, суд апелляционной инстанции установил, что пункты 27, 28, 30 и 47 в предложенной обществом редакции договора по транспортировке сточных вод, не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку пункты 27, 28 и 30 договора не содержат указания на возможность предъявления уполномоченными представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства или представителей иной организации доверенности на совершение соответствующих действий от имени организации водопроводно-канализационного хозяйства, а пункт 47 - предусматривает неустойку за неисполнение либо ненадлежащее исполнение организацией водопроводно-канализационного хозяйства обязательств по оплате в размере, большем, чем таковая предусмотрена законом N 416-ФЗ и пунктом 53 Правил N 644. В связи с этим суд апелляционной инстанции изменил редакцию названных пунктов, согласившись с обоснованностью понуждения водоканала к заключению договора транспортировки сточных вод.
Вместе с тем суды не учли следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В пункте 1 статьи 2 названного Закона определено, что абонент - это юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор водоснабжения и водоотведения. Под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
В статье 17 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями данного Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Согласно пункту 2 Правил N 644 транзитная организация - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод. В соответствии с пунктом 54 Правил N 644 местом исполнения обязательств транзитной организации является точка на границе эксплуатационной ответственности такой организации по канализационным сетям этой организации с абонентом, иной транзитной организацией или организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией), если иное не предусмотрено договором по транспортировке сточных вод.
Частью 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ установлено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Согласно части 5 статьи 7 данного Закона абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией. В силу части 5 статьи 17 этого же Закона договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с типовым договором по транспортировке сточных вод, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 Типового договора по транспортировке сточных вод, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, предусмотрено, что транзитная организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями законодательства Российской Федерации и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Из системного анализа приведенных положений норм материального права следует, что, во-первых, водоотведение должно осуществляться только на основании договоров между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства, во-вторых, договор по транспортировке сточных вод производен от договора на водоотведение между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства, опосредует отношения между указанными лицами, поскольку гарантирующая организация водопроводно-канализационного хозяйства для исполнения обязательств по договору водоотведения привлекает транзитную организацию, по сетям которой сточные воды поступают названной гарантирующей организации, в том числе возлагает на нее отдельные функции по контролю за соблюдением абонентами требований по качеству и количеству стоков.
При рассмотрении спора судебные инстанции не установили абонентов, подключенных к сетям общества, которые бы заключили договор водоотведения с водоканалом, в связи с этим не определено наличие у водоканала обязательств по приему сточных вод от абонентов, что в свою очередь не свидетельствует о возникновении обязанности водоканала по оплате услуг за транзит с правом последующего включения данных расходов в тариф на услуги водоотведения. Без установления данных обстоятельств выводы о наличии транспортировки в смысле положений Закона N 416-ФЗ и о наличии оснований к понуждению водоканала заключить спорный договор транспортировки с обществом, сделаны преждевременно.
При изложенных обстоятельствах выводы судов не могут быть признаны соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать и установить имеются ли абоненты, подключенные к сетям общества, которые бы заключили договор водоотведения с водоканалом, возможность заключения таких договоров, причины отказа водоканала в заключении договоров с абонентами и неиспользования права на обращение в суд таких абонентов с исками о заключении договоров, являющихся публичными по своей сути. В зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы водоканала о том, что общество обратилось в суд с иском только 23.06.2016 (то есть по прошествии 6 месяцев со дня истечения срока для акцепта, а направленная обществом оферта оформлена ненадлежащим образом, проект договора не подписан); постановлением администрации муниципального образования города Новороссийск от 20.02.2014 N 1303 "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования город Новороссийск", в силу которого общество также определено как гарантирующая организация с установленной зоной деятельности в границах: г. Новороссийск, ул. Жуковского, ул. Парк А, Парк Б, исследованы судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Определением от 04.05.2018 водоканалу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы, в связи с чем она подлежит распределению между сторонами по результатам рассмотрения дела..
Руководствуясь статьями 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 по делу N А32-21071/2016 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.