На основании пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 34 Устава муниципального образования город Новороссийск постановляю:
1. Утвердить Порядок осуществления администрацией муниципального образования город Новороссийск внутреннего финансового аудита (прилагается).
2. Полномочия по осуществлению администрацией муниципального образования город Новороссийск внутреннего финансового аудита возложить на контрольно-ревизионное управление администрации муниципального образования город Новороссийск (Белялов).
3. Признать утратившим силу постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 3 декабря 2020 года N 5901 "Об утверждении Порядка осуществления администрацией муниципального образования город Новороссийск внутреннего финансового аудита".
4. Отделу информационной политики и средств массовой информации администрации муниципального образования город Новороссийск опубликовать настоящее постановление в печатном бюллетене "Вестник муниципального образования город Новороссийск" и разместить в сети Интернет на официальном сайте администрации муниципального образования город Новороссийск.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя главы муниципального образования Шахова А.Н.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава муниципального образования |
А.В. Кравченко |
УТВЕРЖДЕН
постановлением администрации
муниципального образования
город Новороссийск
от 30.06.2023 N 3001
Порядок
осуществления администрацией муниципального образования город Новороссийск внутреннего финансового аудита
1. Общие положения
1.1. Порядок осуществления администрацией муниципального образования город Новороссийск внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) разработан на основании пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Порядок содержит положения, определяющие особенности его применения при организации, планировании и проведении внутреннего финансового аудита, реализации его результатов и другие положения.
1.2. В целях настоящего Порядка применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
1.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1.3.1. Оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого администрацией муниципального образования город Новороссийск, в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - Внутренний финансовый контроль) и подготовки предложений об организации Внутреннего финансового контроля.
1.3.2. Подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.3.3. Повышения качества финансового менеджмента.
1.4. Объектами внутреннего финансового аудита в администрации муниципального образования город Новороссийск являются бюджетные процедуры и/или составляющие эти процедуры операции (действия) по их выполнению (далее - Объект аудита).
1.5. Внутренний финансовый аудит осуществляется отделом ведомственного контроля контрольно-ревизионного управления администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - Отдел, Субъект аудита), наделенным соответствующими полномочиями на основе функциональной независимости.
Субъект аудита непосредственно подчиняется начальнику контрольно-ревизионного управления администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - Начальник контрольно-ревизионного управления).
1.6. Деятельность Субъекта аудита и членов аудиторской группы основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
2. Организация и проведение аудиторских проверок
2.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
2.2. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских проверок на очередной финансовый год (далее - План), который утверждается главой муниципального образования город Новороссийск (далее - Г лава) до начала очередного финансового года.
2.3. План должен включать не менее двух аудиторских проверок, в том числе содержать тему аудиторской проверки, проверяемый период, дату (месяц) начала и окончания аудиторской проверки.
В целях информирования о запланированных аудиторских проверках План может доводиться до руководителей структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за осуществление внутренних бюджетных процедур (далее - Субъекты бюджетных процедур).
2.4. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется распоряжением администрации муниципального образования город Новороссийск, в котором указываются тема, дата начала и окончания аудиторской проверки, состав аудиторской группы.
Датой окончания аудиторской проверки считается дата подписания заключения по результатам аудиторской проверки Начальником контрольно-ревизионного управления.
2.5. Решение о внесении изменений в План принимается Главой на основании мотивированной докладной записки Начальника контрольно-ревизионного управления.
2.6. Внеплановые аудиторские проверки проводятся на основании решения Главы с указанием темы, даты начала и окончания аудиторской проверки, состава аудиторской группы. Решение оформляется распоряжением администрации муниципального образования город Новороссийск за подписью Главы.
2.7. При формировании данных для составления проекта Плана учитываются:
2.7.1. Степень обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество осуществления внутреннего финансового аудита).
2.7.2. Необходимость резервирования времени и трудовых ресурсов на проведение внеплановых аудиторских проверок исходя из данных о внеплановых аудиторских проверках, проведенных в годы, предшествующие году составления проекта Плана (1-2 года).
2.7.3. Информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля.
2.7.4. Результаты ранее проведенных аудиторских проверок, отраженных в заключениях. Полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок.
2.7.5. Другие положения утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
2.8. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, а также сложности и специфики деятельности Субъектов бюджетных процедур, проводятся:
2.8.1. Должностным лицом Субъекта аудита (далее - Уполномоченное должностное лицо).
2.8.2. Группой должностных лиц Субъекта аудита, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками (аудиторская группа), под руководством должностного лица Субъекта аудита, назначенного распоряжением администрации муниципального образования город Новороссийск о проведении аудиторской проверки, ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - Руководитель аудиторской группы).
По решению Главы в состав аудиторской группы могут быть включены должностные лица других структурных подразделений администрации муниципального образования город Новороссийск и (или) эксперты (физические лица, в том числе являющееся сотрудниками экспертной (научной) или иной организации, обладающие специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим исследованию в соответствии с целями и задачами аудиторской проверки).
2.9. Права и обязанности участников аудиторской группы определены федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита".
2.10. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки (далее - Программа), которая формируется и подписывается Уполномоченным должностным лицом или руководителем аудиторской группы, утверждается Начальником контрольно-ревизионного управления в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторской проверки.
2.11. Программа содержит следующую информацию:
2.11.1. Основание проведения и тему аудиторской проверки (пункт Плана или решение о проведении внеплановой аудиторской проверки).
2.11.2. Сроки проведения аудиторской проверки.
2.11.3. Цель (цели) и задачи аудиторской проверки.
2.11.4. Методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторской проверки.
2.11.5. Наименование (перечень) Объекта(ов) аудита.
2.11.6. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторской проверки.
2.11.7. Сведения об уполномоченном должностном лице или о руководителе и членах аудиторской группы.
2.12. При проведении аудиторской проверки Руководитель аудиторской группы (Уполномоченное должностное лицо) может прийти к выводу о необходимости внесения изменения в Программу в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры, подготовить и представить на согласование Начальнику контрольно-ревизионного управления предложения по изменению Программы.
Изменения в Программу утверждаются Начальником контрольно-ревизионного управления в срок не позднее 5 рабочих дней с даты представления предложений по изменению Программы.
2.13. Утвержденная Программа и/или изменения в Программу представляются для ознакомления Субъектам бюджетных процедур в течение одного дня после утверждения.
2.14. Местом проведения аудиторской проверки могут быть как помещения и территории, занимаемые Субъектами бюджетных процедур, так и помещения, занимаемые Отделом. Выбор мест проведения аудиторской проверки для осуществления отдельных пунктов Программы осуществляет Руководитель аудиторской группы (Уполномоченное должностное лицо) при составлении Программы.
2.15. Аудиторская проверка проводится в соответствии с утвержденной Программой путем выполнения Уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы профессиональных действий (применения совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих проводить аудиторскую проверку), в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
Уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы при проведении аудиторской проверки должны быть собраны обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства.
При проведении аудиторской проверки может использоваться фото-, видео- и аудиотехника, а также иные виды техники и приборов.
2.16. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторской проверки) или продления аудиторской проверки, Начальник контрольно-ревизионного управления направляет Главе служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) данной проверки.
2.17. Основаниями для приостановления проведения аудиторской проверки являются:
2.17.1. Отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у Субъекта бюджетной процедуры - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения Субъектом бюджетной процедуры в надлежащее состояние документов учета и отчетности.
2.17.2. Непредставление Субъектом бюджетной процедуры документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.
2.18. Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период ее приостановления (продления), но не может превышать 60 календарных дней.
2.19. Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки, принятое Главой, в соответствии с мотивированной докладной запиской Начальника контрольно-ревизионного управления оформляется распоряжением администрации муниципального образования город Новороссийск.
2.20. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (Уполномоченное должностное лицо) возобновляет ее проведение в сроки, устанавливаемые распоряжением администрации муниципального образования город Новороссийск.
2.21. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая может вестись и храниться в электронном виде и на бумажных носителях.
2.22. Рабочая документация должна подтверждать, что Объекты аудита исследованы в соответствии с Программой этой аудиторской проверки; собраны аудиторские доказательства (документы, данные, информация) достаточные и уместные для обоснования выводов, рекомендаций и формирования заключения по результатам проведенной аудиторской проверки.
2.23. Рабочая документация должна быть сформирована до окончания аудиторской проверки.
2.24. К рабочей документации аудиторской проверки относятся рабочие документы и материалы, подготавливаемые членами аудиторской группы (Уполномоченным должностным лицом), получаемые и хранимые ими в связи с проведением аудита. Рабочая документация может быть представлена в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Хранение рабочей документации осуществляется в Отделе.
Рабочая документация должна храниться скомплектованной в папки, заведенные для каждой аудиторской проверки.
Рабочая документация в папках располагается в соответствии с вопросами Программы.
2.25. Доступ к рабочей документации имеют только должностные лица Отдела, занятые аудитом.
Выдача документации по внутреннему аудиту работникам, не занятым аудитом по данной теме (вопросу), не допускается.
2.26. Рабочая документация должна храниться в архиве Отдела не менее 5 лет.
2.27. При хранении рабочих документов аудиторской проверки должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов, их части.
Оформление документов, содержащих сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
3. Реализация результатов проведенных аудиторских проверок
3.1. Информация о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий администрацией, о надежности Внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента отражаются по окончании проведения аудиторской проверки в Заключении, а также по решению Начальника контрольно-ревизионного управления могут быть отражены в ходе проведения аудиторской проверки (промежуточные и предварительные результаты аудиторской проверки), в том числе в форме аналитических записок, направляемых Субъектам бюджетных процедур.
3.2. Заключение по аудиторской проверке (далее - Заключение) включает в себя:
3.2.1. Тему аудиторской проверки.
3.2.2. Описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий.
3.2.3. Описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации Внутреннего финансового контроля.
3.2.4. Выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, установленной(ых) пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) Программой, включая один или несколько из следующих выводов:
3.2.4.1. О степени надежности Внутреннего финансового контроля.
3.2.4.2. О достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.
3.2.4.3. О качестве исполнения бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств, в том числе о достижении главным администратором бюджетных средств значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3.2.5. Предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации Внутреннего финансового контроля.
3.2.6. Дату подписания заключения.
3.2.7. Должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя и членов аудиторской группы (уполномоченного должностного лица).
3.2.8. Должность, фамилию и инициалы, подпись Начальника контрольно-ревизионного управления.
3.3. Подписанный экземпляр Заключения передается на ознакомление Субъекту бюджетной процедуры в течение трех рабочих дней.
3.4. При наличии возражений и предложений по фактам, указанным в Заключении, Субъект бюджетной процедуры в течение 3 рабочих дней с даты его получения на ознакомление вправе представить в свободной форме возражения и предложения аудиторской группе (Уполномоченному должностному лицу) на бумажном носителе или в электронном виде.
3.5. Аудиторская группа (должностное Уполномоченное лицо) в течение 3 рабочих дней со дня получения возражений и предложений рассматривает их обоснованность и дает заключение по представленным Субъектом бюджетных процедур возражениям и предложениям (далее - Заключение по возражениям и предложениям) в свободной форме за подписью Начальника контрольно-ревизионного управления.
3.6. Заключение по возражениям и предложениям направляется Субъекту бюджетных процедур в письменной и/или электронной форме, а его копия приобщается к материалам аудиторской проверки.
3.7. Заключение, завизированное руководителем Субъекта бюджетной процедуры, представляется Главе или иному уполномоченному им лицу для рассмотрения и принятия решений.
3.8. Подписанный экземпляр Заключения с решением Главы или иным уполномоченным им лицом остается в Отделе, копия передается Субъекту бюджетной процедуры.
3.9. В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения копии Заключения с решением (резолюцией) Главы или иного уполномоченного им лица, Субъект бюджетной процедуры обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации предложений и рекомендаций по устранению недостатков/нарушений согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку (графы 1-4).
3.10. Субъект бюджетной процедуры обеспечивает выполнение внесенных аудиторской группой (Уполномоченным должностным лицом) предложений и в установленные сроки представляет руководителю аудиторской группы (Уполномоченному должностному лицу) информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки, с приложением копий подтверждающих документов согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку (графы 1-5).
4. Составление и представление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
4.1. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, и направляется Главе до 1 марта текущего финансового года.
4.2. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
4.3. Годовая отчетность о результатах деятельности Отдела должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также сведения об Отделе, в том числе:
4.3.1. О подчиненности Отдела, правовых актах, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита, количестве должностных лиц, осуществляющих аудит.
4.3.2. О принятых мерах по повышению квалификации указанных должностных лиц и по обеспечению надлежащего качества осуществления внутреннего финансового аудита.
4.3.3. О выполнении Плана за отчетный год, а в случае невыполнения Плана - информацию о причинах его невыполнения.
4.3.4. О количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских проверках за отчетный год (при наличии).
4.3.5. О степени надежности осуществляемого в администрации муниципального образования город Новороссийск Внутреннего финансового контроля.
4.3.6. О достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств.
4.3.7. О результатах деятельности Отдела, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, включая информацию о наиболее значимых, по мнению начальника Отдела:
4.3.7.1. Выводах, предложениях и рекомендациях Отдела.
4.3.7.2. Нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, а также о значимых остаточных бюджетных рисках, включая информацию об их причинах.
4.3.7.3. Принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков.
4.3.7.4. Примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения) выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в администрации муниципального образования город Новороссийск (при наличии).
4.3.8. Другие положения утвержденных федеральных стандартов.
5. Реестр бюджетных рисков, участие Субъектов бюджетных процедур в формировании и ведении (актуализации) реестра бюджетных рисков
5.1. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках Отделом формируется и ведется реестр бюджетных рисков (Приложение N 2 к настоящему Порядку).
Подписывается реестр бюджетных рисков Начальником контрольно-ревизионного управления.
В целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков Субъектами бюджетных процедур и Отделом (в рамках проведения аудиторских мероприятий) осуществляется оценка бюджетных рисков, включающая в себя выявление (обнаружение) бюджетного риска, определение его значимости с применением критериев вероятности и степени влияния.
5.2. Отдел проводит мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации бюджетных рисков, по организации и осуществлению Внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и недостатках.
Мониторинг может проводиться в рамках проведения аудиторской проверки и/или в период между аудиторскими проверками, но не реже одного раза в год.
Результаты мониторинга, проводимого в рамках аудиторской проверки, отражаются в Заключении о ее результатах; вне аудиторской проверки оформляются аналитической запиской в произвольной форме.
6. Отдельное положение
6.1. Отдел при осуществлении внутреннего финансового аудита также руководствуется положениями, определенными федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации и не включенными в настоящий Порядок.
И.о. начальника |
А.Б. Белялов |
Приложение N 1
к Порядку осуществления
администрацией муниципального
образования город Новороссийск
внутреннего финансового аудита
План
мероприятий по реализации предложений и рекомендаций и устранению недостатков/нарушений
_____________________________________________________________,
(наименование аудиторской проверки)
проведенной в период _______________________________ 20__ г.
N |
Предложения, внесенные в заключение аудиторской проверки |
Краткое содержание нарушений, недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки (при наличии) |
Срок внедрения предложения и/или устранения недостатка |
Принятые меры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Руководитель структурного
подразделения администрации
___________________________ _____________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
И.о. начальника |
А.Б. Белялов |
Приложение N 2
к Порядку осуществления
администрацией муниципального
образования город Новороссийск
внутреннего финансового аудита
Реестр бюджетных рисков на 20__ г.
по состоянию на" __ " ___________ 20__ г.
______________________________________________________
(наименование бюджетной процедуры)
N |
Наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска |
Описание бюджетного риска |
Наименование владельца бюджетного риска |
Оценка значимости (уровня) бюджетного риска |
Оценка вероятности бюджетного риска |
Оценка степени влияния бюджетного риска |
Описание последствий бюджетного риска |
Описание причин бюджетного риска |
Меры по предупреждению и (или) минимизации (устранению) бюджетного риска |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начальник контрольно-ревизионного
управления __________ ____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
И.о. начальника |
А.Б. Белялов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края от 30 июня 2023 г. N 3001 "Об утверждении Порядка осуществления администрацией муниципального образования город Новороссийск внутреннего финансового аудита и признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 3 декабря 2020 года N 5901"
Вступает в силу с 5 июля 2023 г.
Опубликование:
Вестник муниципального образования город Новороссийск, 5 июля 2023 г. N 39